ЕЩЁ НОВОСТИ
ГлавнаяОбщество › К чему приведет иск, поданный в суд Франции по поводу сгоревшего "Суперджета"?

К чему приведет иск, поданный в суд Франции по поводу сгоревшего "Суперджета"?

09.12.2020, 18:22

Опять поднимается тема сгоревшего в Шереметьево самолета - поводом стал судебный иск, поданный во Франции родственниками погибших к иностранным производителям комплектующих «Суперджета». 


Оставим за рамками то, насколько это правильно. Как по мне, логики тут не больше, чем в иске к сталелитейному заводу, изготовившему материал для шасси самолета, или к песчаному карьеру, из которого взяли песок для производства стекол, через которые пилот смотрел на полосу перед посадкой. Но это детали, главное что юристы в любом случае получат своё вознаграждение (как говорят родственники погибших, адвокаты вышли на них сами). 

Интереснее другое. «Ростех», почувствовавший запах жареного, тут же выступил с заявлением - это не мы! Это все пилот! Подумаешь, что еще нет вердикта суда, нет итогового заключения экспертов - государственная организация, дабы отвести от себя удар, спокойно обвиняет гражданина Российской Федерации на основании каких-то своих домыслов. Лишь бы «моя хата с краю». 

Неофициальные «подводки» к этой теме я понимаю - это неписаный Великий Закон, тут как с гонцами из преданий старины - казнить за плохую весть и наградить за хорошую. Пилота принято сажать за трагедию и награждать за спасение, его реальная вина или заслуга, как показывает практика, особо не учитывается. 

С этой точки зрения позиция «Ростеха» совершенно логична в рамках неформальных договоренностей, и правильнее звучит как «э, пацаны, ну вы чё начинаете, сказали же - сажаем терпилу, бумажки писарь оформит какие надо, и всё». Тут ситуация неудобная - с одной стороны, иск вроде как подан на буржуев (хотя, как пишут СМИ, в ответчиках указывается и изготовитель, и «Аэрофлот», но это попадает далеко не во все заголовки), а они, как известно - враги. С другой стороны буржуи могут возмутиться, а французский суд расположен не в условной Лобне, и, как бы понятнее выразиться - наших реалий может не понимать. 

Я дальнейшую логику вижу так. Суд читает этот самый иск, и задается логичным вопросом - «кто виноват». Данные о том, «кто виноват», должны содержаться в материалах расследования, которое проводит гроза пилотов - Международный Авиационный Комитет. Ну, Следственный Комитет тоже что-то про вину пилота высказывал, опередив авиационщиков - но это нормально, это все в рамках неписаных законов. В общем, надо официально запрашивать информацию. 

Допустим, наши отвечают французам - «ребят, все нормально, понимаете какое дело, тут пилот, шельмец этакий... Вы не переживайте, мы его сами хорошо накажем. В принципе, дело закрыто, мы просто особо не спешим, ну знаете там, время лечит, все дела. Чего прошлое ворошить». 

А вот что будет дальше - я не знаю. 

Если суд Франции уважает наши неписаные законы, то он должен ответить - «бла бла бла, в соответствии с проведенным авиационными властями РФ расследованием, которому нет оснований не доверять, во всех грехах виновен пилот, поэтому до свидания». Но, повторюсь, суд Франции находится не в условной Лобне, да и вдруг заиграет патриотическая гордость - чего это эти русские на нашего производителя бочку катят! 

И в таком случае есть риск, что там начнут разбираться в нашем деле. А это очень, очень опасно по двум причинам.  

Первая - в «Суперджете» есть такой блок, который изготовили отечественные специалисты. В иске его нет (ну да, это же не шасси), про этот блок принято помалкивать, а ведь именно он перезагрузился, приведя к включению режима прямого управления.  

Вторая - могут возникнуть серьезные вопросы к работе аэропорта Шереметьево по спасению горящего самолета, а аэропортом Шереметьево владеют уважаемые люди, которых у нас беспокоить не принято. Они и без того заняты - ищут лоббистов в США, чтоб их персональные санкции поскорей сняли. 

Сначала первое. Про этот блок мало что можно найти - вот, например, слова пилота «Суперджета» Валерия Горянова, сказанные им в ответ на вопрос о том, насколько часто двигатель становится главной проблемой: 

«В моей практике, честно скажу, случаев проблем с двигателями не было. Больше всего, более 90%, скажем так, случаев отказных, это сбои в работе компьютеров. Концентраторы данных, куда сводятся сигналы с разных датчиков». 

Этих блоков в самолете два, они друг друга дублируют, для надежности. Как мы видим, надежности не получилось, и после перезагрузки в центральный вычислитель перестали идти данные, которые проходят через эти самые блоки. Самолет выдал ошибку - неполадка в линии связи с блоками концентраторов, и ушел в ручной режим. После перезагрузки программное обеспечение в исходный режим не вернулось, пилоты остались на ручном. С этой точки и пошло дальнейшее развитие событий, именно отсюда. 

Да, некоторые другие обстоятельства катастрофы - например, недостаточное обучение «Аэрофлотом» своих пилотов и отсутствие на тренажерах необходимых программ - хронологически было допущено раньше, но угрожать жизни пассажиров стало именно после сбоя концентраторов. У нас же этот этап перемахнули - как сказал (пока еще) глава минпромторга Денис Мантуров (сосед по даче владельца «Шереметьево» Александра Пономаренко) - «Системы работали в штатном режиме, за исключением попадания молнии в самолет, когда отключился автопилот». 

М-да. Лодка плавала, за исключением того, что утонула. 

