Устроят ли «Аэрофлот» и «Москва Карго» очередной коллапс?
30.10.2019, 16:25
Проблемы в логистике московского авиационного узла грозят повышением цен?
Не так много осталось до своеобразного юбилея - в 2015 году небольшой склад, получивший после ребрендинга не совсем законное название «Москва Карго» (применение наименований субъектов Федерации в названиях коммерческих фирм, по понятным причинам, ограничено), впервые попал на главные телеканалы нашей страны. Попал он туда не потому что образцово-показательно справлялся со своими задачами, а наоборот - по причине тотальной неспособности переварить объем работы, монопольно полученный им от государственной авиакомпании «Аэрофлот» сразу после приобретения склада олигархом Ротенбергом и его партнерами Александром Пономаренко и на тот момент депутатом Государственной Думы Александром Скоробогатько (неожиданно, правда?).
2015 год для клиентов грузового терминала прошел плачевно, с потерями. «Аэрофлот» был вынужден принять крайне позорное и разорительное действие, запретив вообще перевозить на своих самолетах грузы, объявив эмбарго.
Неслыханный позор для национального авиаперевозчика, однако на самом деле все только начиналось. В последующие годы термин «эмбарго», незнакомый Шереметьево ранее, стал постоянным. Последним таким отклонением является необъяснимое введение эмбарго в феврале 2018 года, в «низкий» сезон, обрушившееся на клиентов «Москва Карго» и «Аэрофлота», еще не успевших прийти в себя после проблем высокого сезона года 2017-го. После таких масштабов вялотекущие отказы и сбои особого удивления и негодования не вызывали, тем более что компания, сделав специфические выводы из своих проблем, решила заняться своим имиджем. При помощи, судя по всему, административного ресурса, было налажено взаимодействие с Минпромторгом, который использовал свои возможности для агитации среди китайских авиакомпаний. По терминалу водили Дмитрия Медведева (который, скорее всего не знал о том, сколько лет это место становится проклятием для бизнесменов, дела которых зависят от поставок воздушным транспортом), устраивали показательные выступления совместно с таможенными органами...
Есть серьезная вероятность, что в нынешний высокий сезон 2019 года на клиентов «Москва Карго» обрушится такое количество проблем, что самый первый коллапс, произошедший в 2015 году, покажется цветочками. Для этого есть ряд предпосылок.
Увеличение грузопотока. «Шереметьево» с момента приватизации олигархами по вполне понятным причинам стало притягивать к себе клиентов. Пожалуй, самым крупным »приобретением» является «Россия». Поскольку авиакомпания подчиняется «Аэрофлоту», никакого выбора ей, конечно, не оставили, и все грузы напрямую пошли в Ротенберговскую «Москва Карго», невзирая ни на какие пожелания и требования клиентов, мнение которых в этом аэропорту спрашивать не принято. «Россия», как нетрудно догадаться, авиакомпания крупная, и грузов на ее самолетах летает достаточно. А ведь даже со старым грузопотоком «Москва Карго» справлялась не очень хорошо...
Разочарование в новом терминале. Хоть в пресс-релизах и говорится раз за разом о том, что построенный терминал суперсовременен и по уровню интеллекта сравнится со средним участником передачи «Что?Где?Когда?», проблемы в его работе давно стали обыденностью. Стремясь за красивыми обещаниями, олигархи дали согласие на возведение «автоматизированного» склада - это слово звучало современно и продвинуто. Проблема в том, что автоматизация бывает разная, и не разбирающиеся в специфике работы (что вы хотите от людей, занимавшихся ранее торговыми центрами) выбрали, мягко говоря, не самый удачный вариант.
На сайте компании сейчас указано, что автоматизация производственного цикла составляет 60%, хотя в 2016 году профильные издания разрывались от восторгов, заставляя падать в обморок учителей литературы фразой «Система абсолютно автоматизирована, в максимальной степени автоматизации, которая достигнута в мире на сегодняшний день» (ну, зато благодаря этим публикациям мы узнали, что «абсолютная автоматизация в максимальной степени автоматизации» - это 60%). И что-то мне подсказывает, что во всяких там технических заданиях и пояснительных записках (в том числе ложащихся на стол чиновникам, распределяющим государственное имущество) цифры «60» не было. Думаю, вы понимаете, о чем это я.
«Усталость» техники и конструкций. Вы, конечно, предположите что я шучу, но какие могут быть шутки в таком печальном положении. Проблема в том, что неподготовленность терминала «Москва Карго» к полученным объемам груза проявлялась не только в недостатках конструкции самого склада. Проблема возникла, например, с нехваткой телег и недостаточным количеством транспортных средств. Поскольку все бюджеты ушли на чудо-терминал, оставшаяся техника работала с тройной нагрузкой, при этом не получая достаточного технического обслуживания. Судя по отзывам работников, даже мелкий ремонт проходил через проржавевшую насквозь бюрократическую машину с ее заявками, рассмотрением, классическим «тридцать дней на выполнение» и прочими признаками никуда в своей жизни не спешившего бумагомарателя. Учитывая рассказы грузчиков о том, что «урвать» хотя бы приемлемо работавший погрузчик уже считалось большой удачей, можно легко представить, что творится с техникой в условиях увеличившегося грузооборота.
