Шереметьево - что за новым поворотом?
07.02.2017, 22:38В конце января 2017 года аэропорт Шереметьево согласовал процедуру реорганизации общества путем присоединения АО «Аэропорт Шереметьево» к АО «Международный аэропорт Шереметьево». Таким образом, подходит к концу юридическое оформление передела собственности в аэропорту между олигархами Александром Пономаренко, Александром Скоробогатько, Аркадием Ротенбергом и государством. Как неоднократно отмечалось, государство оставит себе приблизительно 30% актива, остальное перейдет в собственность государства Кипр - именно там зарегистрирована компания «TPS Avia», которая, несмотря на все старания юристов скрыть оффшорное происхождение новых собственников, все равно упорно проглядывает в качестве конечного бенефициара.
Вместе с тем, уже можно подводить предварительные итоги работы олигархов - в июне 2016 Александр Пономаренко стал официальным председателем совета директоров АО «Международный аэропорт Шереметьево». Еще ранее, в 2012 году, высшие руководящие должности в аэропорту получили сотрудники, связанные с TPS Avia - Александр Ильин и Александр Олейник, которые до сих пор находятся в правлении аэропорта, а также Сергей Ярышев, который сейчас возглавляет совместные предприятия аэропорта и кипрского оффшора. Такая вот вязкая и повсеместно раскинутая паутина из кипрских резидентов.
Тем интереснее посмотреть, что же произошло за последнее время с аэропортом, сочетающим в себе олигархический капитал? Теперь-то мы смело можем прогнозировать его дальнейшее будущее, используя имеющуюся информацию по управленческим навыкам новых собственников.
Точно известно, что небольшой пакет акций государству оставили не зря. Так, в октябре 2016 года, Александр Пономеренко, пользуясь возможностями, предоставленными ему должностью председателя совета директоров аэропорта Шереметьево, отправил правительству ультиматум с требованием выделения дополнительных денежных средств (пусть это послужит небольшим уколом всем тем, кто искренне считал, что олигархи спят и видят, как бы вложить свои миллиарды в отечественный аэропорт - к числу таких наивных людей относится, кстати, и генеральный директор АО «МАШ» Михаил Василенко, который открыто заявлял об этой позиции в своих интервью). В случае отказа совет директоров аэропорта грозился ввести в эксплуатацию полосу в стиле «да ладно, и так сойдет» - то есть с ограничением производственной мощности, что по сути означает инфляцию ранее выделенных бюджетных средств.
Что в итоге? В аэропорт в декабре 2016 приезжает делегация, в числе которой находятся министр транспорта Максим Соколов, Представитель Президента Сергей Иванов, Министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской, губернатор Московской области Андрей Воробьев. На правах хозяев банкета почетных гостей сопровождали Михаил Василенко и Александр Пономаренко.
«Сдача третьей взлетно-посадочной полосы в Шереметьево - это рабочие места, налоги. Все это положительно скажется на бюджете, экономике Московской области» - прокомментировал ход строительства Андрей Воробьев, как бы обосновывая необходимость выделения бюджетных средств Московской области (у которой, видимо, больше никаких проблем нет) олигархам. Ну не знаю - не хотелось бы разочаровывать губернатора, но по поводу новых рабочих мест есть серьезные сомнения, так как предыдущие годы показали наоборот, уменьшение количества рабочих мест в аэропорту и перекладывание должностных обязанностей на и без того перегруженных работников. Проблем у людей хватает – например, работающим в Шереметьево сотрудникам «Аэрофлота» бывает банально негде оставить автомобиль, так как территория возле офиса авиакомпании доступна только высшему руководству, а остальным – добро пожаловать на платные стоянки, в изобилии доступные и принадлежащие новым владельцам аэропорта (приходилось неоднократно слышать, как «разбирали» автомобили доверчивых пассажиров, оставивших возле Шереметьево свои транспортные средства). Так, кроме выполнения своих основных должностных обязанностей, многие работники аэродрома вынуждены тратить часть своего времени на помощь в обслуживании грузов, с которыми не справляется еще одна дочерняя компания кипрского оффшора - ООО «Москва Карго», в чем признавался даже пресс-секретарь аэропорта Шереметьево господин Генис. Хотя тем, кто остался работать, еще повезло – массовая монополизация всего бизнеса вокруг аэропорта в руках новых собственников и выдавливание сторонних компаний (это и магазины Duty free, и реклама, и vip-обслуживание пассажиров, и многое другое) позволяет им диктовать свои правила всем, кто имеет хоть какое-то отношение к работе аэропорта. Впрочем, это тема для отдельного разговора.
Еще одна любопытная цитата - от начальника управления аэропортовой деятельности Росавиации Анатолия Пчелина, который сообщил, что дополнительные расходы аэропорта «Шереметьево» не являются неразрешимыми проблемами, так как часть средств можно перенести с других объектов, например - из Самары. Разумеется, ситуация в принадлежащем трем кипрским олигархам аэропорту Шереметьево значительно тяжелее чем в Самаре, известной на весь мир как «Русская Швейцария». Не так ли? Или я что-то перепутал?
Итого, общими силами удалось обозначить приемлемую для сторон сумму дефицита - 19 миллиардов рублей, из которых 13 запишут на счет новой полосы. Комиссия, посовещавшись, решила, что нехватку средств кипрской компании урегулируют, «скинувшись на троих» - Минтранс, Минприрода и Московская область помогут олигархам и дальше выводить средства от работы аэропорта за границу.
