Российская экономика увязла в криминале?!
01.03.2018, 12:23В условиях нестабильности мировой экономики, усиления недобросовестной конкуренции и экономических санкций, введенных в отношении нашей страны рядом западных стран, обеспечение экономической безопасности является определяющим критерием развития страны. В соответствии со Стратегией экономической безопасности России на период до 2030 года (далее - Стратегия), утвержденной Указом Президента РФ от 13.05.2017 № 208, под экономической безопасностью понимается состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет (объективно существующая независимость государства в проведении внутренней и внешней экономической политики с учетом международных обязательств).
Важнейшими из 25 ключевых угроз (совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам России в экономической сфере), перечисленных в Стратегии, являются высокая криминализация и коррупция. Перечисленные угрозы, безусловно, снижают инвестиционную привлекательность, а, следовательно, и конкурентоспособность национальной экономики.
Учитывая широкий диапазон угроз экономической безопасности России, остановимся на них подробнее.
Криминализация экономики
Статистический анализ демонстрирует неуклонное снижение регистрации экономической преступности. При этом следует учитывать высокий уровень ее латентности. Так, за период с 2008 по 2017 годы число преступлений экономической направленности сократилось в 4 раза (с 448,8 тыс. до 105,1 тыс.), в том числе тяжких и особо тяжких – вдвое (со 124 тыс. до 59,8 тыс.). Удельный вес таких преступлений в общем числе зарегистрированных сократился с 14% до 5,1%. Между тем размер материального ущерба по оконченным уголовным делам, наоборот, вырос - со 142,5 млрд. до 234,3 млрд. руб. Максимальный размер ущерба был зафиксирован лишь в 2009 году – 1 трлн. руб .
В общей структуре экономической преступности преобладают наиболее очевидные и легко доказуемые преступления против собственности (ч. 2-4 ст. 158, ч. 2- 3 ст. 159, ч. 2-4 ст. 160 УК РФ) - 36,8%. Удельный вес преступлений в сфере экономической деятельности (Гл. 22 УК РФ) составляет 32,9%, против интересов службы в государственных и муниципальных органах - 13,4%, а против интересов службы в коммерческих и иных организациях – 1,9% .
Несмотря на обширный перечень статей Главы 22 УК РФ, среди выявленных преступлений преобладают фальшивомонетничество и отмывание денег. Однако наиболее криминализированными сферами экономики помимо финансово-кредитной остаются потребительный рынок, природоресурсные отрасли (лесная, рыбная, драгметаллы и ТЭК) и внешнеэкономическая деятельность.
По данным Минприроды, за последние 4 года на территории России было зафиксировано в общей сложности 69,7 тыс. случаев незаконных рубок лесных насаждений общим объемом в 5,8 млн. кубометров, а совокупный ущерб превысил 42,3 млрд. руб. (рис. 1). Наиболее неблагополучная ситуация наблюдается в регионах Сибири (Иркутская обл.) и Дальнего Востока (Приморье) . Большая часть незаконно заготовленной древесины ценных пород (дуб, ясень, бук, ильм) вывозится за рубеж, преимущественно в Китай.
рис.1
Проблема незаконного оборота водных биоресурсов (ВБР) характерна для Тихоокеанского и Каспийского бассейнов из-за наличия там таких ценных гидробионтов, как: крабы, морские ежи, лососевые и осетровые виды рыб. По данным Погрануправления ФСБ России, в 2016 году на судах рыбопромыслового флота было выявлено 3 тыс. нарушений природоохранного законодательства (2015 год – 1,8 тыс.). При этом было задержано 53 судна под флагами России, Того, Сьерра-Леоне, Танзании, Микронезии, Китая, Японии и КНДР, на борту которых обнаружено около 1,5 тыс. тонн неучтенных ВБР, включая 140 тонн крабовой продукции. В результате этого было возбуждено 340 уголовных дел, а по суду конфисковано 7 «подфлажных» шхун .