«Текучка» кадров. Проблемы с кадрами отмечаются во всех подразделениях аэропорта Шереметьево, бегство грузчиков из «Шереметьево-Хэндлинг» вообще стало одним из центральных сюжетов выпусков новостей этим летом. Как нетрудно догадаться, корпоративная политика необоснованно жесткого отношения к работнику при учете не самой высокой оплаты (грузчики добавляют, что их постоянно обманывают с выплатами) распространяется на весь аэропорт, и сотрудники «Москвы Карго» исключением не стали.
Поскольку руководство никогда не признает свои ошибки, значит «крайними» в грядущем коллапсе будут сделаны простые грузчики. И они вполне могут взять пример со своих коллег в «Шереметьево-Хэндлинг», которым даже пообещали огромные трехзначные зарплаты (хоть и признали это фейком практически сразу, такой вот рекламный трюк от местных HR).
Кто находится в зоне риска?
Компании-форвардеры. На протяжении последних лет каждый коллапс «Москвы Карго», учитывая ее монопольное слияние с «Аэрофлотом», не позволяющее найти альтернативные пути доставки, становился настоящим проклятием для компаний, доставляющих частным лицам посылки из Штатов и Европы. Не так уж и сложно представить, какой удар по репутации наносится компаниям, напрямую зависимым от мнения обычных людей. Проклятия в стиле «я больше никогда не воспользуюсь вашими услугами!» сыпались ежедневно в огромных количествах, и попытки бизнесменов обьяснить, что в этих бедах виноват неуклюжий подмосковный склад были заведомо обречены на недоверие.
Грузы, требующие особенных условий. Фотографии, на которых грузы «Москвы Карго» стоят то в лужах, то под дождем, то под снегом, стабильно появлялись на протяжении всех этих лет, наглядно доказывая обоснованность претензий бизнеса к олигархическому складу. Но если условным пиджакам (при условии нормальной упаковки, конечно) не так страшно простоять лишних пару дней в сугробе, то для дорогой вакцины такие приключения могут стать фатальными.
Скоропорт и животные. Даже если груз и попадал внутрь склада коллапсирующей «Москвы Карго», это совершенно не значило, что он быстро попадет оттуда к грузополучателю. Для скоропортящихся грузов зачастую монопольный выбор «Аэрофлота» становился фатальным. Жутковато вспоминать истории о том, как в таких условиях на несколько дней оставляли клетки с живыми животными (и далеко не всегда - в отапливаемом помещении).
Люди, потерявшие близких. Кошмарные «байки» о том, как гробы с телами покойников неопытные грузчики из стран ближнего зарубежья ставили на голову - не самое подходящее повествование для людей, недавно потерявших своих близких и вынужденных отправлять их тела на Родину. К сожалению, эти «байки» возникли не на пустом месте - далеко не каждый гастарбайтер знает, что такое «груз 200».
Покупатели. Да, именно в этом широком смысле - любые издержки при доставке ложатся дополнительным ярмом на кошелек покупателя. Так было, так есть и так будет всегда.
Кому грядущий коллапс выгоден?
Нечистые на руку грузчики и начальники смен. В творящемся хаосе доведенные до отчаяния бизнесмены, чьи «скоропорты» потихоньку тухнут где-то в недрах «автоматизированного на 60%» терминала, готовы на предоставление определенных льгот и подарков тем сотрудникам склада, которые проявят личную смекалку и помогут предотвратить уничтожение всей партии груза.
ОЧЕНЬ нечистые на руку грузчики и руководители. То, что в «Москве Карго» подворовывают грузы - не самый большой секрет, об этом писали даже в прессе. Само собой, украсть что-то ценное, когда вокруг творится неразбериха и беготня, намного легче. К сожалению, некоторые люди этим успешно пользуются.
Другие аэропорты и авиакомпании. В моменты наиболее грандиозных коллапсов (2015, 2017, 2018 годы) огромное количество клиентов убежали в другие аэропорты. Сделать это смогли далеко не все - «Аэрофлот», кокетливо рассказывающий о своей «примерно 46% доле рынка», по факту монополизировал большое количество очень важных направлений, альтернативы на которых ему просто нет. Но даже несмотря на это то же Домодедово неоднократно выигрывало неплохие объемы работ благодаря «Москве Карго».
Активные и «пробивные» брокеры. Люди, которые помнят бардак 90-х, могут стать ценными специалистами по «вытаскиванию» грузов из «Москвы Карго». Немного наличных, небольшие подарочки, снование по перрону (да, в 2015 на территорию закрытой зоны спокойно пропускали за 100 долларов непонятных людей, ищущих свой груз) и складу. Это, конечно, не спасет от неумехи-грузчика, роняющего поддон с «айфонами», но шансы увидеть свои ящики и коробки в более-менее приемлемом состоянии и в меньшие по сравнению с доставкой на вьючных животных сроки.
Итак, мы разобрали несколько предпосылок и сделали определенные выводы. Надеюсь, данный материал поможет людям, чей бизнес зависит от грузов, вовремя заметить начало коллапса и быстро на него отреагировать. Ну, или хотя бы начать копить на возмещения для клиентов.
Дмитрий Кузнецов