Монополия и ее безопасность
30.08.2021, 19:18Я неоднократно говорил о том, что в российской гражданской авиации вопросы обеспечения авиационной безопасности используются для чего угодно, кроме этой самой безопасности. За примерами далеко ходить не надо - вот первый попавшийся, о нем говорилось не раз и не два, в том числе по телевизору - В аэропорту Шереметьево парковка более 10 минут оформлена не как тариф, а как штраф за нарушение требований авиационной безопасности.
Повторюсь, это никакой не секрет, об этом писали газеты, об этом говорил телевизор. Мы наблюдаем не просто откровеннейшую фикцию - мы наблюдаем подмену понятий, использование тематики обеспечения безопасности в коммерческих целях.
Контраргументы в таком случае почти невозможны. «Ты что, готов подвергать жизнь людей опасности?» - и все, никаких пояснений больше не требуется.
Поэтому когда я услышал, что российская компания «Шереметьево-Безопасность» получила монопольный контракт на обеспечение безопасности российских рейсов в Египте, сомнений в том, что это один из подвидов той же коммерции почти не осталось.
Посудите сами. Дочерняя компания кипрского оффшора «TPS Avia», получающая деньги за обеспечение безопасности в столичном аэропорту, за последние несколько лет столько раз попадала в уникально крупные скандалы, что по хорошему уже давно должна быть расформирована. Я сейчас говорю не о «скрытых» позорных «штрафах-тарифах», как с парковкой. Я о более приземленных вещах - о пронесенном на борт самолета пистолете и незамеченных на входе в терминал боевых патронах, об украденном прямо с перрона аэропорта микроавтобусе, который, при должном «невезении» угонщика, мог стать причиной гибели сотен людей (повезло - водитель, катаясь по полосам, не встал на пути у забитых пассажирами самолетов). О сбитом самолетом человеке, о проникших без досмотра на перрон людях, да много еще о чем...
Казалось бы, у любого незапятнанного такой репутацией ЧОПа и то больше прав защищать наших туристов в Египте. Но нет - во всей России высокой чести командировок в Египет удостоилось только детище олигархов Ротенберга, Пономаренко и Скоробогатько.
Итак, первое. Почему это фикция.
Я не хочу тратить время читателя и проводить ему курс лекций по авиационной безопасности, поэтому буду очень краток и схематичен. Обеспечение безопасности воздушного судна - это процесс единый, комплексный. Поставить пару крепких мужиков с металлоискателями у трапа и успокоиться на этом - это как обнести кучу золота забором из профнастила только с одной стороны - с той, которую увидит проверяющий.
Самолет, прилетевший в аэропорт, становится на стоянку и его обслуживают разные подразделения. В него могут загрузить какие-то технические детали. Из него откачивают содержимое туалетов и закачивают воду. В него грузят багаж и груз. Его осматривают техники. Его убирают. Его заправляют, в конце концов...
И если убирать салон и туалеты можно заставить замученных проблемами с заработной платой стюардесс, «изящно» обозвав это действо «контролем чистоты туалетных комнат» (привет экс-директору «Аэрофлота», нынешнему министру транспорта Виталию Савельеву), то большинство других действий надо как-то совершать силами аэропорта.
В прессе сообщалось, что еду и напитки будут возить из России, выделят отдельный терминал, и не будут никого подпускать. Про еду - верю, про «не подпускать» - не очень. Это просто физически невозможно - пассажирское судно - не самодостаточная летающая крепость со встроенными пулеметами и забитым ремкомплектами багажным отсеком на полном самообеспечении.
Но даже в тех дисциплинах, где сотрудники кипрской «дочки» Шереметьево все-таки обеспечивают безопасность, есть серьезные риски. Я уже упоминал о пронесенных запрещенных предметах - пистолет, патроны, нож, газовый баллончик - это только то, что стало известно широкой публике. Все это - и даже целиком недосмотренных пассажиров - смогли пропустить даже «дома», где все вроде как должно быть настроено и налажено. Но не смогли.
Смогут ли в условиях «гостевого поля»? Надеюсь, но повторюсь - это не так важно. Забор стоит только с одной стороны.
В международной гражданской авиации все уже давно придумано за нас. Есть сложная система наднациональных аудитов, выставляющая конкретные требования ко всем процедурам обеспечения безопасности, с учетом бесшовного контроля. Либо аэропорт этот аудит проходит и его допускают к обслуживанию рейсов, либо не проходит, и самолеты туда не летают. Дополнительные полумеры в стиле «вот эти два мужика будут со строгим видом уничтожать взглядом работников египетского аэропорта, чтобы они ни-ни» требованиями международной организации гражданской авиации не предусмотрены.
