Феликс Кулов: Кто виноват и что делать с ситуацией в Киргизии
16.06.2010, 20:45Бывший премьер-министр Киргизии Феликс Кулов в интервью RT рассказал о причинах беспорядков в стране. По его словам, необходимым условием установления мира является ввод миротворческих войск ОДКБ.
Прошла всего пара месяцев, с тех пор как президент Бакиев был смещен в результате народного восстания. Сейчас мы видим беспорядки на юге Киргизии. В чем причина этого кризиса?
- Я думаю, что связь прямая, потому что те люди, которые ушли из власти, не могли с этим смириться. Уже по последним данным, становится известно, что нанимались наемники, которые нападали на узбеков, на киргизов, чтобы спровоцировать межэтнические столкновения. Им это удалось, потому что всегда вопросы, связанные с людьми разных национальностей, бедными и богатыми, - это чувствительные вопросы. Это как бы болевые точки, на которые если, так сказать, надавить, они сразу дадут о себе знать. Поэтому это однозначно были провокации, и они, к сожалению, достигли своих результатов.
И кто же виноват в беспорядках, которые мы сейчас наблюдаем?
- Это спровоцировал, прежде всего, Жаныш Бакиев, родной брат президента, которого обоснованно подозревают в подбросе наркотиков бывшему спикеру нашего парламента, он обоснованно подозревается в организации убийства независимого журналиста Геннадия Павлюка. Так что за ним еще тот преступный след идет.
Сын Бакиева сейчас находится под стражей в Великобритании. Как Вы считаете, чем закончится эта история?
- У меня такое ощущение, что он специально в Лондон прилетел, потому что до этого он подготовил себе адвокатов, подготовил, видимо, юридическую защиту. Мы надеемся, что его пока не выдадут в Кыргызстан, что он будет находиться в Лондоне. Он хочет каким-то образом легализоваться через суд… показать, что он якобы ни в чем не виноват. Ведь в Лондоне – достаточно сложная процедура выдачи. Она… может быть затруднена тем, что здесь временное правительство - нелегитимное, нелегитимный генпрокурор, который должен быть назначен по представлению президента и потом одобрен парламентом. Потому и сама фигура генпрокурора не имеет легитимного статуса. Видимо, они надеются, что эти юридические проволочки позволят ему остаться там, как Закаеву, Березовскому, Чичваркину и прочим, находиться в положении официально подследственного, которого в то же время никто не выдает. Он, видимо, надеется, что хорошие адвокаты позволят ему легализоваться в Великобритании.
Временное правительство обратилось к международным силам, включая Россию, с тем чтобы они прислали миротворцев в Киргизию. К чему это могло бы привести?
- Это не только возможно, это необходимо. Чтобы достичь стабильности, нужны силы, которые помогут хотя бы на определенных участках сдерживать передвижения вооруженных формирований, чтобы наши собственные силы правопорядка могли нейтрализовать их. Эти вооруженные формирования создают реальную угрозу для мира в регионе. Миротворческие силы не должны участвовать в боевых операциях. Их задача – именно обеспечить защиту определенных объектов, определенных местностей и населенных пунктов. Никакой угрозы суверенитету здесь не существует. Есть люди, считающие, что при вводе миротворческих сил Кыргызстан якобы теряет независимость. Это полная чепуха. Я могу привести пример 90-го года. Я был комендантом. Тогда ввод миротворческих сил на юг нашей страны помог приобрести суверенитет и независимость, потому что был сохранен мир. Поэтому я считаю миротворческую операцию одним из важных условий сохранения нашей независимости.
ОДКБ приняла решение предоставить Киргизии машины и топливо. Но миротворцев пока не вводят. Как Вы считаете, может ли мнение ОДКБ измениться, если обстановка ухудшится?
- Я думаю, что, видимо, не хватает еще информации, для того чтобы принять такое решение. Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев сказал, что нужно действовать жестко, но в рамках закона, и использовать для этого все возможности, которые имеются у стран, входящих в ОДКБ. Это внушает определенный оптимизм. Думаю, при определенных условиях такие миротворческие силы могут быть введены. Это одно из необходимых условий установления мира. Я не рассматриваю ответ ОДКБ как окончательный отказ вводить миротворческие войска.
