Аскар Акаев: о будущем Кыргызстана
11.04.2010, 13:43Президент Кыргызстана Аскар Акаев (1990-2005) в интервью телеканалу RT заявил, что эре Бакиевского режима пришел конец , высказал свою точку зрения на изменение в политике после восстания и будущее Кыргызстана в целом.
То, что произошло в Кыргызстане в последние дни, очень сильно напоминает события пятилетней давности, когда в результате «Тюльпановой» революции» был свергнут президент страны Аскар Акаев. Похоже, что история повторяется. Почему?
- Я думаю, это закономерный итог правления Бакиева, закономерный итог власти, которая пришла путем государственного переворота на волне насилия. Все цветные революции в общем проходили по схожему сценарию – что революция Роз в Грузии, что оранжевая революция в Украине и тюльпановая революция в Кыргызстане, которая трансформировалась фактически в государственный переворот. Поэтому у них много схожего и то, что сегодня все цветные революции приходят к одинаковому финалу – это тоже закономерно, я считаю. Конечно, были и объективные проблемы – это социально-экономические проблемы, ухудшения социальных условий жизни, поскольку после развала Советского союза, экономика не оправилась еще после коллапса Советского Союза, особенно в Грузии и Кыргызстане. Конечно, условия жизни были нелегкими, то есть были объективные социальные причины, которые способствовали свершению этих цветных революций, в случае Кыргызстана и переворота. Народ, конечно, имел завышенные ожидания от революционных властей и правительств, что Запад окажет революционным властям более солидную помощь, и жизненные условия быстро улучшатся. Но мы же знаем, что для Запада демократические лозунги были не самоцелью, это было лишь как средство достижения своих национальных интересов, чтобы посадить в этих странах свои прозападные правительства, иметь прозападных руководителей, чтобы добиваться своих национальных целей, чтобы увеличить свое присутствие, влияние в этих стратегических регионах. Я считаю, что народ быстро в этом разобрался. Потом народ увидел, что их надежды на улучшение жизненных условий, на быстрый подъем экономики, дальнейшее углубление экономических процессов – они все оказались напрасными. И этот крах случился бы год назад. Этого не случилось год назад только благодаря масштабной и щедрой помощи России. В 2009 году Россия выделила полмиллиарда долларов, чтобы поддержать народ Кыргызстана, конечно, не режим Бакиева – из них 150 миллионов грантов, 300 миллионов льготных кредитов, списала 200 миллионный долг. Это помогло как-то продержаться Кыргызстану, хотя только небольшая часть этих средств была использована по назначению, а большую часть разворовали.
Бакиев, который пришел к власти пять лет тому назад, пообещал создать более демократическое общество, уважать права человека и поднять уровень жизни в стране. Что помешало ему сделать это?
- В 2005 году произошел государственный переворот, которым руководили политические экстремисты, а основной ударной силой выступили тогда криминальные боевики. И новая власть, Бакиев, придя к власти, он исключительно заботился о том, чтобы укреплять личную власть и принципиально, конечно, демократия им не нужна была. Поэтому в республике Бакиевский режим практически уничтожил все свободы, все ростки демократии, которые были в нашей республике. Бакиев для укрепления личной власти создал репрессивный режим. Было совершено много заказных убийств, многих лидеров оппозиции не стало, журналистов избивали и даже были случаи убийства журналистов, закрывали средства массовой информации в Кыргызстане. Всё это конечно усугубило тяжесть ситуации, и я считаю, Бакиев закончил свое правление кровавым преступлением, отдав команду стрелять в свой народ. И я убежден, что его судьба будет печальна, он сам себе вынес приговор.
Считаете ли Вы, что наступил конец эры правления Бакиева? Существует ли вероятность того, что он вернется и снова возьмет власть в свои руки?
- Я исключаю возвращения Бакиева к власти, потому что он сегодня довел страну, народ до катастрофического состояния. И поэтому конечно, апрельские события мы можем рассматривать как исключительно народное восстание против того режима, который создал Бакиев и привел страну к политическому, экономическому, моральному краху. Поэтому он не получит поддержки ни в одной части республики. Я считаю, что с режимом Бакиева покончено раз и навсегда.
Сейчас в Киргизии затишье, но все же есть ли вероятность, что конфликт вспыхнет снова? Может ли разгореться гражданская война?
- Я считаю, что никакого межэтнического противостояния не будет, даже не юге. Потому что и киргизы и узбеки и севера и юга они последнее время были возмущены правлением Бакиева и его команды. Поэтому я уверен, что на этом кровопролитие завершится, республика успокоится и будет мирная жизнь.
При Бакиеве страна повернулась в сторону Америки, отвернувшись от Москвы. Ожидаете ли Вы какие либо перемены после недавних волнений?