Как думаете, уважаемый читатель, эта ситуация - она является из ряда вон выходящим исключением, которое не повторится больше никогда? Или это - новые реалии государственно-частного партнерства, когда бюджет несет бремя средне- и долгосрочных расходов, а частный собственник обеспечивает вывод заработанного в удобные налоговые гавани? Почему-то лично мне более реалистичным кажется второй вариант.
Новый собственник аэропорта, к слову, обеспечил реструктуризацию кредита, полученного «Шереметьево» от ВЭБ на строительство терминала D. Теперь аэропорт может отдать попозже и поменьше - да, оказывается так можно. Не сомневаюсь, что экономика государства Кипр положительно оценит такое решение Внешэкономбанка, вследствие которого увеличится количество средств, выводимых на счета кипрской TPS Avia.
Сколько еще важных государственных комиссий с высыпающимися из карманов бюджетными деньгами посетят аэропорт? Проблем то еще немало. Вовсю идет строительство новых терминалов, которые, будучи еще только проектами, уже послужили поводом для перераспределения акций в пользу олигархов. Конечно, может быть именно 19 (не хватает в целом) млрд. минус 13 (Не хватает именно на третью взлетную полосу) млрд. = 6 миллиардов непонятных «затруднений» - это и есть проблемы с новыми терминалами, но что-то мне подсказывает, что об их роли мы еще услышим. И, возможно, не раз - после завершения строительства и введения в эксплуатацию, знаете ли, тоже бывают нужны срочные и весьма значительные траты. Ну там переделать что-нибудь, заложить на эксплуатационные траты…
При этом если бы дело было просто в государственной оплате Шереметьевских расходов на инфраструктуру! К сожалению, прецеденты с полосой говорят о другом - есть серьезный риск, что выделенные средства будут осваиваться не совсем так, как предполагало правительство. Увы, но никакой работающей системы контроля так и не построено - громкие фамилии олигархов заставляют ответственных чиновников скорее «делить на троих» и перестраивать бюджет Самары, чем с горячим сердцем и холодной головой контролировать работу миллиардеров, железобетонной стеной защищая интересы Российской Федерации и ее граждан, которые, как оказалось, даже купив билет на самолет далеко не всегда могут попасть в точку назначения.
Да, я именно о нашумевших случаях отмены «Аэрофлотом» своих рейсов. Ситуация выглядит анекдотически - представители авиакомпании и часть поддерживающих их чиновников откровенно говорят о том, что массовая отмена и объединение рейсов производится по объективным причинам и во благо пассажиров, а сами пассажиры гадают - что же будет дальше? Не редкостью стали сообщения о том, что купив билеты на прямой рейс в город А, можно внезапно оказаться в городе Б, подбирая пассажиров с очередного отмененного рейса, и, соответственно, опоздав везде, где только можно. Или, например, можно оказаться в аэропорту Шереметьево, и слушать сообщения о плохой погоде, уныло выглядывая в окно на самолеты других авиакомпаний. Вот такая вот любопытная коллизия.
Подобное тянется к подобному, а монополист к монополисту. По сути, Шереметьево и Аэрофлот, хотя формально и принадлежат разным собственникам (не будем считать незначительный «инвестиционный» пакет государства в Шереметьево), давно уже представляют собой единый картель, действующий в интересах продолжения монополизации всей отрасли. Смысл ссориться, если можно дружить? Аэропорту крайне выгоден рост доли рынка «Аэрофлота», а авиакомпании нужна поддержка в осуществлении всех этих новых схем по объединению рейсов и прочему посягательству на нервную систему пассажиров. Правда, лично мне все же непонятно распределение «долей» в этом картеле. Так, собственники «Шереметьево» заставляют «Аэрофлот» нести серьезные убытки, работая с их грузовой компанией «Москва Карго» и терпя постоянные коллапсы (из-за которых участники рынка дали компании меткое прозвище «Коллапс-Карго»). Убытки исчисляются суммами с солидным количеством нолей, но авиакомпания продолжает страдать. Неужели дружба с Ротенбергом настолько высоко ценится руководством «Аэрофлота»? Возможно, есть какие-то скрытые от наших глаз договоренности, которые заставляют продолжать поедание кактуса. А может все проще - ну и что, что убытки? Когда ты держишь в руках рынок, распределение маршрутов, «пролетные» средства и лоббистские инструменты влияния, какая разница - миллиардом больше, миллиардом меньше? Люди еще билетов купят, ничего страшного! ФАС, Минтранс, прокуратура, следственный комитет и ФСБ, по всей видимости, не очень интересуются состоянием дел в гражданской авиации, а вот дружба с хорошим человеком - она мало ли, может когда и пригодится. Почему то мне эта версия кажется более реалистичной.
Повторюсь, все вышенаписанное - это не просто анализ, размышления у камина с трубкой, предчувствие или нечто подобное, аморфное и неподтвержденное. Это - просто мысленное продолжение линии, которую прямо сейчас проводит новый собственник аэропорта и менеджмент центральной Российской авиакомпании. Линии, которая уже привела к банкротству «Трансаэро», коллапсам в грузообороте, массовым отменам рейсов, необходимости покупать билеты за месяцы, чтобы хоть как то уложиться в бюджет, повышению тарифов и цен на обслуживание… Остается только догадываться, к чему приведет эта политика дальше.
Дмитрий Кузнецов