ЕЩЁ НОВОСТИ
ГлавнаяОбщество › Что не раскрывает уголовное дело по очистным сооружениям в Шереметьево?

Что не раскрывает уголовное дело по очистным сооружениям в Шереметьево?

14.12.2020, 16:35

Попалась на глаза новость об уголовном деле в отношении чиновника - заместителя генерального директора ФГУП «Администрация гражданских аэропортов». Следственный комитет направил в суд материалы уголовного дела, согласно которым «в мае 2012 года обвиняемый, являясь лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации, заведомо зная, что локально-очистные сооружения в аэропорту «Шереметьево» находятся в неработоспособном состоянии, подписал акты приемки объекта капитального строительства, в соответствии с которыми выданы разрешения на их ввод в эксплуатацию. На строительство были израсходованы денежные средства федерального бюджета в сумме более 240 миллионов рублей, выделенные для исполнения положений ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)». Вместе с тем до настоящего времени, строительство объектов не завершено, а их эксплуатация невозможна»


С одной стороны можно порадоваться за то, что неравнодушные правоохранительные органы стоят на страже голубых озер, зеленых лесов и прочих проявлений красоты нашей замечательной природы. Пусть, может быть, не так оперативно - восемь лет прошло - но ведь идет работа! 

С другой стороны, вдумчивое перечитывание пресс-релиза может породить ряд весьма острых вопросов. Пожалуй, этим мы и займемся. 

Первое - в сообщении говорится об одном человеке. Господин бывший заместитель подписал акты на неработающие очистные сооружения. Вопрос - подписал он их потому что поленился проверить, или потому что ему дали взятку? Я понимаю, вопрос риторический, но задать его нужно. Если за взятку - то где информация о судебном преследовании лица, эту взятку давшего? 

Второе - как говорит нам следствие, «...на строительство были израсходованы денежные средства федерального бюджета в сумме более 240 миллионов рублей...». Израсходованы кем? Заместителем генерального директора ФГУП «АГА»? Да вроде нет, чиновника обвиняют в подписании акта на неработающие очистные сооружения. Это, само собой, преступление, но кто строил неработающие очистные сооружения? Кто «осваивал» 240 миллионов рублей наших с Вами налогов? Почему они не работают? Их постройку доверили непрофессионалам? Или, может, деньги банально разворовали в процессе строительства? Опять же, это тоже абсолютно риторический вопрос, но что поделать. Если деньги банально разворовали, то где информация о других обвиняемых?  

После прочтения этого пресс-релиза у меня возникают нехорошие ассоциации с расследованием авиационных происшествий. Как со сгоревшим в том же «Шереметьево» Суперджетом - пилота недообучили, концентратор данных отказал, шасси не выдержало, спасатели в боевую готовность приведены не были, вместо пены сначала тушили водой - но сажать собираются только пилота. Что, а тут за всех ответит чиновник из ФГУП «АГА»? 

Хорошо, идем дальше. «Вместе с тем до настоящего времени, строительство объектов не завершено, а их эксплуатация невозможна» - как вообще это возможно? То есть представьте, в результате каких-то действий неустановленных лиц, в аэропорту в 2012 году «ввели в эксплуатацию» заведомо не работающие очистные сооружения. До сих пор они так и остаются все в том же состоянии - этого что, все восемь лет никто не замечал? 

Аэропорт за это время тучу премий получил, прошел множество проверок и аудитов. Его в конце концов «приватизировали», причем по очень странной и необычной схеме. И никому не было дела до того, что очистные сооружения не работают? 

Ладно, тогда продолжаем. Заходим в «Гугл», ищем информацию: 

2011 - «Аэропортом ведутся работы по строительству и введению в эксплуатацию очистных сооружений, предназначенных для очистки поверхностных сточных вод. Также идет строительство площадок для обработки воздушных судов противообледенительной жидкостью с целью недопущения ее поступления в окружающую среду, что является актуальной проблемой для всех российских аэропортов» - заранее должен сказать, что с площадками для облива ситуация не лучше, чем с очистными сооружениями. Да, до сих пор. 

2017, новости о строительстве третьей полосы: «Особое внимание уделено вопросам обеспечения экологической безопасности. Проектом предусмотрена полная очистка всех вредных выбросов и стоков. Устройство водосточно-дренажной сети протяженностью 34 км обеспечит их полную замкнутую доставку до системы очистных сооружений. В ходе строительства ведется комплексный экологический мониторинг состояния воздуха, воды, почвы». 