- Вы правы, что в последнее время Бакиев всё больше ориентировался во внешней политике на США. Это выразилось даже в инициативе создать вторую американскую базу, причем в Ферганской долине, где сходятся интересы всех Среднеазиатских государств – Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана. Конечно, это вызвало раздражение среди руководства соседних государств. Я считаю, это было большой ошибкой. Я бы назвал внешнюю политику Бакиева флюгерной дипломатией. То есть он всё время строил на торговле – кто больше даст, туда и разворачиваемся. Естественно это не могло не вызвать раздражения у Москвы, поскольку Россия пыталась оказать Кыргызской республике солидную, щедрую помощь. В прошлом году Россия выделила полмиллиарда долларов – значительную часть в виде гранта, беспроцентных кредитов, чтобы поддержать развитие экономики Кыргызстана. Поэтому я считаю, что это была колоссальная ошибка. Еще надо учесть, что миллион мигрантов сегодня работает в России и их переводы составляют примерно 50% доходных поступлений бюджета Кыргызской республики. И в этой ситуации, конечно, разворот в сторону США был не дипломатичным и во всех отношениях ошибочным. Я убежден, что для Кыргызстана нет альтернативы – Кыргызстан должен укреплять дружественные связи и развивать сотрудничество с Россией. Только в этом я всегда видел – и в годы своего президентства – наш путь. Я даже провозгласил такой лозунг – Россия дана нам Богом и историей. То есть, кто хоть как-то разбирается в истории, он должен понимать, что Крыгазстан конечно должен строить хорошие отношения и с США и со всеми странами мира, но всё-таки есть стратегический союзник – это Россия. И сегодня, когда республика находится в катастрофическом состоянии, Бакиевский режим нанес колоссальный урон политическому, моральному, международному имиджу Кыргызской республики, а экономика сегодня находится на краю пропасти. Поэтому сегодня без помощи России очень трудно будет снова вывести республику на путь нормального эволюционного развития. И я думаю, что временное правительство извлекло уроки из дипломатии Бакиевского режима, и оно, наверное, повернет страну в сторону России. Я очень надеюсь на это.
Если Курманбек Бакиев официально отойдет от власти, видите ли Вы возможность для себя, хотели ли бы Вы вернуться в политику Киргизстана?
- Я исключаю свое возвращение в политику. Я являюсь профессиональным научным работником, и после событий 2005 года я снова вернулся в свою родную стихию и занимаюсь научными исследованиями, работаю в институте математических исследований сложных систем. Я сам физик по образованию, математик и мне это доставляет огромное удовлетворение. И поэтому я не вижу для себя оснований снова менять мою жизнь и снова идти в политику. Я сейчас хочу оставить свой след в науке, и я считаю, что Кыргызстану нужны лидеры среди нового поколения. Я убежден, что они есть в Кыргызстане; и в пору моего президентства было подготовлено очень много молодых, талантливых, высококвалифицированных кадров – экономистов, инженеров, финансистов и экспертов во всех направлениях. И я считаю, что для Кыргызстана было бы благом, если бы страна смогла провести свободные демократические выборы парламента. Парламентские выборы могли бы выявить молодых лидеров, лидеров среди нового поколения, из числа которых можно было бы потом избрать и президента. Посмотрите, ведь все успешные президенты сегодня – это представители нового поколения, которые уже выросли в годы демократии и независимости. И такие в Кыргызстане есть.
Каким Вы видите будущее Киргизии?
- Я хочу надеяться, что временное правительство извлечет уроки из прошлого и как-то консолидируется во время интересов народа, национальных интересов Кыргызстана, и постараются приняться за решение общенациональных проблем. Прежде всего, навести порядок, во-вторых, надо выводить страну из глубочайшего политического и экономического кризиса. Последние 5 лет экономика все время шла к упадку и сегодня находится в катастрофическом состоянии. Я оптимист, я верю в свой народ, народ Кыргызстана – высокообразованный, свободолюбивый народ. Я убежден, что у Кыргызстана хорошее будущее. Эта маленькая прекрасная страна при хорошем руководстве может успешно развиваться и добиться процветания. Конечно, единственное условие это то, что Кыргызстан должен развиваться только по демократическому пути развития, чтобы полностью использовать человеческие ресурсы. Я считаю, что народ Кыргызстана сегодня имеет достоянных лидеров, которые могли бы вести народ по демократическому пути развития. Имеются высококвалифицированные экономисты, финансисты, но среди молодого поколения. В годы моего президентства, молодые специалисты занимали посты председателя национального банка, министерства финансов, министерства телекоммуникаций – очень способные, перспективные специалисты и хорошие политики. Так что я считаю, что есть хороший выбор, но конечно при одном условии, если Кыргызстан будет способен организовать и провести свободные демократические выборы. Тогда, я убежден, народ сумеет выбрать достойного лидера. Они есть, я фамилии не хочу называть. И я думаю, что страны ЕврАзЭС в первую очередь могли бы помочь как раз в проведении свободных демократических выборов в Кыргызстане – прежде всего парламента, а затем уже президента.