Кажется, что история повторяется, но при этом очень много знакомых лиц.Чем сегодняшние события отличаются от «революции тюльпанов» 2005 года?
- Наверное, мотивы были одни и те же. Люди были против того, чтобы страной управлял один клан. Многие открыто выступали против этого. Мне пришлось на эту тему говорить, когда сын президента был назначен руководителем центрального агентства. Я официально заявил, что это очень рискованный шаг. Назначая сына, президент многое поставил под угрозу. В то же время, если сыну не удастся справиться с обязанностями директора центрального агентства, это приведет к краху всего клана Бакиевых. Такова была моя официальная позиция. Многие тогда выказывали своё мнение по этому поводу, но подтекст был один: семейное правление, если оно будет разрастаться, приведет к краху страны. Так и произошло. Это одна из причин. Один из главных раздражителей. Но, конечно, для этого нужен был фон. Если было бы процветание, может быть, народ с этим бы смирился. Но поскольку люди жили бедно, и при этом еще было такое влияние семьи… конечно, это отрицательно сказалось.
Некоторые говорят, что беспорядки, которые мы сейчас наблюдаем, завязаны только на борьбе за власть и финансы. Что в этом противостоянии нет идеологии. Что Вы думаете по этому поводу?
- У правительства есть идеология. Им нужна новая конституция, которая не позволила бы одному человеку сосредоточить в своих руках столько власти, как это возможно при нынешней конституции. Вот суть идеологии, на которой построена вся деятельность нового временного правительства. Плюс они пытаются найти какие-то финансовые потоки, которые раньше кормили семью Бакиевых, каким-то образом их прикрыть и сделать так, чтобы всё, что они не заработали, перешло в казну государства. Я думаю, со временем люди разберутся, насколько это эффективно. Уже пошли различные выбросы компромата на членов правительства, деливших между собой деньги, которые изымались из этих источников. Со временем всё прояснится.
Как Вы считаете, что нужно предпринять сейчас, чтобы стабилизировать ситуацию на юге страны?
- Сейчас говорят о том, что мир наступит. Уже в некоторых местностях коменданты докладывают и губернаторы, что «сегодня ночь прошла спокойно, наступает стабильность» и это дает отдельным членам временного правительства повод говорить, что «не нужно других миротворческих сил, мы сами справимся». Но это говорят постоянно, начиная с 11 апреля. Можно ли быть уверенным, что наступит период спокойствия? Этот хаос, который был, рано или поздно должен каким-то образом организоваться. Потому что люди не могу жить без воды, без электричества, без лекарств, без хлеба. Надо работать. Поэтому, естественно, со временем всё должно успокоиться. Но при этом, что это будет за мир, когда вооруженные люди будут разгуливать по улицам? Беженцы стоят на границе, дома разрушены. Чтобы построить новые, нужны строители. Кто будет защищать интересы этих строителей? Гуманитарная помощь не доходит до некоторых групп населения, до разных национальностей… Можем ли мы говорить о том, что это стабильность? Конечно, нет никаких боевых столкновений, не убивают большое количество людей. Но это не стабильность. Это просто состояние аморфности, которое в любой момент может приобрести какие-то реально угрожающие черты. Поэтому нужно вводить миротворческие силы как можно скорее. Если этого не произойдет, то власть должна справляться с этим сама. Я об этом неоднократно говорил и даже издал проект декрета о том, что нужно разрешить применение оружия против мародеров и всех, кто угрожает людям. Доходит до того, что солдаты отдают посторонним лицам своё оружие. Хотя по уставу они обязаны его защищать и при нападении применять его в ответ. То, что происходит, называется одним словом: «бардак». Нет власти. В первую очередь, должно быть элементарное соблюдение закона и более ничего. А закон требует наказывать бандитов, которые нападают на мирных граждан. Вот и всё.