Впрочем, мы сейчас не совсем о реальных причинах катастрофы, мы моделируем, что случится, если суд Франции решит, защищая своих соотечественников, углубиться в ситуацию и начать задавать неприятные вопросы. 

Ладно, про блоки концентраторов сказали. Но ведь могут и другие вопросы задать - посмотрят на видео из Шереметьево, и будут спрашивать про действия спасательных расчетов (а еще - о том, почему Следственный Комитет из своего видео вырезал кусок, на котором одинокий самолет горит, а служб спасения аэропорта еще нет - склейка на 52 секунде). Это у нас не принято говорить на эту тему, максимум - «да вы что, спасательные службы не знали, никто не виноват» - а в западной прессе на этот вопрос смотрят по другому. 

Так, немецкий таблоид Bild после катастрофы писал: «В других странах управляющей компании аэропорта сейчас поступили бы миллионные иски родственников, а если бы все произошло в другом российском аэропорту, сейчас ответственные лица были бы уже за решеткой, но так как "Шереметьево" управляется одним из ближайших друзей Путина, ничего не произойдет»». Вот наглецы! 

Не уважающий неписаные законы и «здоровое пацанство» таблоид напоминает про владеющий Шереметьево кипрский оффшор, и приводит слова источников, согласно которым расходы на безопасность в аэропорту урезают, дабы демпинговать и переманивать авиакомпании из Домодедово (тут подтвержу - любой, кто слышал историю о том, как Росавиация запорола ввод новой полосы в Домодедово, из-за чего аэропорт понес огромные убытки, начинает думать, что тут что-то нечисто). А основная цель - удачно продать аэропорт, выведя деньги в оффшор (это, к слову, не секрет - точно тот же сценарий был «провернут» с НМТП, морским портом, предыдущим активом Ротенберга, Пономаренко и Скоробогатько). 

Вот прочтет французский судья строчку «Одни из жертв этой экономии - пожарная и диспетчерская службы аэропорта», а потом включит видео операции спасения. А там - одиноко горящий самолет, из него по надувным трапам выбираются оставшиеся в живых люди, вокруг никого. Потом наконец подъезжает пожарная машина... 

Тогдашний министр транспорта Евгений Дитрих (которого в итоге сняли за профнепригодность) говорил, что «В 18:30 (в воскресенье) самолет совершил посадку. В 18:31 был объявлен "код красный", через одну минуту первая "пожарка" была рядом с воздушным судном. В течение последующих четырех минут прибыло еще шесть пожарных машин». Только вот на видео, выложенным Следственным Комитетом и очевидцами, прекрасно видно - первая пожарная машина начинает тушить горящий керосин водой (об этом, кстати, тоже писали, но МАК и СК как-то это дело аккуратно проигнорировали). 

Так, пресса тогда писала: «В частности, из шести аварийно-спасательных автомобилей Elefant, которые должны были принимать участие в тушении горящего SSJ-100, в первые шесть минут были задействованы лишь два. Причем они были загружены только водой, а не пеной, необходимой при тушении разлившегося топлива» 

Об «эффективности» данного действа говорить, думаю, не стоит. На видео выглядит это страшно - струя воды бьет в пламя, а оно становится только больше. До машин с пеной, которая эффективна при тушении горящего керосина, по словам Дитриха - еще целых четыре минуты. Само собой, это не помешало ТАСС отчитаться, что «пожарные опередили норматив».  

У нас же самое главное - опередить норматив. «Аэрофлот» хвастается, что эвакуировались за 55 секунд при нормативе в 90 - опередили! Подумаешь, 41 человек сгорел. ТАСС хвалит аэропорт - опередили норматив, молодцы! Подумаешь, горящий керосин тушили водой!.. 

Потом начнутся другие вопросы про пену. Например - если бы неисправный самолет с полными баками керосина садился на залитую пеной полосу, что бы было? Скорее всего было бы как в Якутске. Я напомню - «От удара у SSJ-100 отлетели основные опоры шасси, повредив топливные баки в районе заднего лонжерона, где крепится цилиндр выпуска-уборки шасси. На топливных баках образовались трещины, откуда полилось топливо». Это не про Шереметьево, это про Якутск за год до Шереметьево. Тот самый случай, выводы из которого могли бы спасти людей. Но в Якутске самолет «чертил» по льду, а в Шереметьево к маю льда на полосе уже не осталось. Ну и пеной ее заливать тоже не стали. 

В общем представьте, что французский суд начнет в этом копаться, и задавать неудобные вопросы. А мы уже везде отчитались, что никаких нарушений в работе спасателей нет. И придется звонить хозяевам аэропорта на Кипр, беспокоить таких уважаемых людей. Некрасиво! 

А вдруг этот проклятый французский суд начнет докапываться, почему пилотов не обучали действиям в подобных ситуациях? Начнутся вопросы к тогдашнему генеральному директору «Аэрофлота» Виталию Савельеву. А Савельев-то уже министр транспорта, причем ангажированный министр - владеет акциями «Аэрофлота». Ой как некрасиво получается! 

В общем я к чему - адвокаты, уговорившие родственников погибших людей «сорвать куш» (заплатив, само собой, за адвокатские услуги по прайсу) на иностранных компаниях, сами того не ведая, крупно подставили Ростех, «Аэрофлот», Следственный комитет, МАК, а также патриотов, владеющих кипрским оффшором «TPS Avia» - Аркадия Ротенберга, Александра Пономаренко и экс-депутата Государственной Думы от партии «Единая Россия» Александра Скоробогатько. 

Вынесли сор из избы, так сказать.


Дмитрий Кузнецов
Accelerated with Web Optimizer