Государственный терроризм и пиратство занимают новую достойную позицию в международных вопросах
28.05.2021, 12:19The Wall Street Journal опубликовал письмо главы ирландской авиакомпании Ryanair Майкла О’Лири, которое тот написал непосредственно в адрес авиационного департамента Минтранса Белоруссии.
Редакция издания утверждает, что в своем обращении руководитель Ryanair называет принуждение к экстренной посадке самолета его авиакомпании в Минске незаконным и предумышленным угоном, попросту актом террора.
Майкл О’Лири подчеркивает, что белорусские диспетчеры проигнорировали просьбу командира самолета связаться с авиакомпанией после получения сообщения о минировании борта. Также глава Ryanair назвал ложью утверждение белорусских властей о том, что Департамент авиации пытался связаться с авиакомпанией.
Кстати, швейцарский провайдер ProtonMail заявил, что письмо о том, что в самолете, который в итоге сел в Минске, якобы заложена бомба, отправили уже после того, как самолет развернулся в воздухе.
Напомним, 23 мая самолет Ryanair, следовавший по маршруту Афины — Вильнюс, посадили в аэропорту Минска после получения сообщения о минировании. По поручению Александра Лукашенко для сопровождения пассажирского самолета, в котором летел Протасевич, в небо был поднят истребитель. Команду посадить самолет отдал лично Лукашенко.
На борту самолета находился основатель оппозиционного белорусскому режиму Telegram-канала Nexta Роман Протасевич. Его сразу арестовали. В Белоруссии Протасевич и еще один создатель Nexta Степан Путило внесены в список террористов. На Протасевича также заведено уголовное дело об организации массовых беспорядков.
Оперативно, буквально сразу после инцидента, официальные лица из Минска заявили, что сообщение о минировании самолета Ryanair пришло от имени палестинской группировки ХАМАС!
Ведомство утверждало, что текст угрозы, из-за которой самолет был посажен в Минске, выглядел так: «Мы, солдаты ХАМАС, требуем, чтобы Израиль прекратил огонь в секторе Газа. Мы требуем, чтобы Европейский союз отказался от поддержки Израиля в этой войне. Известно, что участники Delfi Economic Forum возвращаются домой рейсом 4978. В этот самолет заложена бомба. Если вы не выполните наши требования, бомба взорвется 23 мая над Вильнюсом».
Однако, на следующий день ХАМАС резко и с раздражением опроверг причастность к «минированию» самолета.
История с принудительной посадкой гражданского иностранного воздушного судна в Минске, безусловно, лежит за гранью международного законодательства.
Особенную пикантность произошедшему придает тот факт, что это не сам самолет сообщил об инциденте у себя на борту и запросил помощь, а белорусские диспетчеры заявили о минировании самолета и потребовали сажать самолет. То, что до Минска было вдвое дальше, чем до Вильнюса - конечной точки маршрута - никого не смутило, так как фактически на перехват был выслан белорусский военный истребитель.
В общем, тут не столько борьба с международным терроризмом, сколько сам акт международного терроризма в чистейшем виде.
Правда, стоит оговориться - не первый. Не так давно (в 2013 году) аналогичную историю провели не абы с кем, а с самолетом самого президента Боливии Эво Моралеса, вынудив совершить незапланированную посадку в Австрии, предполагая, что на нем вывозится беглый агент американского Агентства национальной безопасности - Эдвард Сноуден.
Правда, там все-таки был соблюден определенный протокол - Франция и Испания закрыли воздушное пространство без объяснения причин, и самолет Моралеса самостоятельно приземлился в Вене, где его и обыскали, не особо церемонясь со статусом и выпустили на волю.
Впрочем, Моралес предпочел не раздувать инцидент.
До этого в 2010 году иранские власти посадили на своей территории самолет Дубай-Бишкек, причем как раз с помощью военных самолетов и без малейших церемоний. На борту был лидер суннитской группировки Джундалла, которую в Иране считают террористической - Абдолмалек Риги. После серии допросов, где Риги признался в работе на все разведки мира одновременно, включая инопланетные, он был приговорен к смертной казни и незамедлительно казнен.
В определенном смысле режим Лукашенко не одинок в своих действиях и всегда может сослаться на прецеденты, в том числе и западные.
Проблема в том, что вообще-то говоря, все серьезные войны всегда начинались с каких-то локальных событий. Понятно, что эти события в основном использовались как повод, но именно глубокая периферия запускала маховики войн.
В 21 веке войны однозначно будут другими и уж точно не такими, как их рисуют на плакатах гражданской обороны. Но от этого они войнами быть не перестанут.
То, что международное право практически не работает, создает опасную ситуацию - никто не может сказать, когда очередное нарушение в конце концов обрушит этот карточный домик. И какое это будет нарушение…
Так как на повестку дня выходит Правило «Правил больше нет» (а оно сейчас, пожалуй, становится ключевым во всех отношениях - и международных, и внутренних).
С каждым подобным инцидентом тормоза сдерживания конфликтов работают всё хуже, и в какой-то момент произойдет то, что бывает с любым автомобилем, у которого вытечет вся тормозная жидкость.
К примеру, завтра, так же принудительно, посадят самолет, в котором будет сидеть в качестве обычного пассажира, ну, допустим, писатель Захар Прилепин. Не велика фигура, но все-таки медийно известная. Выведут болезного под ручки и начнут процедуру экстрадиции на территорию Украины по обвинению в участии в незаконных вооруженных формированиях.
Раньше это было бы глупой шуткой. Сейчас — ну, а кто его знает. Правил больше нет!
Правила — штука обременительная. Но в то же время они создают зону пониженного риска, для того и принимались. В конечном итоге их принимают в том числе и потому, что это выгодно. А вот отсутствие правил — не выгодно.
Кстати, с пиратами борьба шла ни шатко, ни валко, пока морские перевозки не стали страховать, причем это стало именно правилом: море все-таки, всякое может случиться. И наличие пиратов стало обременительным экономически и финансово — слишком высоко страховщики стали оценивать перевозки грузов через пиратские зоны. Дешевле оказалось истребить их под корень.
Сомалийских пиратов, к примеру, победил Lloyd’s of London, который поднял ставки и выжидательно посмотрел на морские сверхдержавы — вы там как, ребята?
И ребята тут же отрядили в опасную зону военные корабли с приказом топить любого, кто рискнет. Ну, а потом, конечно, спасать тонущих. Правила все-таки...
Мир сегодня на переломе. Ломается через колено предыдущий мировой порядок, на его руинах создается что-то новое. Что — пока непонятно. Но ключевым маркером строительства нового мирового порядка станет выработка новых правил и механизмов по их соблюдению. Если потребуется — то принудительного.
Сомалийские пираты, возможно, даже не в курсе существования морского права, но когда потребовалось — им его разъяснили в предельно доходчивой форме.
И в этом смысле пока пиратство и терроризм в том числе и на государственном уровне — это явление временное. Так как у любой катастрофы есть один, но очень хороший момент — она всегда заканчивается.
И потом наступает период относительно стабильного и правильного (от слова «правила») существования. Пока любой террорист (в том числе и в мундире государственного деятеля) вполне может чудить как ему вздумается. Это нехорошо, но это специфика текущего момента. И только.
Потом ему (или кому-то другому) все равно объяснят, причем в крайне очевидной форме, что он был неправ.
А пока людям, которые могут быть задержаны западным правосудием по любым обвинениям, лучше всего воздержаться от полетов. И от морских путешествий на всякий случай тоже.
Вероятность того, что в ответ что-нибудь прилетит, достаточно высока…