С точки зрения экономической безопасности одним из факторов риска является хищение нефтепродуктов через несанкционированные врезки в магистральные трубопроводы. Ежегодно выявляется более 200 таких врезок, которые зачастую становятся причиной разлива нефтепродуктов, тем самым загрязняя окружающую среду. Наиболее криминальными регионами в этом отношении являются Иркутская, Самарская, Московская и Ленинградская области, Ханты-Мансийский АО и Дагестан .
Не меньшую озабоченность вызывает незаконный оборот контрафактных промтоваров. По подсчетам НИУ «Высшая школа экономики», каждый десятый продаваемый товар является поддельным. Самая высокая доля подделок встречается на алкогольном рынке (40%) и в легкой промышленности (35%) . Контрафактные товары поступают не только из-за рубежа (серый импорт, контрабанда), но и изготовляются внутри страны (неучтенное производство). Основными каналами сбыта такой продукции являются прилавочные магазины, киоски, точки на рынках и интернет-магазины. Динамичное снижение реальных доходов населения привело к тому, что граждане стали менее требовательно относиться к происхождению и качеству товаров, отдавая предпочтение более дешевым аналогам.
Серьезную угрозу представляет контрабанда стратегически важных товаров и ресурсов (лесоматериалов, биоресурсов, драгоценных камней, объектов флоры и фауны). По данным Федеральной таможенной службы (ФТС) России, в 2017 году общая стоимость незаконно перемещенных через таможенную границу Таможенного союза (ТС) в рамках ЕАЭС товаров и ресурсов превысила 22 млрд. руб. (в 2016 году - 10,3 млрд., 2015 году - 2,2 млрд., 2014 году – 1,7 млрд.) руб. При этом совокупный размер незаконно вывезенных наличных денежных средств составил 141 млн. руб. (222 млн., 244 млн. и 228 млн. руб., соответственно), а стоимость алкогольной продукции и табачных изделий – 157 млн. (171 млн. и 265 млн.) руб.
Несмотря на ужесточение требований законодательства и оздоровление банковского сектора (за 2012-2016 годы лицензии лишены 303 банка), сохраняются проблемы и в финансовой сфере. По данным Центробанка России, в 2016 году суммарный объем сомнительных финансовых операций банковских клиентов составил 800 млн. (2015 год - 1,5 млрд.) долл. Под сомнительными понимаются имеющие признаки фиктивности операции, связанные с торговлей товарами и услугами, покупкой и продажей ценных бумаг, предоставлением кредитов и трансграничными денежными переводами (рис. 2). Самый распространенный способ вывода денежных средств за рубеж – контракты на международные грузоперевозки, туруслуги, покупку прав на интеллектуальную собственность и программное обеспечение .
рис.2
В последнее время наблюдается динамичный рост киберпреступлений (мошенничеств и краж, совершаемых с помощью сети Интернет). В 2017 году было зарегистрировано 90,5 тыс. таких преступлений (2016 год – 65,9 тыс., 2015 год – 43,8 тыс.) . Существующие правила эксплуатации киберпространства позволяют обеспечивать анонимность действий и существенно осложняют идентификацию пользовательского оборудования преступников.
Как установили аналитики Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), почти половина из 500 опрошенных компаний сталкивались с различными киберугрозами, а финансовые потери понесли 22% из них. Чаще всего топ-менеджеры сообщали о заражении вирусами рабочих компьютеров сотрудников, в том числе, с последующим вымогательством денег (20%), взломе почтовых ящиков (12%) и кибератаках на вэб-сайт компании (10%). С Интернет-мошенничеством сталкивались 7% респондентов, несанкционированным доступом к информации – 3%, а кражей персональных данных клиентов – 2%. Средняя сумма убытков одной компании составила почти 300 тыс. руб., а суммарные финансовые потери бизнеса от кибератак – около 116 млрд. руб .
