ЕЩЁ НОВОСТИ
ГлавнаяПолитика › Геополитические устремления Турции и Ирана на Кавказе

Геополитические устремления Турции и Ирана на Кавказе

12.01.2011, 17:24

Геополитическое значение кавказского региона неоценимо для Турции и Ирана. Часть экспертов полагает, что после последних событий карабахского конфликта и грузинской августовской агрессии 2008 года две этих бывших империй решили укрепить влияние на Кавказ. И проявилось совпадение их интересов в этом направлении.

Факт, что Турция, и ее нынешние лидеры проводят многовекторную активную политику. Одним из важных для них приоритетов в последнее время стало упрочение позиций на Ближнем Востоке, и угождение мусульманскому миру. Охладевшая к вступлению в Евросоюз Турция перераспределила силы, и решила укрепить свои позиции иным методом. И первоначальные амбиции в отношении Кавказа в определенной мере сменились более резкими вызовами. Однако Турция не отказывается от западного развития, и поскольку это в ее интересах и возможностях, сохраняет отношения с США, по-прежнему старается интегрироваться с Европой, выступает с предложением Евразийского вектора арабских стран, частью которых являются Иран и Россия.

Поэтому, по мнению части аналитиков, Турции не грозит превращение в Иран. Несмотря на участившуюся периодическую антиеврейскую и антиамериканскую риторику, у Турции явно нет намерения широкомасштабного противостояния с США и НАТО. К тому же, Турция достаточно интегрирована в структуры НАТО и имеет множество общих интересов с Западом. Корни этих явлений надо искать в недалеком прошлом, поэтому еще раз взглянем на летопись кавказкого региона: после развала СССР Кавказ превратился в арену противостояния разного рода региональных и глобальных политических сил. Для Турции и Ирана это было не меньшей неожиданностью, чем для стран Запада.

Как выяснилось позже, ни у Анкары, ни у Тегерана не имелась заранее подготовленная специальная стратегия для действия в этом пространстве. Вместе с тем, никто не знал, каким будет реакция России, выйдет или нет Кавказ из-под контроля Москвы. После августа 2008 года многое прояснилось, но, как говорят специалисты, Кавказ по-прежнему порождает больше вопросов, нежели ответов, тем более, в международных отношениях.

Когда после развала СССР Турция первой признала независимость Азербайджана и тюркских республик Средней Азии, тогда, предположительно надеялась, что в ближайшем будущем займет место России. Многочисленные пантюркские организации, которые и в настоящее время во множестве представлены в Турции, активно заработали в Азербайджане. Азербайджан из Турции уже был виден, как богатая турецкая провинция. Однако, за истечением времени стало явным, что идеи турецких националистов о создании пантюркской империи остаются всего лишь мифом и мечтой.

Отношения России и Турции начали налаживаться со сферы туризма. Однако, сближение двух постоянных конкурентов в регионе, даже на сегодняшнем фоне, все равно смотрится как фантастика. Интересы двух этих империй исторически всегда пересекались в кавказском регионе, и они считались постоянными соперниками.

Не мог быть случайностью и тот факт, что во время второй чеченской войны большинство добровольцев, воюющих против России, составляли как раз граждане Турции. Это, первым делом, было связано с четырехмиллионной кавказской диаспорой в Турции, однако надо отметить и то, что по подстрекательству турецкой власти создавались многочисленные фонды в поддержку чеченского народа, и правительство не особо скрывало это. Ситуация изменилась позднее, в новом веке, после смены власти.

Турция пошла по пути углубления отношений в разных направлениях и политики меньшего напряжения, в особенности с соседями, пусть даже с традиционными соперниками, какими являлись Сирия, Иран, Греция и частично Россия. Она постаралась углубить энергетические, экономические и торговые отношения с ними, а также с Кавказом, первым делом начав с того, что упразднила фонды, поддерживающие кавказских моджахедов. Анкара активно поддерживала строительство нефтепровода Баку- Тбилиси- Джейхан.

Позднее попыталась урегулировать отношения и с Арменией. В августе 2008 года заняла уклончивую позицию, однако это не мешало ей вести отношения с Грузией в обычном, дружеском режиме. Что касается Ирана, тут несколько иная ситуация. И тут, если пересмотреть новую историю, события шли таким образом: развал Советского Союза проявил новые политические и экономические перспективы для идеологов исламской революции.

У Тегерана появилась надежда, что он активно вмешается в политические процессы. Из Ирана на территорию Азербайджана были командированы эмиссары разных шиитских фондов с большим количеством изданной на азербайджанском языке религиозной и разного рода литературы, за ними последовали полные надежды экономического сотрудничества бизнесмены. Однако религиозные проекты Ирана тогда в Баку встретили с недовольством.

Притом, главной проблемой Азербайджана было и есть возвращение Нагорного Карабаха под юрисдикцию Баку, и Тегеран в данном направлении не нашел выгоды для себя. А позже они превратились в экономических конкурентов, и в настоящее время у них, скорее такие отношения, что Азербайджан вынужден считаться с Ираном в определенных политических процессах, и Иран тоже старается не напрягать отношения с соседями. На Кавказе Иран наладил отношения с Арменией.

Эти отношения оказались достаточно многолетними. Решающую роль в этом сыграла политическая ситуация в регионе. Однако Южный Кавказ оказался для Ирана в определенной мере и содержащим опасность. Азербайджанские националисты не отступают с тем, чтобы вести свою деятельность на азербайджанской территории Ирана, и в этом им активно помогают США. На этой почве между Ираном и Азербайджаном в последнее время несколько раз резко напрягалась обстановка.

Улучшенные в последнее время отношения с Россией омрачены отказом Кремля выполнить свои обязательства по поставкам зенитно-ракетных комплексов С-300, в условиях реально существующих скоординированных планов военных действий США и Израиля, и свидетельствуют об определенных изменениях в регионе, и о разработке мировыми игроками новой стратегии в связи с Ираном.

Однако Россия в случае обострения ситуации, предположительно, не вмешается в происходящие процессы. Как заявляют эксперты и аналитики, со стороны России это будет наиболее выигрышным шагом. Лучший вариант для региона, добрососедство, доверие и интеграция. А государство, которое сможет лучше всех вписаться в новую региональную схему, станет неформальным лидером региона и гарантом стабильности на Кавказе.

Accelerated with Web Optimizer