ЕЩЁ НОВОСТИ
ГлавнаяПолитика › Запад замер в ожидании новых «вопиющих злодеяний Кремля» или усиленно их ищет

Запад замер в ожидании новых «вопиющих злодеяний Кремля» или усиленно их ищет

19.04.2018, 12:02

В долгий ящик отложен уже подготовленный к «высочайшей подписи» новый пакет санкций против России из-за категорического нежелания президента США Дональда Трампа его подписывать. 


Однако, правление России выражает уверенность, что очередные претензии США или кто-то в «старушке Европе» все равно предъявит, и готовят несколько сценариев того, как будут отражать экономическую атаку. 

В авторском материале «Московского комсомольца» замечают, что частенько «лидер свободного мира» может стукнуть кулаком по столу и на какое-то время показать, «кто в доме хозяин». Но вода камень точит. Формально соглашаясь с решением начальника, «придворные» лишь выжидают удобного момента для того, чтобы застать босса врасплох и подчинить его своей воле. 

«МК» считает, что такой «удобный момент», к сожалению, наступит очень скоро. Отличительная политическая особенность весны 2018 года состоит в том, что приблизительно раз в месяц в какой-то части света происходит локальное событие, которое позволяет резко увеличить санкционное давление на Россию. В начале марта таким событием стало «дело Скрипалей», в начале апреля — «химическая атака» в сирийском городе Дума. 

Так что вполне вероятно, что скоро миру объявят о новом «вопиющем злодеянии России», на которое Трамп будет просто обязан отреагировать, введя в действие отложенный сейчас пакет санкций или кое-что еще похлеще.  

На этом фоне СМИ активно перечисляют ограничения, которые могут быть наложены на российскую экономику. Например, запрет на покупку американскими инвесторами облигаций федерального займа России (ОФЗ). Многие эксперты были уверены, что США сделают это еще в начале года. Россия же может выпустить валютные ОФЗ или создать финансовый институт для скупки нашего суверенного долга. 

Еще одна угроза «с бородой»: отключение российских госбанков от международной платежной системы SWIFT, которая необходима для быстрого обмена информацией о платежах, гарантиях и аккредитивах. Без уведомления контрагента о транзакции платежи будут доходить после долгой обработки, что отразится как на бизнесе, так и на рядовых клиентах. Впрочем, по уверению главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, 90% российских банкоматов могут принимать российские платежные карты. Кроме того, Россия избавляется от американских казначейских облигаций. Тем не менее, по оценке экспертов НИУ ВШЭ, из-за санкций в 2018 году отток капитала из России рискует вырасти на $20 млрд и приблизиться к $50 млрд. 

Вместе с тем, не только Запад может быть заинтересован в закручивании антироссийских гаек. Вполне вероятна своего рода ultima ratio regum, когда российское государство может прибегнуть к реальной или фиктивной национализации попавших под санкции компаний через выкуп или репование их акций, считает российский экономист, социолог и политический деятель Владислав Иноземцев. В таком случае компания формально оказывается принадлежащей, например, Росимуществу, что разрывает связку компании и ее «токсичного» собственника. Одновременно соглашения о покупке могут нести в себе допущение обратного выкупа актива, а сама сделка может закрыться переводом рублевых средств со счета на счет в одном и том же банке. 

Вариантом подобной транзакции может стать выкуп подешевевшего в результате применения санкций актива какой-либо госкорпорацией – что, однако, влечет за собой дополнительные сложности, так как большинство госкорпораций сами находятся под санкциями. Однако все эти меры могут иметь смысл лишь как часть «перестройки» российской экономики на новый «конфронтационный» лад. Правительству придется немедленно начать работать над комплексом мер по противодействию западным санкциям. События 11 апреля, когда котировки нефти выросли почти на 4% на ожиданиях углубления конфликта России и Запада, вполне могут подсказать прочим нефтедобывающим странам, что санкции против Российской Федерации – не такая уж плохая идея, так как они способны вытеснить с рынка крупного игрока и спровоцировать дальнейший рост цен, создав при этом нишу для увеличения добычи. 

Поэтому далеко не только Запад сейчас может быть заинтересован в «закручивании гаек», и России нельзя, как это часто бывает, лишь реагировать на события по мере того, как они происходят. Нужно готовиться к тяжелой позиционной борьбе, не надеясь на то, что санкции будут скоро сняты, и не убеждая себя в том, что положение попавших под них российских компаний можно улучшить какими-то паллиативными мерами. При этом, подчеркивает Иноземцев, речь должна сегодня идти исключительно об «обороне», а не о «наступлении». 

Как бы ни чесались руки у кремлевского начальства, Россия не может себе позволить отомстить США ограничением деятельности их компаний на своей территории – прежде всего потому, что это спровоцировало бы масштабный disinvestment со стороны всех наших партнеров и существенно снизило бы перспективы экономического роста не в Соединенных Штатах, а в Российской Федерации (да к тому же запустило бы новую волну санкций уже в отместку на принятые Москвой меры).
Accelerated with Web Optimizer