Сказ о том, как воссоединились «Газпром» с «Белтрансгазом»
25.02.2010, 08:57Вчера был сыгран последний акт «пьесы» о том, как два брата отцовское наследство поделили. Два «брата» – это государства России и Беларуси, «отец» – Советский Союз, «наследство» – единая газотранспортная система.
Система-то технологически единая, но с распадом СССР пришлось ее разделить на части, на куски собственности. Кусок побольше («Газпром»), понятно, достался старшему «брату», россиянину. Поменьше («Белтрансгаз») – младшему, белорусу.
И, хотя «братья» были формально равноправны, старший решил, что без него младший никак не управится со своей долей собственности. А главное – был риск, что если тот и управится, то как-то не так, как хотелось старшему. И тогда могли бы пострадать его заграничные друзья, которым он поставлял «голубое топливо».
«Газпром» ведь – монополист, а это значит, что только он один должен всё держать под контролем: и производство газа, и его транспортировку. «От двери до двери». Только при таком условии ему будет комфортно продвигаться на запад и получать все больший поток газодолларов.
Вот и договорились они уже больше 10 лет тому назад создать совместное предприятие по управлению долей меньшого «брата», а также установить и свято блюсти реальное братское равноправие: одинаковые условия хозяйствования на территории друг друга, в том числе внутренние цены на газ. Только старшой так и не обеспечил осуществление этой договоренности на своей территории.
Поэтому младший стал настаивать, чтобы половину его доли «брат»-россиянин приобрел по общечеловеческой, рыночной цене – такой, чтобы было чем белорусские предприятия поддерживать и народу зарплаты хоть какие-нибудь платить.
Цена эта была – 5 млрд. долларов за 50 % акций «Белтрансгаза». Именно эту сумму называло белорусское правительство в 2003 году, ссылаясь на оценку международных аудиторов.
Но кто же захочет платить больше, если можно дать меньше? И зимой 2004 года Россия заявила, что газ Белоруссия отныне будет покупать по рыночным, мировым ценам. Вот так, братец Лука. А хочешь пользоваться отцовским газом по-братски – так и отдай «Белтрансгаз» за ту цену, какую тебе предлагают: 600 млн. долларов.
В белорусе, несмотря на жутко холодную зиму, горячая кровь взыграла и отказался он от такой неправедной сделки.
И тогда «Газпром» с чистой совестью перекрыл задвижку, оставив белорусов без газа. Трудно было им, но выстояли, выдержали газовую «атаку», не отдали «Белтрансгаз» за бесценок. Тем более, что прекратив поставки газа для Белоруссии, Россия и самой себе на «хвост» наступила: в Европу через Беларусь перестал идти транзитный газ.
И тогда сели снова «братья» за стол переговоров. И наконец российское и белорусское правительство подписали 18 мая 2007 года братский договор о продаже 50 % акций «Белтрансгаза» «Газпрому» за 2,5 млрд. долларов – так оценил рыночную стоимость компании банк ABN Amro.
Вдвое меньше, чем изначально просили белорусы, но всё же это не та смешная цена, которую им предлагали в 2004 году.
Затем выплачивал «Газпром» по 625 млн. долларов за 12,5 % акций ежегодно.
И наконец вчера, 24 февраля он осуществил последний платеж в 625 млн. долларов, став полноправным хозяином 50 % акций «Белтрансгаза». Так произошло братское воссоединение.
Кажется, все остались довольны. А уж как они будут вместе управлять белорусскими газовыми сетями – посмотрим.
Правда, между «братьями» нет-нет да и вспыхнут трения по поводу нефти, подобные тем, что были из-за газа. Опять в ходу те же испытанные инструменты «уламывания» старшим «братом» младшего: цена на поставляемую нефть и задвижка на трубе. А все из-за участия России в приватизации белорусских нефтехимических предприятий.
Странные белорусы обставили эту приватизацию столькими условиями (дать опять же почему-то рыночную, а не бросовую цену, да еще зачем-то обеспечить социальные гарантии работникам заводов), что старшему «брату» опять никак не обойтись без легкого экономического шантажа.
Элла Кувшинкина