Зато такое «обеспечение безопасности» одного рейса по официально опубликованному тарифу, обходится авиакомпании в сумму, приблизительно равную ста тысячам рублей. Оно и понятно - сотрудники в командировке, гостиницы... Хотя я не удивлюсь, если предоставление жилья и условий для работы лежит на Египте - это вполне логично звучит.
Тариф небывалый - я такого раньше не видел.
Давайте сравним. На официальном сайте все той же «Шереметьево Безопасность» тариф за работу с российскими авиакомпаниями в Шереметьево составляет 219,38 рублей за 1 тонну максимальной взлетной массы судна по полному перечню услуг. Если Суперджет у нас, согласно «Википедии», условно от 45 до 50 тонн, то и оплата соответственно составляет сумму в районе 10-11 тысяч рублей. Для тяжелых самолетов - чуть подороже, 90 тонн большого А321 (который подонки и взорвали в 2015 году, что теперь дает возможность всяким оффшорам неплохо заработать) обойдется уже в «двадцатку».
В Египте неважно, какой прилетел самолет - кипрский оффшор Ротенберга возьмет за него 100 700 рублей если дозагружался груз и почта, 88 900 рублей - если ничего никуда не дозагружалось, и 98 700 - если рейс грузовой. Цены применяются к «согласованной программе полетов».
Цена - без НДС. НДС взимается дополнительно.
Внизу - приписка. «При условии, что заказчик выполняет не более 2х рейсов в месяц по отдельным заявкам, к стоимости услуг применяется коэффициент 1,25». Что она значит? Я так и не смог понять, учитывая, что программа полетов согласуется заранее, но коэффициент превращает 100 700 рублей в более чем 125 тысяч рублей.
Причем это - августовские тарифы. Рядом с ними распечатаны мартовские, в которых есть уже другой тариф - отдельно для нерегулярных пассажирских рейсов с дозагрузкой груза/почты и бортового питания, и он составляет... 851 900 рублей. Каждый дополнительный день оказания услуг - еще 180 750 рублей.
Без НДС.
Кто за это платит? Вы ведь знаете ответ на этот вопрос, правда? Давайте проговорим вместе и вслух - за «командировочную работу» в Египте оффшорной кипрской компании олигарха Аркадия Ротенберга, «проворонившей» угон микроавтобуса и пронос пистолета, платит пассажир - за счет повысившейся цены на билет.
Оффшорная «дочка» «Шереметьево Безопасность» обладает уникальным монопольным правом на работу в Египте, и по факту может устанавливать любые цены. Не можешь платить - не летай. В конце июля туроператоры били тревогу, что допуск исключительно дочки «Аэрофлота» - «России» - на эти рейсы превратил направление в монопольный кошмар для пассажира. А вот на «Шереметьево Безопасность» как-то внимание не обратили.
Тогда, кстати, было заявлено 10 рейсов в неделю - это, если считать по основному «тарифу», более 10 миллионов рублей, только за гарантированные плановые рейсы. Без НДС, да. Это не так плохо для работы, которую по факту могут «продемонстрировать» несколько человек с ручными металлодетекторами, особенно если Египет возьмет их жилищные условия на себя.
Да, кстати, дабы не быть голословным - процитирую портал Турдом:
«По словам представителя одной из чартерных компаний, по сути, за обеспечение безопасности в авиакомплексе египетской столицы приходится платить дважды – самому аэропорту и российской организации... по мнению некоторых экспертов, финансовое бремя за обеспечение авиационной безопасности в Шарм-эль-Шейхе и Хургаде ляжет на плечи российских туристов. Предполагается, что к стоимости каждого авиабилета добавится в среднем по 60 долларов»
Сейчас еще 3 рейса отдали S7. «России», чтобы не обижалась, тоже добавили еще 3. Итого 16 рейсов - и соответствующий рост выручки для «Шереметьево Безопасность», которая как была, так и осталась единственной допущенной компанией-«охранником».
И ведь это еще не все. «Ведомости» говорят, что «Росавиация одобрила запуск полетов в Египет из регионов, выдав разрешения на рейсы из 41 регионального аэропорта (всего 82 рейса в неделю)».
Неплохой рынок открывается, правда?
P.S. Одна из новостей, которую я подбирал при подготовке материала, содержала напоминание - все эти полеты производятся в партнерстве с компанией «Библио-Глобус». Прошло немного времени, и кипрский оффшор «TPS Avia» заявляет о покупке «Библио-Глобуса», сливая в экстазе всю систему полетов в Египет. Пока - только Египет, но даже тем, кто это направление избегает, я рекомендую готовить кошельки.
Монополия теперь полностью расправила крылья, уже не пытаясь скрыться за надуманными рассказами о «безопасности». Видимо, в наше время это уже никого не волнует.
А знаете, кого больше всего «не волнует»? Федеральную антимонопольную службу.
Дмитрий Кузнецов