«Готовь сани летом…» Экономика восстанавливается, а G20 договаривается о финансовых резервах для следующего мирового кризиса
24.04.2010, 16:29Очередной консилиум министров финансов стран «большой двадцатки» собрался в пятницу, для уточнения состояния «больного» – мировой экономики.
Диагноз, поставленный ими на этот раз, оказался обнадеживающим: пациент скорее жив, чем мертв! Глобальная экономика выкарабкивается из глубокой ямы рецессии, в которую ее сбросил мировой финансовый кризис. Причем она двигается вверх гораздо быстрее, чем ожидали «доктора».
Оказывается, так хорошо помогло назначенное ими «лечение»: беспрецедентные и скоординированные усилия «Большой двадцатки», так утверждает коммюнике, составленное по итогам встречи.
Предпринятые меры – это огромные денежные вливания со стороны государств в экономику крупнейших стран, прежде всего, для поддержки устойчивости национальных финансовых институтов (которые, кстати, и послужили детонатором мирового кризиса).
Однако достигнутая стабилизация макроэкономических параметров – не повод для прекращения экономической «терапии», заключил «консилиум».
Как заявил американский министр финансов Тимоти Гайтнер, процесс исцеления экономики идет «с разной скоростью внутри и среди регионов», передает BBC. Этим определяется необходимость продолжения антикризисной поддержки тех стран, где ситуация еще нестабильна. Те же государства, где начался рост экономики, должны, по мнению Гайтнера, изыскивать внутренние ресурсы для дальнейшего восстановления.
А российский главный финансист Алексей Кудрин, выступая перед журналистами, подчеркнул, что на стадии выхода из кризиса очень важно аккуратно снижать долги и дефициты с тем, чтобы не выходить за рамки макроэкономических параметров.
При этом участники встречи заявили, что надо также решать проблемы занятости и сокращения бедности. Как сие возможно делать одновременно с ужесточением бюджетных ограничений – одним финансистам известно…
Представители «Большой двадцатки» решили продолжить реформу финансового регулирования, разработав к 2012 году специальную программу, которая будет снижать излишнее увлечение рисками и стимулировать стабильную капитализацию.
Но был и такой вопрос в повестке дня встречи представителей G-20, по которому не удалось достичь договоренности: это лоббируемое Великобританией предложение ввести налог на банки, а точнее – на осуществляемые ими финансовые операции.
Его цель, по мысли авторов идеи, – создать страховой резерв на случай будущих финансовых потрясений, а также снизить зависимость от краткосрочных и спекулятивных операций.
Одной из целей введения такого налога было бы создание резерва для поддержки финансовых организаций при будущем кризисе. Да-да! Правительства, еще не придя в себя от последствий нынешней экономической бури, уже думают о следующей.
Причем речь идет о резерве, создаваемом самими банками. А то сейчас к ним, явившимся тем «выстрелом», который вызвал сход «лавины» мирового кризиса, ринулось на помощь государство с бюджетными средствами, оголяя остальные статьи расходов.
Вот почему в коммюнике была заявлена необходимость решить, «как финансовый сектор может внести справедливый и значительный вклад в покрытие любых издержек, связанных с государственным вмешательством с целью восстановления банковской системы».
Однако в этом вопросе Россия и другие страны БРИК полностью разошлись с партнерами по G-20. Алексей Кудрин заявил, что он и его коллеги из Бразилии, Индии и Китая не видят необходимости в создании такого механизма. Поэтому никакой договоренности по этому вопросу на встрече достигнуто не было. Решили только поручить МВФ провести дополнительный анализ этого предложения к следующему, июньскому заседанию финансистов «Большой двадцатки».
Чем же объяснил Кудрин несогласие России с идеей налога на финансовые операции?
Он указал на то, что в России уже есть страховочный механизм резервирования при кредитовании, и дополнять его такими мерами российское правительство не собирается, передает слова Кудрина «Интерфакс».
В результате введение такого налога осталось делом выбора тех стран, которые сочтут его необходимым (вероятно, ими станут США и Франция, которые поддержали Великобританию).
Весьма примечательно и следующее откровенное заявление Кудрина:
«Понятно, что мы имеем не последний кризис, может быть, в будущем он не будет таким глубоким, но цикличность существует, поэтому нужно быть готовым, когда финансовый сектор будет требовать такой поддержки». То есть крупнейшие финансисты признают, что они могут только уменьшать последствия мировых кризисов, но отнюдь не предотвратить их наступление.
Это понятно. Капитализм – болезнь хроническая, вялотекущая и непрерывно рецидивирующая, как шизофрения. Она неизлечима средствами рынка, который и является причиной болезни экономики.
Ведь мировой рынок – это Молох, который господствует над человечеством и за временное относительно спокойное пользование благами конкуренции и ее родной сестры монополии периодически взимает плату в виде уничтожения ресурсов, произведенных продуктов. Калечит природу и человеческие судьбы – именно по законам конкуренции и монополии.
Путь к исцелению от этой мировой болезни один, его давно уже предсказали ученые, изучившие механику развития классового общества. Это переход к принципиально иному устройству экономики, основанному на нерыночном способе управления производством, когда все общество в целом и в равной степени все люди владеют производственными мощностями и ни человек, ни организация, ни государство не может присваивать себе плоды общего труда.
В таком обществе нет классов: нет ни чиновников, ни промышленных и финансовых магнатов, ни рабочих, а есть просто люди. И все они участвуют в принятии решений по разумному и полезному для всех распределению производственных ресурсов, а общество предоставляет людям условия для свободного развития и реализации их способностей в тех сферах деятельности, где человек хочет и умеет трудиться. С равной оплатой за равный труд.
Только тогда прекратится безумная финансовая гонка, исчезнут кризисы, порождаемые стихией экономического развития, и человечество сможет жить на Земле действительно по-человечески.
Элла Кувшинкина