Из интервью с представителем инициативной группы по защите Клязьмы, 2018 год - «Официального ответа от Шереметьево нет, но есть запись видеокамеры. В прошлом году они обещали, что к концу 2017 года введут в эксплуатацию очистные сооружения. Но ничего до сих пор не сделали. Недавно они сами на меня вышли, я дважды ездил с ними на встречу. Сотрудники аэропорта уверяют, что стараются решить проблему, но у них нет такой возможности. По их словам, до недавнего времени очистные сооружения не находились на балансе Шереметьево, а были в ведомстве государственной службы, на которую они не могут влиять. Но если это так, почему Роспотребнадзор выписывает штраф аэропорту, а не ответственным за очистку? И неужели аэропорт не может воздействовать на эту организацию? Получается, что крайних здесь не найти, а страдаем мы и наши дети. Потом я лично встречался с главным юристом аэропорта, представителем службы безопасности и представителем по работе с общественностью. Они объяснили, что только недавно заключили соглашение об обслуживании очистных сооружений, вроде как готовы в это инвестировать. Мы даже с ними составляли дорожную карту, она есть у меня на руках. Обещали проводить предварительные меры» 

2018 год - «В лаборатории установили, что в воде превышено содержание фенолов. В отношении АО «МАШ» возбудили административное дело. В ходе расследования выяснилось, что применяемые в аэропорту зимой противогололедные средства не имеют положительного заключения государственной экологической экспертизы. Эти опасные стоки попадают в водные объекты из-за деятельности АО «МАШ», ЗАО «ТЗК Шереметьево» и ПАО «Аэрофлот». Первым двум компаниям предъявили ущерб. В частности, у Шереметьево Росприроднадзор требовал два миллиона рублей в качестве компенсации за загрязнение реки. Сейчас аэропорт ведет работу по строительству очистных сооружений. Стройка постоянно затягивается, но завершить ее планируется к октябрю. ПАО «Аэрофлот» занимается реконструкцией действующих очистных сооружений, сроки – сентябрь. В любом случае наступающий зимний сезон должен пройти без подобных нарушений.» 

2019 год - «Жители Подмосковья вновь обвинили аэропорт Шереметьево в сливе химических реагентов в Клязьму. По словам активистов, отходы могут попасть в водохранилище, а как итог — в водопровод Москвы и Подмосковья. На загрязнения жители жалуются более трех лет, однако ситуация не меняется» 

Как витиевато двигается тема очистных сооружений аэропорта от новости к новости. Вот их обещают построить, затем аэропорт штрафуют, его представители говорят, что хотели бы помочь матушке-природе, но очистные сооружения не на балансе аэропорта (интересно, если я скажу инспектору ДПС, что спидометр у меня не на балансе, можно ли мне будет со спокойной душой «летать» по дорогам?), потом вроде как заключается соглашение и обещают все ввести в 2017 году, но ничего не вводят, затем опять штрафы каждый год... Что, до сих пор не построили? 

Следственный Комитет говорит, что «...до настоящего времени, строительство объектов не завершено, а их эксплуатация невозможна». Конечно, пытливый читатель может сказать, что речь идет о разных очистных сооружениях, мол, конкретно эти не построили, а какие-нибудь другие вовсю работают, мы не знаем всех деталей... Но какая разница? Шереметьево - самый штрафуемый Росприроднадзором аэропорт, его штрафовали в 2016, 2017, 2018, 2019... 

В 2019 вообще выписан страшный, громадный штраф в 90 тысяч рублей!  

Все эти годы аэропорт Шереметьево загрязняет окружающую среду, отделываясь такими вот штрафами и ежегодно обещая ввести в эксплуатацию очистные сооружения. Время идет, а самолеты продолжают обливать вредной химией прямо на неподготовленных для этого стоянках. Об этом стараются не говорить, но подготовленных стоянок слишком мало (хоть их и обещали построить в достаточных количествах), и если работать только на них, то во-первых запорешь все расписание, а во-вторых, пока самолеты будут кататься туда-сюда от облива к взлету, эффективность обработки приблизится к нулю, а это опасно для жизни пассажиров и экипажей. 


И вот теперь за все это безобразие ответит один человек, подписавший акт?.. 

Можно пойти и дальше. Вокруг аэропорта есть множество объектов инфраструктуры, связанных с грязными стоками, например - автомобильные мойки. Можно зайти на карту, вбить туда «автомойка» и увидеть, кто еще сливает воду в Шереметьевские очистные сооружения.




 

Очистные сооружения, которые по словам Следственного комитета, не достроены и не эксплуатируются. Жиры, нефтепродукты, взвеси, другие загрязнители нефтяного и масляного происхождения - все напрямую идет в Клязьму. 

Для тех, кто не знает, каким образом аэропорт относится к окружающей инфраструктуре - скажу, что есть такое понятие, как «Договор на отпуск воды на хозяйственно-питьевые и производственные нужды и прием сточных вод». На официальном сайте АО «МАШ» образец такого договора присутствует, пункт 2.2.1 обязует аэропорт «...принимать от него (от подключенного абонента) сточные воды в размере установленного лимита...». 

Да, вы правильно все поняли - аэропорт Шереметьево берет со своих абонентов деньги за сточные воды. Получает прибыль. Зарабатывает. А очистные сооружения, как сказал нам Следственный комитет - не работают... 

Понимаете, какой комплекс правонарушений открывается, стоит всего лишь поглубже взглянуть на одну только эту новость?



Дмитрий Кузнецов
Accelerated with Web Optimizer