Газовая война на Каспийском театре экономических интересов и действий
14.01.2011, 20:07
Администрация США с большим интересом наблюдает за развитием событий в Каспийском регионе – особенно в области энергии. Европа делает шаги к дальнейшей реализации проектов по обеспечению собственной энергобезопасности. Глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу и комиссар по энергетике Гюнтер Эттингер совершают визит в Азербайджан и Туркменистан.
13-го января Баррозу и президент Азербайджана Ильхам Алиев подписали совместную декларацию о создании «Южного коридора».
«Южный коридор», являющийся приоритетным для ЕС энергетическим проектом, направлен на расширение источников энергоносителей и усиление энергетической безопасности европейских стран и включает в себя такие проекты, как «Набукко», ITGI (газопровод Турция-Греция-Италия), «Белый поток» (газопровод Грузия-Украина-ЕС) и Трансадриатический трубопровод (TAP).
Сам факт подобного визита высокопоставленных лиц Евросоюза в прикаспийский регион в начале года доказывает: ЕС готов двигаться вперед в вопросе реализации «Набукко».
В начале января на пресс-конференции Баррозу заверил журналистов в том, что проект «Набукко» будет реализован.
Цель визита делегации ЕС в прикаспийские страны очевидна. Европейские компании должны принять коммерческие решения по поводу того, какой из проектов «Южного коридора» является наиболее обоснованным и выгодным. На данном этапе европейские политики должны определить возможности потенциальных поставщиков газа и заручиться поддержкой Ашхабада и Баку в реализации главной части «Южного коридора» – газопровода «Набукко».
Визит главы Еврокомиссии в Азербайджан и Туркменистан, минуя Ирак, у которого также имеются большие запасы газа, говорит о том, что Запад делает ставку в первую очередь на страны Каспия. Неустойчивая политическая ситуация, разногласия между курдами и арабами, а также нерешенные вопросы организации газовой промышленности и газовой политики делают Ирак не самым удобным экспортером.
Кроме того, Азербайджан и Туркменистан уже являются экспортерами газа в Европу, в то время как Ирак пока не имеет возможности экспортировать газ в этом направлении из-за отсутствия трубопровода.
Обходящий Россию южный коридор доставки энергоресурсов прикаспийского региона приобретает стратегическое значение в обеспечении энергетической безопасности Европы.
С помощью «Набукко» Европа рассчитывает повысить свою энергобезопасность, снизив зависимость от поставок газа из России. Этот проект, как и «Южный коридор» в целом, поддерживают и США.
Выступая на форуме, проходившем в вашингтонском Центре за американский прогресс, спецпредставитель Вашингтона по евразийским энергетическим вопросам Ричард Морнингстар отметил, что у США имеется три основных энергетических задачи в прикаспийском регионе.
Для Вашингтона важно оказать помощь в разработке новых нефтегазовых месторождений, укрепить европейскую энергетическую безопасность, обеспечив странам ЕС доступ к различным источникам энергоресурсов, и содействовать экономическому развитию стран Кавказа и Центральной Азии.
«Все, чего мы хотим – это убедиться, что страны Кавказа и Центральной Азии могут принимать собственные решения в отношении добычи и экспорта своих ресурсов, исходя из своих собственных интересов», – подчеркнул Морнингстар.
Предстоящий визит важен еще и потому, что 2011 год должен стать решающим для «Набукко». Дело в том, что сразу два больших газопровода – и «Южный поток», и «Набукко» – Европе просто не нужны.
При этом если «Набукко» еще даже не начал строиться, то Россия упорна в своем желании построить «Южный поток».
При этом очевидно – спрос на природный газ в Европе еще не скоро восстановится до того уровня, который существовал до финансового кризиса. Однако, так же как Россия поддерживает «Южный поток», западные политики рьяно поддерживают проект «Набукко».