Расширение сферы безналичных расчетов повлекло за собой возникновение своеобразной криминальной индустрии, необходимой для совершения несанкционированных операций по переводу денежных средств, в том числе с использованием платежных карт. По данным Центробанка России, в 2017 году количество нелегальных операций, совершенных с использованием платежных карт, достигло 317 тыс. (2016 год – 296 тыс.), а объем ущерба - 961,3 млн (1,08 млрд.) руб. Средняя сумма одной незаконной транзакции составила 3 тыс. руб. (3,7 тыс.). Банки сообщили о 841 покушении на счета юридических лиц (717). Поскольку компании не ограничены в лимитах операций, масштаб хищений у них гораздо больше - преступники в основном снимают от 100 тыс. до 10 млн. руб. Не менее половины похищенного (1,5 млрд руб.) была заблокирована до того, как преступники успели вывести деньги из банковской системы. Основной целью преступников являются не корпорации, а малый и средний бизнес. В подавляющем большинстве несанкционированные транзакции производятся «посредством сети Интернет или мобильных устройств». В качестве причин таких операций называется воздействие вредоносного кода и побуждение владельца электронного средства платежа (ЭСП) к совершению операции путем обмана и злоупотребления доверием .
Коррупция
Несмотря на регулярное совершенствование антикоррупционного законодательства, правоприменительная практика в данной сфере меняется медленно. Удельный вес коррупционной преступности в общем объеме зарегистрированной не превышает 1,5%, а ее уровень – 20 преступлений на 100 тыс. населения. В ее структуре преобладают взяточничество и мошенничества. В 2016 году было зарегистрировано 32,9 тыс. коррупционных преступлений (+1,4% к 2015 году), а сумма причиненного ими материального ущерба превысила 78 млрд (43,8 млрд) руб. Однако в 2017 году количество преступлений данного вида сократилось на 10% (до 29,6 тыс.), а сумма ущерба - на 49,5% (до 39,6 млрд. руб.) .
Наиболее часто встречаются факты взяточничества, связанные с освобождением от административной ответственности, обеспечением победы по итогам участия в конкурсных процедурах (при размещении госзаказов), выделением земельных участков и помещений, предоставлением преференций в ходе осуществления разрешительных процедур .
Одной их самых коррупционных сфер остается госзаказ. По данным «Национального рейтинга прозрачности закупок-2017» (составлен за период с 01.07.2016 г. по 30.06.2017 г.) потери государства от закупок в условиях низкой конкуренции достигли 135,5 млрд. руб. (без учета уровня инфляции). Показатель потерь за 01.07. 2015 г. по 30.06.2016 г. составлял 179,3 млрд. руб. При этом в федеральном сегменте произошел рост потерь на 3,59% в сравнении с показателями НРПЗ-2016 (рис. 3). С учетом инфляции потери госсектора составили около 130,5 млрд. руб .
Наблюдавшаяся в 2013-2015 годах тенденция сокращения числа коррупционных преступлений не отражала реального масштаба данного явления, учитывая его высокую латентность. Данный вывод коррелирует с оценкой международной организации «Transparency International» (TI). Согласно Индексу восприятия коррупцию (ИВК) по итогам 2017 года Россия заняла 135-е из 180 мест, получив 29 баллов, и оказалась в одном ряду с Доминиканой, Гондурасом, Парагваем, Кыргызстаном (рис. 4) . Для сравнения, в 2015 году наша страна занимала 119-е место, а в 2016 году – 131-е.
рис.4
В соответствии со Стратегией под обеспечением экономической безопасности понимается реализация органами госвласти и местного самоуправления, Центробанком во взаимодействии с институтами гражданского общества комплекса политических, организационно-правовых, социально-экономических, информационных и иных мер, направленных на противодействие вызовам и угрозам экономической безопасности и защиту национальных интересов в данной сфере.
За последние годы для минимизации масштабов рассмотренных угроз были приняты следующие шаги:
- в целях поддержания благоприятного инвестиционного климата и стимулирования предпринимательской активности Пленум Верховного Суда России 15 ноября 2016 года утвердил широко обсуждавшееся постановление «О практике применения судами законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности»;
- 30 ноября 2017 года Пленум Верховного Суда России утвердил постановление «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате», в котором содержатся разъяснения статей о мошенничестве в сфере кредитования, с использованием платежных карт, в сфере страхования и компьютерной информации;
- для обеспечения единообразного применения судами уголовно-правовых норм при рассмотрении дел о контрабанде (ст. 200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 УК РФ) Пленум Верховного Суда РФ принял постановление от 27.04.2017 № 12 «О судебной практике по делам о контрабанде»;
- распоряжением Правительства РФ от 05.12.2016 № 2592-р была утверждена Стратегия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в РФ до 2025 года, в которой обозначены первоочередные меры по ограничению незаконного ввоза, производства и оборота промышленных товаров, в том числе контрафактных;
- Федеральным законом от 21.07.2014 № 277-ФЗ в УК РФ была введена статья 191.1, предусматривающая уголовную ответственность за приобретение, хранение, перевозку, переработку в целях сбыта и сбыт заведомо незаконной заготовленной древесины в крупном (более 80 тыс. руб.) или особо крупном (230 тыс. руб.) размерах.
