Шереметьево - любопытные моменты о концессии аэродрома
12.10.2018, 10:10"Некоторые люди совершенно не умеют определять причины произошедшего, из-за этого раз за разом наступают на одни и те же грабли, но, в свою очередь не установив причинно-следственную связь между ударом по лбу (если повезло, и грабельки не детские) и движению ногой в неизвестное, продолжают уверенной поступью перемещаться в прекрасные дали.
Меня очень поразило заявление руководства одной очень крупной и известной авиакомпании о том, что в связи с кризисом программы цифровизации будут свернуты. Что это означает? Руководители высшего уровня не могут провести прямую параллель между современными технологиями и выгодой для компании? Ведь цифровые технологии и внедряют для того, чтобы уничтожить издержки, повысить доходы, обеспечивать лучший уровень услуг при снижении затрат... Неужели это не понятно?
Но вот когда надо защитить идею покупки зарубежных авиалайнеров взамен отечественных, эти же люди постоянно приводят в пример экономичность американских и европейских моделей... То есть принцип «заплати рубль и сэкономь сто» им знаком, но применяется он очень избирательно.
Похожие мысли вызвала у меня новость о передаче в концессию аэродрома Шереметьево. Если вкратце, то распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 мая 2018 года №856-р утверждает основные условия этой передачи (подробности, разумеется, содержатся в концессионном соглашении, которое в открытом доступе не появится). Документ, если вдуматься, очень интересный.
Вообще, читать юридические бумажки — та еще пытка. Витиеватый язык, который в теории должен не допускать двойного трактования и быть предельно понятным, на практике оказывается непроходимыми дебрями, один вид которых вызывает зевоту с риском травмы челюсти. Тем не менее, давайте рискнем и почитаем.
Сухая выжимка:
— Аэродром передается в концессию Акционерному Обществу «Международный аэропорт Шереметьево» — компании, в списке бенефициаров которой есть кипрский оффшор.
— Хочешь подробностей — ищи концессионное соглашение (я не нашел)
— Несмотря на все слова в стиле «частный собственник построит нам райскую жизнь», в Основных Условиях оставлена лазейка для бюджетного финансирования, а именно — пп. Б п. 3, предусматривающий некие объекты, которые ФГУП (что расшифровывается как Федеральное Государственное Унитарное Предприятие — ну, вы поняли) «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» должно построить или реконструировать, и — внимание — передать концессионеру.
(Здорово, правда? Может тогда и не надо ничего передавать — в конце концов, у нас есть волшебный ФГУП)
— В концессионном соглашении, тем не менее, прописаны некие обязанности АО «МАШ» по ремонту, созданию и (или) реконструкции. Естественно, никаких подробностей публика не знает и знать не может.
— Эти самые некие объекты должны соответствовать неким целевым показателям. Это, на самом деле, уже крупная победа — присутствие такого пункта. Правда, учитывая закрытость для налогоплательщиков подробностей об этих показателях, данное положение де-факто неработоспособно.
— Самый шикарный пункт спрятался под номером 5 и гласит, что источником финансирования всего этого великолепия является некая инвестиционная составляющая в составе тарифов на взлет/посадку воздушного судна.
Еще раз, для тех, кто не понял — аэропорт поднимет тарифы авиакомпаниям, авиакомпании поднимут цены на билеты. Никакого волшебства — из вашего кармана будет оплачено строительство каких-то объектов, а строить у нас умеют — будь это то подтапливаемый, то отказывающий туннель, вечно коллапсирующий грузовой терминал или ливневка на диете... Так что, господа, не надо этих восторженных рассказов про патриотов России, которые вкладывают деньги «не за границей, а здесь». В очередной раз напоминаю, что конечный бенефициар большей доли акционерного пакета — как раз заграничная, кипрская компания. Так что особых поводов для восторга нет.
Разумеется, дальше в документе указываются возможности компенсации потерь по «особым обстоятельствам» (вы вчитайтесь в эти строки — «...устанавливается перечень обстоятельств, влекущих возникновение обязательств концедента по возмещению дополнительных расходов концессионера, а также освобождающих концессионера от ответственности за неисполнение обязательств...») — это мудро, ведь никто не исключает возможность введения каких-нибудь санкций, да или хотя бы простого подорожания бетона. Это рядовые бизнесмены и граждане должны заниматься предпринимательской деятельностью на свой страх и риск, на высшем уровне все риски тщательно просчитываются и вписываются в счет, который оплачивают налогоплательщики. Увы.
Подчеркиваю еще раз — некие скрытые «обстоятельства» являются законной возможностью перечислить концессионеру бюджетных денег, или освободить его от строительства инфраструктуры — того, ради чего вся эта катавасия с повышением тарифов и начиналась!
Концессионная плата, к слову, составляет безумную сумму — одна тысяча рублей в год. Оставлю без комментариев...
Хотя нет, не оставлю, передумал. Я, как пассажир и налогоплательщик, выражаю свою благодарность авторам документа, так как любая более-менее приближенная к реальности сумма аренды была бы дополнительно взята из моего кармана, а мне этого очень бы не хотелось.
Подводим итог
Даже не обладая доступом к концессионному соглашению, нам с вами, уважаемый читатель, удалось найти в подписанном Премьер-Министром Дмитрием Медведевым документе сразу несколько вполне реальных лазеек (хотя какой там лазеек — туннелей, которые, в отличие от Шереметьевского, точно не подтопит) по переводу возможности перевода бюджетных средств в оффшорную юрисдикцию.
Если люди, имеющие отношение к заключению концессии, не согласны с этими выводами, предлагаю обнародовать полный текст концессионного соглашения для граждан Российской Федерации. Мы почитаем, проанализируем, сделаем выводы, и будем по мере своих скромных сил осуществлять народный контроль.
А то у вас так и будет туннели заливать.
P.S. Когда материал уже был написан, выяснилось, что трансфер между терминалами по туннелю будет ограничен как минимум в течение недели.
Павел Ростовцев