Как "Аэрофлот" проводит госзакупки
02.08.2018, 19:36Буквально на днях в системе электронных торгов «Сбербанка» появился тендер на обслуживание грузов «Аэрофлота» в аэропорту Шереметьево. И кажется, он станет прекрасной иллюстрацией к эффективности, да и в целом — работоспособности системы госзакупок в России.
Судите сами. В «Шереметьево» есть два крупных предприятия, занимающихся обслуживанием грузов — это «Шереметьево-Карго», работавшее с «Аэрофлотом» до 2015 года и на данный момент обслуживающее большинство иностранных авиакомпаний в Шереметьево, и «Москва Карго», которую в 2013 году купили олигархи Аркадий Ротенберг, Александр Пономаренко и их партнер, на тот момент — депутат Единой России Александр Скоробогатько.
После покупки олигархами, компания «Москва Карго» внезапно получает подряд на эксклюзивное обслуживание грузов «Аэрофлота» и практически сразу же устраивает невиданный до этого на перроне аэропорта Шереметьево грузовой завал. А потом еще и еще, вплоть до 2018 года, когда срок договора подошел к концу. По факту, за прошедшие несколько лет наладить работу так и не удалось, подтверждением чему стало очередное эмбарго на перевозку грузов в «низкий сезон», в самое начало 2018 года.
Давайте для наглядности посмотрим на неполный перечень СМИ, рассказавших про коллапсы с грузообработкой в «Москва Карго», и подумаем, может ли комиссия, осуществляющая выбор поставщика услуг, не заметить хотя бы часть из этих материалов:
— НТВ
— Вести
— Известия
— Регнум
За эти три года оператор умудрился (только по открытым источникам):
- Создать массовый коллапс в 2015 году и попасть на телевидение
- Задержать загранпаспорта множества россиян, поставив под угрозу их поездки за границу
- Нанести авиакомпании задокументированный ущерб в почти 350 миллионов рублей только за первый из коллапсов (реальные суммы ущерба неизвестны, но должны быть значительно больше) в 2015 году
- Потерять лекарства для онкологически больного ребенка
- Допустить хищение своими работниками дипломатических денег в сумме около 50 тысяч евро
- Попасть в неприятную историю с массовыми хищениями «Айфонов»
- Устроить массовый коллапс в 2017 году
- Только по просочившимся в Интернет документам умудриться нанести задокументированный ущерб «Аэрофлоту» в размере 78 миллионов рублей за шесть (!!!) дней
- Умудриться создать коллапс в «низкий сезон» в начале 2018 года, когда объем перевозимых грузов значительно падает после новогодних праздников
- Стать причиной нескольких эмбарго на перевоз грузов за эти несколько лет, на моей памяти — впервые в истории Шереметьево.
Можно вспоминать еще и еще, но это сильно перегрузит мою статью.
Как вы думаете, уважаемые читатели, на что может надеяться компания с таким портфолио?
Если говорить про конкурентную и рыночную экономику — то, наверное, на участь Карфагена (включая пару грузовиков соли для земли, на которой стоял когда-то неудачный склад). Но когда твои хозяева — известные и приближенные к влиятельнейшим лицам государства олигархи, есть и другие варианты.
Например, «грамотно» оформить тендер. Извещение о проведении конкурса опубликовано 30 июля, в середине рабочего дня. Конечный срок подачи заявки на участие — 8 августа, 12:00 (к слову, «соседние» тендеры, размещенные в тот же день, содержит дедлайн до 14 августа, а размещенный на день позже — до 21 августа!). Итого — шесть полных рабочих дней. Документация о закупке, содержащая условия и прочие важные для конкурса данные — около ста (!) страниц.
Реально ли успеть?
Скажем так, если партнеры предупредили вас до размещения закупки — то подготовить бумаги вполне возможно. Если же нет... Около ста страниц документации, господа, включающие требование огромного количества предоставляемых документов, в том числе содержащих персональные данные и сложные технические сведения. Всего шесть полных рабочих дней на подготовку сложного систематизированного коммерческого предложения. Нужно очень сильно напрячься, и все равно будет высокий риск допустить формальные ошибки в заявке.
Ошибки, по которым тебя опять же формально не допустят к участию в тендере. Хотя казалось бы, откуда такая спешка? В чем ее смысл?
Уже одно это, по хорошему, повод для вмешательства Федеральной антимонопольной службы. А ведь самое веселое начинается дальше.
Требования к поставщику услуг прописаны очень дотошно, и это удивляет особенно. Вместо того, чтобы указать требуемый уровень качества обслуживания (для этого есть специальный инструмент — SLA, соглашение об уровне услуг, широко применяемое авиакомпаниями в отношениях со своими подрядчиками), заказчик определяет кучу мелочей, лишь косвенно имеющих к этому отношение — площадь склада, площадь холодильных камер, специфические требования к перронной технике... Как вы понимаете, прописано все таким образом, чтобы максимально соответствовать особенностям лишь одной компании. Которая и должна победить, даже несмотря на кошмарный предыдущий опыт работы.
Довольно странно, покупая спортивный автомобиль, интересоваться исключительно объемом двигателя — ведь четырехлитровый битурбированный двигатель автомобиля «Мерседес АМГ» разгонит его до сотни за 3.4 секунды, а вот пятилитровый «атмосферник» «Форд Мустанг» потребует на это же почти пять секунд. Не говоря о том, что в машине есть еще трансмиссия, подвеска, резина, аэродинамика и прочее, напрямую влияющее на поведение на дороге...
При этом такая логика найдет понимание у людей, ничего не понимающих в технике. Больше — значит лучше, разве не так? Видимо на это и расчет — будет что ответить в ФАС и Прокуратуре, когда начнется очередной завал. Хотя логика эта рассчитана разве что на школьников — ведь по ней прекрасным авиационным СВХ может считаться, например, огромный склад магазина «Ашан»...
Авиационный склад ВРЕМЕННОГО (обратите внимание на этот термин) хранения — не место, куда бросают на длительное хранение нетребовательные грузы, это сложный комплекс, нацеленный на безопасное и ОЧЕНЬ быстрое обслуживание как правило дорогостоящих, зачастую хрупких и требовательных к температуре и условиям обращения грузов, подразумевающий выполнение десятков тысяч операций, напрямую влияющих на безопасность полетов. Размер помещений — один из второстепенных параметров, который не может иметь определяющее значение, но поскольку у «олигархического» склада этот параметр побольше (уж что, а строить большие помещения наши олигархи умеют) — именно он и красуется в требованиях тендера.
Будет ли Федеральная Антимонопольная служба проверять законность выставления в госзакупке ряда специфических требований, нацеленных на заведомый выбор конкретного поставщика услуг? И вообще, есть какая-то модель, по которой рассчитывается предыдущий опыт работы? Ведь есть как минимум реестр недобросовестных поставщиков — ребята, вы сотни миллионов теряли (и это только задокументированные и просочившиеся в прессу данные) — разве этого недостаточно для включения в реестр?
Или «правильные» хозяева важнее, чем реальная эффективность работы?
P.S. Характерно, что «Шереметьево-Карго» обслуживает 38 авиакомпаний, среди которых в основном иностранные, а «Москва Карго» — пять, из них три российские и одна казахстанская. Видимо на просторах СНГ и правда больше ценится собственник, чем умение вести бизнес без многомиллионных потерь, завалов и эмбарго.
Павел Ростовцев