Закон об урегулировании споров с помощью медиаторов – «пятое колесо в телеге» российского бизнеса?
15.03.2010, 02:02Всем известные нецивилизованные, мягко выражаясь, методы разрешения конфликтов между российскими предпринимателями давно стали темой для анекдотов и милицейских сериалов.
И вот предпринята попытка ввести их в более гуманное русло. В конце минувшей недели в Госдуму от президента РФ поступил законопроект «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредников (процедуре медиации)».
Что такое медиация? Это посредничество между конфликтующими сторонами, направленное на поиск взаимоприемлемого решения. А медиатор – человек, который налаживает и ведет переговоры так, чтобы все пришли к консенсусу.
Сфера действия нового закона будет очень широкой: это и трудовые споры, и семейные, и главное – любые споры, вытекающие из гражданских правоотношений, включая предпринимательскую деятельность.
Однако должно выполняться важные условия: медиация допустима лишь тогда, когда споры не связаны с вредом, нанесенным жизни или здоровью, а итоги урегулирования конфликта не затрагивают права третьих лиц или общественные интересы.
Поэтому, в частности, споры по делам о несостоятельности (банкротстве) не смогут разрешаться на основании предложенного закона.
Проект называет медиацию «альтернативным судопроизводством», разрешает прибегать к ней на любой стадии обычного судебного процесса (до вынесения решения суда), вводит юридические нормы ее проведения и последствий применения сторонами спора.
Вкратце процедура такова: конфликтующие стороны заключают между собой соглашение о намерении прибегнуть к помощи медиатора, фиксируют в нем предмет спора и указывают, кто будет посредником, договариваются об условиях его оплаты. Затем проводятся переговоры (на них отведено от двух месяцев до полугода), находится решение к взаимному удовольствию сторон, и они заключают между собой медиативное соглашение.
Никакого принудительного механизма его исполнения не предусмотрено, гарантией его соблюдения названа «добросовестность» участников.
А кто же может играть роль медиатора? Любой гражданин, достигший совершеннолетия, дееспособный и не судимый. Главное, чтобы он был авторитетен в глазах спорящих.
Все знают, что такие «авторитеты» и сейчас имеются в любой сфере бизнеса, во властных структурах они называются «крышей», и они замечательно разрешают конфликты без особого закона. Так зачем же огород городить?
Правда, предусмотрено и профессиональное оказание услуг медиации лицами с высшим образованием и прошедшими специальную подготовку. Медиаторами могут быть и юридические лица.
Но станет ли кто-нибудь к ним обращаться, да еще платить за это деньги, если результат переговоров никого ни к чему не обязывает? И если можно гораздо эффективнее разобраться «по понятиям», хотя и тоже за деньги?
Как гласит пояснительная записка к законопроекту, он призван разгрузить судебную систему, сэкономить судебные издержки и обеспечить исполняемость соглашения, ставшего результатом медиации.
Одним из сторонников внедрения в России медиации является председатель Высшего арбитражного суда Антон Иванов. Однако он предлагал сделать эту процедуру обязательным досудебным этапом, включая налоговые и административные дела, поскольку в период кризиса объем дел в арбитражных судах вырос в два с лишним раза.
При такой постановке дела суды действительно удалось бы разгрузить, о чем Иванов говорил в своем выступлении на пленарном заседании Совета судей в декабре прошлого года. Но его инициативу как-то странно поняли в президентской администрации и всё сделали не так.
Теперь многие эксперты недоумевают, к чему нужен закон, который никак не повлияет на работу судебной системы?
К примеру, представитель адвокатского бюро «Бартолиус» Юлий Тай убежден, что в России без силы государства споры не решаются, и люди рассчитывают только на суды. А тем посредникам, которые сейчас занимаются урегулированием споров, хватает имеющихся законов.
Хотели, как лучше, а получится – как всегда?
Элла Кувшинкина