ЕЩЁ НОВОСТИ
ГлавнаяЭкономика › Экономика России переводится на военные рельсы

Экономика России переводится на военные рельсы

18.12.2023, 20:06

Чрезвычайно благостную экономическую картину России нарисовал президент Владимир Путин в ходе прямой линии. Черпая данные из принесенной с собой таблички, он обозначил «конкретные успехи, которыми можно гордиться». В их числе рекордно низкая безработица в 2,9%, кстати, свидетельствующая на самом деле о катастрофическом дефиците кадров в России. 


Не зря на экранах по всему огромному залу в столичном «Гостином дворе» появился в какой-то момент вопрос: «Почему ваша реальность расходится с нашей действительностью?» Разумеется, ответа не последовало. Президент упорно гнул свою, одному ему ведомую линию: «У российской экономики достаточный запас прочности, чтобы не просто уверенно себя чувствовать, но и идти вперед». Этот свой тезис Путин обосновал тремя обстоятельствами: во-первых, высокой консолидацией общества, во-вторых, устойчивостью финансово-экономической системы, в-третьих, возрастанием ресурсов армии и силовых структур. 

Итак, согласно предварительным данным, основные экономические итоги 2023 года выглядят следующим образом: ВВП вырос на 3,5%, промышленное производство – на 3,6%, обрабатывающая индустрия – на 7,5%, инвестиции в основной капитал – на 10%, реальная зарплата – на 8%, прибыль предприятий – на 24%, инфляция – на 7,5% (на это Путин посетовал). Безработица составила 2,9%, а внешний долг страны сократился с $46 млрд до $32 млрд. 

Однако может ли служить поводом для общенациональной гордости беспрецедентный по мировым меркам уровень безработицы в 2,9%? Конечно же, нет. В сочетании с высокой и устойчивой инфляцией он указывает на серьезные структурные дисбалансы, на перегрев экономики, которая не успевает за растущим потребительским спросом, на острую нехватку производственных и трудовых ресурсов. 

Об этом, кстати, говорила днем позже глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Решение Банка России повысить ключевую ставку до 16% она мотивировала безальтернативностью меры.



 

«Представьте, что экономика - это автомобиль, - образно заметила Набиуллина. - Если пытаться ехать быстрее, чем задано конструкцией автомобиля, изо всех сил давить на газ, то двигатель рано или поздно перегреется, далеко мы не уедем. Ехать, возможно, будем быстро, но недолго». То есть попытка расти быстрее потенциала за счет мягкой денежно-кредитной политики выльется в рост цен, который будет «съедать сбережения и рост зарплат». 

Чиновница перечислила и главные риски в ближайшие год-полтора. Из внешних - это, прежде всего, санкции, замедление глобального ВВП, повышение волатильности на мировых товарных и финансовых рынках, а из внутренних - снижение потребительских цен темпами ниже ожиданий ЦБ и усиление дефицита рабочей силы. 

Вообще, крайне интересно получается: по словам президента, российская экономика чувствует себя превосходно, а, по оценке руководителя ключевого финансового регулятора, ситуация далека от идеальной и вызывает массу тревог. И кому верить? 

Да и практически все озвученные Путиным цифры нуждаются в расшифровке. Скажем, рост обрабатывающей промышленности на 7,5% целиком и полностью связан с колоссальными бюджетными вливаниями в ВПК. Как экономический индикатор он малоинформативен, поскольку ничего не дает остальным (гражданским) секторам, замыкаясь, по сути, в самом себе, в своих внутренних процессах. А рост реальных зарплат на 8% порожден в основном нехваткой специалистов. То есть у предприятий увеличиваются издержки на оплату труда. 

По словам ведущего эксперта Центра политических технологий Никиты Масленникова, бизнес подошел к той черте, за которой он уже не сможет повышать заработную плату работникам. Видно, что в месячном выражении темпы ее роста уменьшаются: в августе было около 9%, в сентябре - 7,4%. Проблема усугубляется ползучей деградацией систем образования и здравоохранения в последние годы, чье состояние напрямую влияет на производительность труда и усиливает дефицит рабочих рук: к 2030 году экономике будет не хватать от 2 млн до 4 млн человек. 

«Плюс 3,5% ВВП – этот показатель достигнут исключительно путем наращивания военного производства на 15-19% и траты на потребительском рынке денег, которые пришли в семьи мобилизованных, - говорит доктор экономических наук Игорь Липсиц. – Речь идет о распылении национального богатства: средства расходуются на военную технику и снаряды, моментально исчезающие. Радоваться такому искусственному росту сложно и неправильно. Да, внешне экономика выглядит бодро, но эта бодрость связана исключительно с тем, что государство отняло у гражданского сектора, у бизнеса определенные суммы и вбросило, впрыснуло в оборонку. Весь год оно вводило новые налоги, новые пошлины, поднимало акцизы на потребительские товары». 





А маленькая безработица – это настоящая беда, поскольку в стране возник жуткий дефицит рабочей силы. На СВО погибли люди, многие стали инвалидами, многие бежали из страны. Работников не найти даже на более высокую зарплату. 

Что касается инфляции в 7,5%, таковы данные Росстата, а альтернативные источники сообщают о 16-20%, поскольку используют принципиально иную методику подсчета – по чекам, которые покупателям пробивают в магазинах. Получается, что реальные зарплаты россиян не выросли, а упали. 

В целом, резюмирует Липсиц, чем дольше будет длиться военно-политическое противостояние, тем сильнее будет истощаться экономика. У нее просто нет инструментов оздоровления, денег ей никто не дает, людей она теряет, постоянное военное напряжение будет ее разорять точно так же, как это происходило с Советским Союзом, который влез в гонку вооружений.
Accelerated with Web Optimizer