- 15 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 330-ФЗ «О внесении изменений в статью 256 Уголовного кодекса Российской Федерации», ужесточивший наказание за незаконную добычу (вылов) водных биоресурсов, а также добычу котиков, бобров или других морских млекопитающих в открытом море или в запретных зонах.
- Федеральным законом от 19.12.2016 № 436-ФЗ (вступил в силу 31 декабря) были внесены изменения в ст. 299 УК РФ, согласно которым преступным признается незаконное возбуждение уголовного дела в целях воспрепятствования предпринимательской деятельности либо из корыстной заинтересованности, повлекшее прекращение предпринимательской деятельности либо причинение крупного ущерба (более 1,5 млн руб.);
- в июне 2015 года на базе Главного управления безопасности и защиты информации Центробанка России был создан Центр мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере (FinCERT). Сегодня участниками Центра являются 450 организаций;
- распоряжением Правительства РФ от 05.05.2017 № 870-р одобрен типовой проект Соглашения между ФТС России и таможенной службой государства, не являющегося членом Евразийского экономического союза, по предупреждению, выявлению и пресечению совершения сомнительных финансовых операций;
- Федеральный закон от 03.07.2016 № 324-ФЗ (вступил в силу с 15 июля) дополнил диспозиции ст. ст. 184, 204 и 290 УК РФ положениями, позволяющими признавать преступлениями случаи, когда деньги, ценные бумаги, иное имущество передаются, или услуги оказываются не самому должностному лицу, а другому физическому или юридическому лицу. Также появилась ст. 204.1 УК, предусматривающая ответственность за посредничество в коммерческом подкупе, обещание или предложение такого посредничества по аналогии со ст. 291.1. Статьи 204.2 и 291.2 УК устанавливают ответственность за коммерческий подкуп и дачу (получение) взятки, сумма которых не превышает 10 тыс. руб. Изменения в ст. 304 УК касаются круга лиц, в отношении которых возможна провокация коммерческого подкупа или взятки: их перечень пополнился иностранными должностными лицами;
- приказом Генерального прокурора РФ от 27.07.2016 №459 утвержден межведомственный план мероприятий по предупреждению и пресечению «откатов», выявлению и устранению коррупционных проявлений при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- Федеральным законом от 29.12.2017 № 469-ФЗ Уголовный кодекс РФ был дополнен ст. ст. 201.1 и 285.4, предусматривающими ответственность за злоупотребления должностными полномочиями при выполнении гособоронзаказа, которые в случае наступления тяжких последствий наказываются лишением свободы на срок от 5 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет;
- с 1 января 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2017 № 423-ФЗ о реестре лиц, уволенных в связи утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения (ст. 15 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»)
- для минимизации киберугроз Федеральным законом от 26.07.2017 №194-ФЗ c января 2018 года вводится уголовная ответственность за причинения вреда объектам критической информационной инфраструктуры (КИИ). К таким объектам КИИ относятся: информационные системы и телекоммуникационные сети госорганов, автоматизированные системы управления технологическими процессами в оборонной индустрии, здравоохранении, связи, кредитно-финансовой сфере, энергетике, на транспорте, а также в промышленности (топливной, атомной, ракетно-космической, металлургической, химической, горнодобывающей).
Надеемся, что принимаемые государством меры по декриминализации национальной экономики не будут нивелированы правоприменительной практикой.
Сухаренко Александр Николаевич
директор Центра изучения новых вызовов и угроз
национальной безопасности РФ
(г. Владивосток)