Виталий Савельев перестал быть неприкасаемым?
04.08.2020, 17:04Пост в телеграм-канале «Незыгарь» о богатствах генерального директора Аэрофлота Виталия Савельева лично меня застал врасплох.
Ну, то есть фигура бывшего банкира, пересадившего Российскую Федерацию на «иглу» западного самолетостроения лично для меня не новость, но обычно об этом принято максимум шушукаться в курилках. А тут - такое известное издание, пусть и из полу-«теневого» Телеграма.
Итак, в воскресенье второго августа Незыгарь репостит сообщение, где прямо говорится, что Савельев "украл миллиард долларов", а также приводится файл с его паспортными данными и выписками на объекты недвижимости.
Перед этим, 26 июля, был репост другой записи, в которой раскрывалась хитрая схема «Аэрофлота». Авиакомпания обьявила о продаже билетов на Белград с вылетом в августе, подняла немного денег, а теперь рассылает «любимым» (сами думайте в каком смысле) пассажирам сообщения, что рейсы туда отменены в связи с «отсутствием разрешения». Все бы ничего, но «Аэрофлот» деньги не возвращает - он возвращает «ваучеры» (как ласкает это слово русский слух, заставший 90-е, не правда ли?), которые можно обменять на другие билеты все того же «Аэрофлота».
До этого такого откровенного негатива я не припомню. Ну да, были сообщения о том, что Дальний Восток не кормят, зато спонсируют «Манчестер Юнайтед», но согласитесь, по сравнению с уровнем риторики «украл миллиард» это звучит как невинная детская шалость, ну максимум - обвинение в недостатке профессионализма.
Одновременно с этим пришла новость, что семья погибшего пилота «Аэрофлота» Дамира Ахметова выиграла суд, который обязал авиакомпанию выплатить пострадавшим почти 30 миллионов рублей - и это удивляет меня даже сильнее, чем телеграммные обвинения в воровстве.
Что, баланс сил поменялся?
Знаете, у меня промелькнула забавная мысль, что охлаждение отношения к Савельеву связано с его сепаратистской деятельностью по отделению Дальнего Востока от Российской Федерации. Да-да, по другому те многочисленные унижения, которые генеральный директор «нацинального авиаперевозчика» наносил жителям Дальнего Востока, я классифицировать не могу. В возмущении даже крупных дальневосточных чиновников открыто читалось недовольство именно «Москвой», а уж какими эпитетами склоняли Столицу простые жители этих красивых мест, не хочется даже повторять.
Людям трудно объяснить, почему «Аэрофлотом» из Москвы в Пхукет слетать бывает дешевле, чем во Владивосток. Мы там это, все еще одна страна, господин Савельев?
Учитывая последние события в Хабаровске, неудивительно, что Кремль может злиться на тех, кто «раскачивал лодку» - а Савельев делал это вполне откровенно и не особо скрываясь. Впрочем, может быть причина в другом - ведь кризис подточил бюджет авиакомпании в области «пиара», и на знаменитые Савельевские «блоки» (блок - это «благодарность» редакции того или иного СМИ, после которого на определенное время «негатив» о ней в эфир не пропускают) стало не хватать. Если это и так, то нужно срочно искать деньги - а то вдруг население страны узнает, что «лучшая в мире авиакомпания» имеет скелеты таких размеров, что «шкафы» из-под них даже на 777-е не помещаются...
Забавно, что рассказывая про грехи Савельева, в том же предложении не упоминаются его товарищи - владельцы Шереметьево. Это нелогично хотя бы потому, что начиная с «приватизации» аэропорта кипрским оффшором Аркадия Ротенберга, Александра Пономаренко и Александра Скоробогатько, ранее недолюбливающие друг друга аэропорт и авиакомпания сплелись в тесных объятиях дружбы. Поддерживая друг друга и в горе и в радости, партнеры без особого шума перевели в Шереметьево обработку багажа авиакомпании, сократив (читай - выгнав на мороз) сотрудников Аэрофлота.
Последствия не заставили себя долго ждать. Новая компания, получившая название «Шереметьево Хэндлинг», практически сразу же устроила грандиозный багажный коллапс на целое лето, а затем регулярно стала отмечаться в историях с поврежденными самолетами и погибшими животными.
Нетрудно догадаться, что «Аэрофлот» понес от всего этого просто нереальные убытки, а ведь можно вспомнить еще и грузовые коллапсы, которые уже как пять лет устраивает «Аэрофлоту» другая компания олигархической троицы - грузовой терминал «Москва Карго».
Итак, авиакомпания теряет кучу денег, терпит постоянно поврежденные самолеты, становится в глазах общественности практически живодером, вынуждена объявлять эмбарго на грузоперевозки - но при этом упорно продолжает поддерживать все начинания своего «гаража».
Когда-то, когда Шереметьево еще не отдали олигархам, даже попытка отказать «Аэрофлоту» в подписании монопольного соглашения, притесняющего другие авиакомпании, заканчивалась скандалами с требованиями уволить главу Шереметьево, административным ресурсом и таранным продавливанием своих требований. И, что характерно, «Аэрофлот» своего добивался.
Сейчас же, как мы видим, хоть самолеты бензовозами тарань - никаких проблем, мир, дружба, любовь.
Конечно, теперь уже всем понятно, что вся деятельность этих людей с привлечением «государственно-частного» партнерства была ошибочна и бесперспективна с самого начала. Теперь, когда позади вылеты самолетов за пределы полосы, заливы, коллапсы, пожары, обрушения потолков - нам всем ясно, какие подлинные цели преследовали инвесторы, обращая свой взгляд на московский аэропорт. Но у «Аэрофлота»-то совсем другие цели, разве не так? Или...
Может быть Савельева спросить о причинах таких крепких отношений, а не о каком-то его «Bentley»? По сравнению с годовыми оборотами бизнеса по обработке всего багажа авиакомпании-монополиста в ее базовом аэропорту даже десяток «Бентли» выглядит бледновато. А уж если посчитать, сколько денег ушло на ремонт и простой поврежденных «Шереметьево Хэндлингом», «Москвой Карго» и прочими «дочками» аэропорта самолетов «Аэрофлота» - тут любая яхта померкнет.
Впрочем, если бюджет успеет выделить «Аэрофлоту» очередную помощь (хотя бы в рамках все той же допэмиссии акций, о которой уже столько сказано), то у господина Савельева еще будет шанс распылить средства налогоплательщиков на «блоки» и продлить свое относительно спокойное существование на посту главного авиационного монополиста Всея Руси.
Надолго ли - это уже другой вопрос.
Дмитрий Кузнецов