ЕЩЁ НОВОСТИ
ГлавнаяЭкономика › "Цифровизация" по-нашенски

"Цифровизация" по-нашенски

30.09.2021, 20:38

В научной фантастике периодически обыгрывается антиутопическая идея о массовой безработице, вызванной автоматизацией и массовым применением умных машин. Кого из нас не пугала «Утопия 14» Курта Воннегута, с его разделением социума на инженеров и всех остальных? Или можно вспомнить забавный мультик «Валли», где люди от безделья растолстели настолько, что практически не могут ходить, передвигаясь в левитирующих креслах от завтрака к обеду. 


Так вот, хочу вас успокоить - России это не грозит. Даже более того - нам для автоматизации наоборот потребуется еще больше людей! 

Как уполномочен заявить ТАСС, «Федеральная таможенная служба /ФТС/ рассчитывает на увеличения в следующем году штатов для обработки международной почты», ведь «В ФТС рассчитывают, что новые технологические решения, внедряемые совместно с "Почтой России", помогут справиться с предновогодними пиковыми нагрузками». 

Заместитель начальника ФТС Руслан Давыдов, объявивший об увеличении штата, как правило в прессе рассказывает об успехах в области цифровизации родного ведомства: 

«Когда сейчас говорят про цифровизацию, на самом деле мы в этой цифровизации давно и глубоко. По крайней мере, с 2008 года, когда была подана первая декларация через сеть Интернет». 

Правда, все в том же Интернете уже много раз подробно рассказывалось, как на деле работает таможенная «цифровизация» на примере аэропортов московского региона, в частности - Шереметьево, в котором сотрудники таможни требуют носить документы строго на бумажном носителе в свой кабинет. В этом разрезе требование об увеличении штата понятно - после того, как Шереметьевская таможня крупно вляпалась с незаконным арестом иностранного самолета, можно открыть второй кабинет, где еще один сотрудник все на те же бумажки будет ставить штампики. 

В открытом доступе легко найти судебное решение, которое прямо утверждает, что в этом же аэропорту сотрудники таможни, прямо нарушая закон, не работают с самолетами под бортом, сидя у себя в кабинете и ожидая, когда им принесут все бумаги непосредственно от авиакомпании. Как вам такая «цифровизация»? 

Не так давно - в начале текущего 2021 года - массовый критический завал груза, устроенный кипрской «дочкой» Шереметьево, складом «Москва Карго», покрывали как могли, формально оформляя груз как «принятый на склад», хотя он в это время спокойно стоял на аэродроме, не очень надежно укрытый толстым слоем снега. Местная грузовая таможня, размещающаяся - вот сюрприз - в здании того же склада, удивительным образом на эту ситуацию не отреагировала. 



Наглядный пример, дабы не быть голословным - февраль 2021, груз по документам «принят на склад» меньше чем через сутки, по нормам, а вот грузополучателя за ним вызвали только через четыре дня. Это на каком же таком «складе» все это время находился груз? 




 Подсказка - вот как выглядит груз, «принятый на склад» в «Москва Карго». Трудно не заметить, что тут нет стен, да и потолок не наблюдается... 

Теперь, после решения суда, я понимаю почему - таможне просто никто не принес бумажную декларацию по форме, на которой написано «Москва Карго фальсифицирует помещение груза на склад, посмотрите в окно, вон он, стоит в сугробе», есть подпись и печать. Повторюсь - как вам такая «цифровизация»? 

Понимаете в чем проблема? Даже не одна проблема, а целый комплекс. Реальная жизнь не просто бьет все эти красивые интервью, она их просто растаптывает, превращая дорогой пиар в листы уголовных дел - о распилах, откатах, служебном несоответствии, злоупотреблениях... Представьте, если вышеуказанная информация о поддельном помещении груза на склад прямо вместе с фотографиями и прочими доказательствами попадет у органы расследования. может быть прямо сейчас так «не принято», но мир парадоксален, и ситуация в нем может измениться быстро и внезапно. 

Ну а в целом - с подобным масштабом нарушений становится понятно, что еще триста человек действительно нужны. Поставить штампик, арестовать самолет, потребовать принести в кабинет бумажную версию отчета, поданного в электронной форме, выборочно «закрыть глаза» в конце концов - все это никаким компьютером не заменишь, тут нужен живой человек. 

И как-то всегда получается, что разговоры о высоком, о современных технологиях, о безбумажном документообороте, о «цифре» - они остаются для начальственных кабинетов, а исполнители на местах продолжают пользоваться нормами образца семидесятых годов прошлого века. Вот только разве они в этом виноваты? 

Ведь если бы ФТС применяло действительно работающие электронные системы контроля, то спрятать ежегодный бардак на складе «Москва Карго» не получилось бы. А склад принадлежит уважаемым людям, чьи фамилии скрыты кипрскими регистрационными документами (хоть и известны нам благодаря прессе, которая пока еще может публиковать подобные данные). А если копать дальше, то выяснится, что постройка этого склада - одно из условий перевода государственной собственности аэропорта Шереметьево на тот самый Кипр, в частные руки. Аэропорт перевели, а склад так нормально и не заработал - и вот уже под сомнение ставится выполнение указа Путина, подписанного в отношении «приватизации» аэропорта. Получается, что Кипрские патриоты «нагрели» бюджет страны на пока неизвестную, но явно нескромную сумму. 

А у тебя кабинет в их здании. 

Так нужна ли руководству ФТС настоящая цифровизация? Хотят ли они все видеть, все знать, все понимать о работе своей службы? Или лучше ограничиться старой доброй ситуацией, когда «верхи» разливаются соловьями о применении квантовых технологий, а «низы» продолжают чертить на глиняных дощечках?



Дмитрий Кузнецов
Accelerated with Web Optimizer