Матрешечная дипломатия России и причины перелома в отношениях с НАТО
22.11.2010, 17:52
В последние годы Россия, принимая активное участие в создании новой системы европейской безопасности, наращивает сотрудничество с НАТО, ЕС и с "особыми" государствами. СМИ называют проводимую Москвой политику "матрешечной дипломатией".
В субботу президент РФ Дмитрий Медведев на лиссабонском саммите Совета Россия-НАТО заявил, что его страна согласна налаживать сотрудничество с НАТО по программе создания системы противоракетной обороны в Европе и готова обсудить с альянсом возможность расширения функций этой системы с нынешней охраны театров военных действий до защиты населения и еще большей территории стран-членов НАТО. Таким образом, Россия начала новый раунд "матрешечной дипломатии".
Причины "перелома" в российско-натовских отношениях
На лиссабонском саммите Россия не только приняла приглашение НАТО провести сотрудничество в вопросе ПРО, но и согласилась расширить транспортный коридор в Афганистан через свою территорию и превратить его из одностороннего в двусторонний. Все это свидетельствует об успешности проведенной встречи.
Можно выделить следующие причины "перелома", произошедшего в российско-натовских отношениях:
Во-первых, российско-грузинский военный конфликт, вспыхнувший в 2008 году, временно сдерживает тенденцию расширения НАТО на Восток. К тому же большое развитие после избрания Виктора Януковича президентом Украины получили российско-украинские отношения. Все это позволило официальной Москве достичь более широких договоренностей с НАТО.
Во-вторых, Россия давно начала рассматривать осуществимость и давать оценку сотрудничеству с НАТО в вопросе ПРО. Однако работа в данном направлении была прервана из-за конфликта с Грузией. Российские чиновники отмечают, что хотя присоединение к натовской программе ПРО не даст России "качественных гарантий за умеренную плату", оно позволит стране участвовать в процессе ее реализации.
В-третьих, стабилизация ситуации в Афганистане отвечает интересам России. Так как усиление влияния движения "Талибан" может помешать реализации российской программы развития.
В-четвертых, макросреда в отношениях России с Западном в последние два года заметно улучшилась. Президент США Барак Обама после прихода к власти стимулировал "перезагрузку" отношений с Россией, а в апреле 2010 года было подписано новое американо-российское соглашение о сокращении стратегического ядерного оружия. НАТО также вынуждена сотрудничать с Россией, чтобы предотвратить распространение оружия массового уничтожения, усилить борьбу с терроризмом и экстремизмом, улучшить энергетическую безопасность, разрешить иранскую ядерную проблему и афганский вопрос.
Таким образом, перелом в российско-натовских отношениях является результатом "матрешечной дипломатии" России.
Отношения между РФ и ЕС получили большое развитие
Российско-грузинский конфликт 2008 года дал ЕС понять, где проходит "красная линия" России. Москва не позволит Грузии, Украине и Беларуси стать членами НАТО и ЕС в рамках реализуемых ими программ расширения на Восток. В России считают, что ЕС в ближайшие 5-10 лет не сможет эффективно расширяться на Восток. Именно по этой причине РФ начала укреплять сотрудничество с ЕС.
На июньском саммите ЕС-Россия стороны провели консультации по таким вопросам, как модернизация России, вступление РФ в ВТО и введение взаимного безвизового режима.
Руководители ЕС, назвав Россию "стратегическим партнером", подчеркнули, что обе стороны должны приложить усилия для "ускорения", а не "перегрузки" двусторонних отношений.
Быстрое развитие российско-европейские отношения получили и благодаря взаимной зависимости. Страны ЕС нуждаются в российских энергоресурсах, а Россия - в европейском рынке. Также РФ нужна помощь ЕС в содействии модернизации, в особенности в привлечении инвестиций в энергетическую область и строительство инфраструктуры.
РФ делает акцент на традиционных отношениях с Францией, Германией и Италией
Россия пытается продвинуть сотрудничество с НАТО и ЕС путем укрепления и развития традиционных дружественных отношений с Францией, Германией, Италией и другими странами.
В июне текущего года канцлер Германии Ангела Меркель и Д. Медведев провели рабочие переговоры на севере Германии в небольшом городке Мезеберг. Они договорились продвигать более тесное сотрудничество в области безопасности между ЕС и РФ. В октябре Д. Медведев, Н. Саркози и А. Меркель во время встречи во французском курортном городе Довиль обсудили вопрос создания общееевропейской системы безопасности.
Однако как в НАТО, так и в ЕС существуют разные точки зрения на то, как следует выстраивать отношения с Россией. Польша, Чехия, а также балтийские страны по историческим причинам испытывают некое недовольство РФ. Венгрия и другие страны "новой Европы" еще более склонны к оказанию помощи НАТО в противостоянии с Россией.
Нынешнее заседание Совета Россия-НАТО вынудило российскую сторону пустить в ход новый элемент "матрешечной дипломатии".
Однако поскольку мнения РФ и НАТО по вопросам безопасности расходятся, да и к тому же свои различия имеют системы ценностей России и ЕС, Москве вряд ли удастся успешно проводить "матрешечную дипломатию".