О монополизации Шереметьево
11.01.2019, 16:00Праздник на нашей улице - аэропорт Шереметьево по сообщениям прессы получил престижную премию в качестве самого пунктуального аэропорта...
Как человек, умудрившийся дважды за прошедший месяц слетать из Шереметьево и оба раза наблюдать, как откладывают нужный мне рейс, я решил немного углубиться в эту тему, и нашел отчет организации, столь высоко оценившей отечественный аэропорт.
Сначала я пробежался по разделам с авиакомпаниями, надеясь увидеть многократного победителя всего и вся, национального авиаперевозчика «Аэрофлот». Может быть смотрел я невнимательно (или копия отчета попалась бракованная), но из отечественных авиакомпаний встретилась только S7.
Аэропорт Шереметьево встретился на обещанной первой строчке раздела «Major Airports» с красивым показателем в 87% ровно. За ним расположились отстающие - аэропорт Доха с 84.91%, Миннеаполис с 84.02%, Детройт с 83.84%, Мексико с 83.35%, Хьюстон с 82.26%, Бангкок с 81.52%, Сиэттл с 80.58%, Майами с 79.91%, и наконец закрыл первую десятку сложновыговариваемый Sao Paulo Guarulhos с 79.91%.
Итак, как мы видим, пока сборная мировых неудачников грызется друг с другом за десятые и сотые доли, наш Шереметьево гордо реет впереди, опережая ближайшего конкурента аж на два процента и гордо показывая всем красивое ровное число без каких-либо там знаков после запятой. Восемьдесят семь!
А теперь я расскажу вам, в чем причина такого отрыва, такой странно красивой цифры и такого удивления пассажиров, только недавно читавших о, допустим, тридцати задержанных 24 декабря 2018 года рейсах. Причина удивительно простая - необходимость продать аэропорт.
И замаскировать как минимум одну очень неприятную и серьезную проблему - багаж.
Начало 2019 года выдалось для национального авиаперевозчика нервным - пассажиры, отбросив газетки с результатами десятков конкурсов, в которых «Аэрофлот» положил на лопатки все и вся, пачками строчили жалобы на потерянный багаж. Люди пытались придумать способ прожить без предметов первой необходимости вроде зубной щетки, комплекта белья и прочих, казалось бы незаметных, но как выяснилось - бесценных предметов. Осознав все «прелести» жизни в средневековье, писали жалобы, в том числе - в интернет...
Внимательный читатель мог заметить, что у всех жалоб есть одно общее звено - в качестве одного из пунктов (начальный, конечный или трансферный, неважно) везде присутствовал аэропорт Шереметьево.
Жалоб еще в конце 2018 было настолько много, что в СМИ признали - да, проблема в неполадках системы сортировки багажа, но разумеется все уже устранено! Впрочем, количество жалоб от этого «устранено» никуда не делось - люди писали и пятого января, и седьмого, и девятого... В чем же дело?
В прессе проскакивал инсайд о неполадках в системе сортировки нового терминала В, и отчасти это правда - терминал во многом строился для «показательных выступлений», потому что его постройка являлась одним из обязательных условий для передачи акций от Российской Федерации к строителям этого самого терминала - олигархам Аркадию Ротенбергу, Александру Пономаренко и Александру Скоробогатько. Стройка закончилась, галочка в отчете была поставлена, акции ушли, а вот реальная работа терминала вызывает теперь вопросы (ровно по такому же сценарию происходила постройка этими же людьми грузового терминала «Москва Карго», который так и не смогли вывести на проектную мощность, а недостаток грузопотока заполняют монопольными договоренностями с «Аэрофлотом» и административным давлением на другие авиакомпании).
Раскрою секрет - дело не только в проблемной системе, это лишь один из элементов. Проблема глубже - процесс монополизации внутрипортовой деятельности (с которым пытается бороться ФАС, и который нужен владельцам для дальнейшей перепродажи, дабы скрыть следы неэффективной работы построенной инфраструктуры) привел к передаче наземного обслуживания (которое включает в себя и работу с багажом) от «Аэрофлота» к специально созданной «дочке» аэропорта под названием «Шереметьево Хэндлинг».
Ранее процедура монополизации, затронувшая грузооборот аэропорта, уже приводила к сбоям, но они редко напрямую затрагивали обычных клиентов-пассажиров, поэтому освещались только в профильной прессе (исключением был только случай, когда грузовой терминал потерял паспорта с проставленными визами туристов, тут, по понятным причинам, шум поднялся серьезный, паспорта нашли, а вот остальные грузы...). Теперь же пассажир (а точнее - его багаж) затронут напрямую, и медиапространство колышется значительно активнее. Трудно такое не заметить.
Волнует ли это частных собственников аэропорта? Не думаю что очень сильно - их задача завершить процедуру монополизации Шереметьево и как можно скорее перепродать актив, пока не выползли наружу все проблемные зоны и не появилось новых санкционных списков, ограничивающих иностранных инвесторов от покупки. Не зря же Пономаренко и Скоробогатько так взволновались попаданием в предварительные списки и даже наняли в Штатах лоббистов для защиты. Причина именно в этом.
А чтобы найти хороших, денежных и заинтересованных инвесторов надо что? Правильно, показывать на международной арене результат. Красивая цифра в 87% подходит идеально, да и первое место...
Казалось бы, как аэропорт, постоянно теряющий чемоданы, может претендовать на такие показатели, это же абсурд! Скажем так, подробно описать это в краткой и популярной форме очень сложно, но если воспользоваться аналогией... Во первых, как вы понимаете, компания, устраивающая конкурс, не ставит в каждом аэропорту мира вахтовиков у табло, отслеживающих реальные показатели - она пользуется предоставленными данными. А теперь представьте себе радар, который висит на столбе у дороги и меряет скорость. Как проедет машина - такую скорость радар и покажет... А теперь представим, что этот радар показывает скорость на маленьком дисплее, а внизу у столба сидит человек, который внимательно смотрит на это, потом прикидывает погрешность на уровне, допустим, 20-30%, и вписывает в базу данных значение, которое лично ему кажется более подходящим в данном случае.
Пример очень примитивный и вовсе не точный, но я не знаю как еще обьяснить вам, уважаемые читатели, откуда берутся такие отрывы и настолько «красивые» показатели...