Такой исход очень важен для Азербайджана, Туркменистана и Турции. Все возможные варианты независимого экспорта азербайджанского и туркменского газа в Европу, включая «Набукко» – мощный инструмент Баку и Ашхабада для получения наибольшей экономической выгоды и для развития региона.
Выгодно это и Турции – единственной стране, без которой ни один газопровод из Каспийского региона и Центральной Азии в Европу, минуя Россию, не построить, что делает ее положение исключительно выгодным.
Но Анкара пытается получить возможность превратиться из транзитного государства в продавца газа, что невыгодно странам-поставщикам. На прошедшем в конце декабря в Стамбуле саммите Организации экономического сотрудничества президент Азербайджана Ильхам Алиев и премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган обсудили вопрос «Набукко».
При таком политическом внимании к проекту очевидно: Европа стоит на пороге начала реализации важнейшего проекта в деле обеспечения своей энергобезопасности – «Южного коридора», основной частью которого, возможно, станет именно «Набукко», считает Ариэль Коэн, ведущий эксперт фонда «Наследие» по вопросам России, Евразии и международной энергетической политики.
Этому важному событию предшествовали публикации в СМИ якобы о возможном слиянии Nabucco и «Южного потока».
Многолетнее трубопроводное противостояние между Россией и Евросоюзом может завершиться объединением газопроводов Nabucco и «Южный поток».
Такое мнение в минувший понедельник высказал американский посол в Италии Дэвид Торн в интервью итальянским СМИ. По его словам, эту точку зрения разделяет и итальянская компания Eni – главный партнер России в Европе по строительству трубопровода «Южный поток». Российские эксперты считают такие планы утопичными, учитывая, что «Газпрому» необходим полный контроль над поставками российского газа в Европу, а не какое-то мифическое «сотрудничество» в этом вопросе.
«Компания Eni изменила свою позицию, выступив в поддержку слияния проектов «Южный поток» и Nabucco, – заявил Торн, сославшись на итоги «множества встреч» с главой Eni Паоло Скарони, проходивших в Риме и в Вашингтоне. – Я сказал бы, что мы находимся в фазе конструктивного диалога».
Напомним, что итальянский газовый гигант Eni считается главным европейским сторонником проекта «Южный поток», призванного поставлять газ в Европу в обход Украины – традиционной транзитной страны.
Между тем сам «Газпром» не против строительства газопровода Nabucco, но чем его заполнять – это проблема европейцев, заявил глава концерна Алексей Миллер в интервью Spiegel 10 января. «Мы не выступаем против Nabucco, – подчеркнул он. – Если европейцы хотят Nabucco, они должны построить его. Мы не против, это их проблема».
«Заявления американского чиновника – это дипломатическая игра, преследующая как минимум две цели. «Первая – каким-то образом подействовать на Россию и дать понять, что США не отвергают сам проект «Южного потока», но просят неких ответных действий. Вторая цель – оказать давление на европейцев, которые медленно принимает решения по реализации Nabucco»,- приводит издание мнение ведущего аналитика журнала «Разведка и добыча» Михаила Крутихина.
В свою очередь, итальянская Il Legno Storto опубликовала статью Маттео Каццулани «ЕС отрицает слияние «Южного Потока» и Nabucco».
Брюссель подтверждает энергетическое партнерство с Азербайджаном и Россией. В понедельник, 10 января представитель Европейской комиссии Мартин Холцнер подтвердил намерение Брюсселя одновременно работать над реализацией Nabucco и «Южного Потока».
Это важное заявление, которое отрицает слухи, циркулировавшие в прошедшие дни относительно слияния двух проектов под эгидой Старого Света.
«Если говорить о слиянии, то это касается проектов, связанных только с азербайджанским газом. Nabucco - это наш приоритет, так же как и диверсификация источников снабжения», - приводит Il Legno Storto заявление Мартина Холцнера.
Nabucco и «Южный Поток» - два газопровода, которые будут проложены параллельно. Они задуманы как источники снабжения Европы азербайджанским и российским газом.