Административный ресурс олигарха Пономаренко
09.04.2019, 14:14Как известно, все животные равны, но некоторые равны более, чем другие. Прекрасная цитата из Оруэлла как нельзя кстати подходит ко многим проявлениям нашей современной экономики. Не правда ли, дорогой читатель?
17 апреля 2019 года в аэропорту Шереметьево пройдет мероприятие, которое лично мне хочется охарактеризовать как «демонстрация потемкинских деревень гостям из далекого Китая».
Представителям китайских авиалиний будет организована показательная экскурсия по принадлежащему Шереметьево грузовому терминалу «Москва Карго».
Цель понятна - предложить авиакомпаниям перейти на новый терминал (китайцы на данный момент предпочитают обрабатывать свои грузы в других местах).
Казалось бы, что тут такого? Обычная борьба за место под солнцем, похвальная попытка расширить свое присутствие на рынке. Именно такая мысль и останется у большинства людей, которым после 17 апреля покажут красивые фотографии о дружбе народов и международном бизнесе.
Но... Как обычно, стоит копнуть поглубже. Результаты поражают.
Начнем с краткой истории.
«Москва Карго» - это бывшая компания «Аэропорт Москва», небольшой грузовой терминал в Шереметьево, никогда особо не хватавший звезд с небес. Так было вплоть до приватизации аэропорта тройкой олигархов - Александром Пономаренко, Александром Скоробогатько и Аркадием Ротенбергом. Сразу после приобретения грузового терминала, ему поменяли название на «Москва Карго» (старое запомнилось клиентам в негативном ключе), и внезапно никому до этого не известный терминал выигрывает впервые в истории организованный тендер «Аэрофлота» на обработку грузов. Рынок в шоке - профессионалы грузовой логистики не понимают, как компания с неразвитой (относительно взваленных задач, конечно) инфраструктурой обработает такие объемы.
Чуда не произошло - сразу после перехода грузопотока все обрушилось, начался отток клиентов к другим авиакомпаниям и в другие аэропорты, Домодедово и Внуково радостно потирали руки, а брокеры не спали ночами, пытаясь минимизировать ущерб, нанесенный их клиентам. Забегая вперед должен сказать, что это был не единственный случай - проблемы с грузооборотом продолжались все последующие годы, не побеждены они и до сих пор.
Разумеется, клиенты, теряющие свои деньги и репутацию, были не очень довольны такой политикой, писались жалобы, подавались иски, писали даже коллективные письма. В конце концов Федеральная Антимонопольная служба возбудила дело о нарушении антимонопольного законодательства.
Это важный момент, давайте сделаем на нем акцент. Несколько лет жалоб в итоге привели к возбуждению дела. Зная инертность реакции некоторых наших органов, это лучше любых отчетов показывает серьезность проблемы. Люди потеряли много денег - это факт. Государство потеряло много денег - это тоже факт. В ситуации разбираются антимонопольщики, но до сих пор об итогах рассмотрения дела нет никаких новостей.
В этой нервной обстановке «Москва Карго» начинает бороться за создание таких же условий работы не только с «Аэрофлотом», но и с китайскими авиакомпаниями, и помогает им в этом... Минпромторг! Именно под его эгидой и проводится эта встреча, будучи при этом чисто коммерческим мероприятием.
Да, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации официально помогает олигарху Пономаренко в дальнейшей монополизации рынка грузовых авиаперевозок. Никогда в жизни не поверю, что ведомство владельца автомобилей Porsche и земельных участков Дениса Мантурова не знает о многочисленных жалобах и финансовом ущербе, который «Москва Карго» наносит своим клиентам. Что же за мотивация такая заставляет министра идти против интересов налогоплательщиков?
Вы спросите меня - неужели для Александра Пономаренко, столь влиятельного и богатого человека, настолько важен какой-то грузопоток от китайских авиалиний, что приходится привлекать свои связи? Что, неужели это так выгодно - ящики таскать? И да и нет, уважаемый читатель. Дело тут, разумеется, вовсе не в ящиках.
Все дело - в острой необходимости частных собственников Шереметьево построить еще один грузовой терминал всего через несколько лет после завершения строительства предыдущего. Строительство инфраструктуры в аэропорту, как следует из акционерного соглашения, вознаграждается акциями «Шереметьево». Больше строишь - больше акций получаешь. Чем дороже на бумаге построенный проект - тем больше выгоды. Чем больше разница между фактически потраченными на строительство средствами и «бумажной» стоимостью - тем больше чистая выгода. Понимаете логику?
При этом имеющиеся на бумаге мощности не задействованы - фактическая пропускная способность построенной инфраструктуры оказалась значительно ниже, чем предполагали, но признаться в этом - значит фактически расписаться в нарушении закона при распределении акций между аэропортом и частным собственником...
И что мы получаем? Получаем самый настоящий тупик. Хочешь акции - строй новый склад. Хочешь строить новый склад - докажи целесообразность строительства. Для доказательства целесообразности загрузи старый склад. А старый склад никак не загружается - клиенты готовы хоть в прокуратуру, хоть в ФАС, лишь бы туда не идти, слишком критичны потери в качестве. Значит нужно пойти другим путем. Звонок другу - и вот на официальном приглашении появляется красивая надпись «При участии Минпромторга».
Вообще, в цивилизованном обществе такие расклады должны приводить к включению Минпромторга в уже возбужденное антимонопольное дело в качестве соучастника. Ну это как минимум логично - государственное ведомство использует свой потенциал для переманивания клиентов в частную компанию. Интересно, понимает ли это участник списка Forbes «20 богатейших семей Кремля и Белого дома» господин Мантуров?
Если Минпромторг победит, нас ждут очередные победные заголовки о том, что в России строится ультрасовременная инфраструктура, которой нет равных в этой части галактики, а затем уже менее радостные новости - про очередное эмбарго, очередные финансовые потери и очередные коллективные письма.
Возможно, на этот раз уже на китайском.
Дмитрий Кузнецов