Специалисты Высшей школы экономики поставили диагноз российской обрабатывающей промышленности
12.04.2010, 01:37Со всех сторон доносятся призывы модернизировать российскую промышленность, но при этом очень редко и не конкретно говорят о ее состоянии.
Между тем, для того, чтобы вылечить больного, прежде всего нужно поставить ему точный диагноз. Это вполне справедливо и для экономического организма страны.
На минувшей неделе стало известно об одной серьезной попытке оценить положение, в котором находится обрабатывающая промышленность России, а также то, какими темпами она модернизируется.
В Москве в Высшей школе экономики состоялась международная конференция, на которой группа исследователей под руководством Евгения Ясина представила доклад, посвященный конкурентоспособности обрабатывающего сектора России. О его содержании рассказал на сайте Newsru.com редактор отдела экономики журнала «The New Times» Дмитрий Докучаев.
Ученые изучили темпы роста, который с 2005 по 2008 годы показали обрабатывающие предприятия в целом. Их рентабельность выросла с 16 % до 18%, а производительность труда увеличилась почти в 1,5 раза. Свою долю в структуре ВВП (около 20 %) им удалось сохранить.
Однако авторы доклада заявили, что не стоит радостно трубить в фанфары: суммарная инфляция за упомянутые четыре года практически полностью «съела» рост производительности. А рост прибыльности произошел преимущественно в экспортирующем сегменте – химической и металлургической промышленности.
Но главный неутешительный вывод, который сделали исследователи, состоит в том, что обрабатывающая промышленность движется вперед по-прежнему экстенсивно, а не за счет инноваций, которые позволили бы сделать ей рывок и в качестве товаров, и в их количестве.
В чем же причина? По мнению докладчиков, всё дело в слабой конкуренции. Проведенные опросы отраслевых специалистов показали, что 20 % предприятий на российском рынке являются монополистами производимой ими продукции, 30 % имеют конкурентов только внутри России и всего только 40 % предприятий «наступают на пятки» другие российские или зарубежные компании.
Авторы исследования считают, что у тех, кто не привык работать в рисковой, то есть конкурентной среде, не найдется смелости и для внедрения и инновационных разработок, успех которых не гарантирован.
Однако на этом невеселом небосклоне поблескивают и звездочки ударников капиталистического труда – обрабатывающие предприятия, которые увеличивали выпуск своей продукции на 23 % каждый год. То есть за четыре года почти удвоили его.
Ученые провели несложный расчет, и получилось, что перспектива для внедрения инноваций есть только у той части реального сектора, которая производит 4-5% ВВП. Таков, по мнению докладчиков, потенциал модернизации российской экономики.
Ясно, что это не даст технологического прорыва и не позволит стране соскочить с сырьевой иглы.
Итак, выводы экономистов следующие: российская обрабатывающая промышленность пока не вышла из замкнутого состояния, в котором она (кроме предприятий ВПК) пребывала в СССР. Ее отставание от мировых разработок по-прежнему огромное. И неизвестно, как она его сможет преодолеть, продолжая вариться в собственном соку, в отсутствие реальной конкуренции.
Докучаев пишет, что надеяться можно только на то, что «заграница нам поможет». Именно туда, «за бугор», отправились недавно руководители госкорпорации «Роснано», «Роснефти», «Газпрома» и «Интер-РАО», чтобы посетить американские высокотехнологические компании. Возможно, им удастся договориться о совместных проектах и что-нибудь перенять от тамошних промышленников.
Но ведь это опять топливно-энергетические монополии России!..
А в то, что американские бизнесмены станут взращивать себе конкурентов в обрабатывающей и иных отраслях России, не верится совсем. Это противоречит тем самым законам конкуренции, на которые уповают специалисты Высшей школы экономики.
Элла Кувшинкина