Аэрофлот и картельные игрища
16.12.2016, 10:44Волна, поднявшаяся в СМИ по поводу российской авиакомпании "Аэрофлот", нуждается в некоторой систематизации. Дело это неблагодарное, ибо бессмысленное - монополист с государственной поддержкой чихать хотел на любые попытки граждан разобраться в странностях и несостыковках его работы. Но коль уж у нас гласность, позволю себе продолжить.
Итак, как заметили сначала блогеры, а затем и центральные СМИ, "Аэрофлот" в этом году стал необычайно осторожен. Осторожность эта заключается в массовой отмене и задержке рейсов, что объясняется погодными условиями. Мол, страшно то как, дорогие граждане, зимой взлетать. Полетите через несколько часов. Или завтра.
Ставка безошибочно точна - когда речь идет о безопасности людей, о жизни и смерти, любые сомнения кажутся недопустимыми, а прилюдное их высказывание - кощунственным. Как можно сомневаться, когда большая железная птица из-за падающего сверху вниз снега может упасть на землю? Кто смеет подвергать жизнь пассажиров опасности?
Расчет точен, но содержит небольшую ошибку. Дело в том, что несмотря на значительные старания телевидения, еще далеко не все люди превратились в имбецилов, не способных выглянуть в окно, периодически щурясь на яркое солнышко (которое вопреки прогнозам погоды, обещающим пришествие Рагнарека на землю, продолжало беззаботно освещать безоблачное небо).
Более того - нашлись наглецы, посмевшие заявить, что такие проблемы - исключительно у "Аэрофлота", да еще и ссылающиеся на расписание других авиакомпаний. Действительно, не зря в базовом для авиакомпании "Шереметьево" количество отмененных и задержанных рейсов зачастую приближалось к сотне, тогда как в других аэропортах в то же время могло не превышать десятка. Очень уж колоритный разброс!
Реакция авиакомпании на эти неудобные вопросы, как по мне, просто эталонна:
«В.Костина― Почему компания «Аэрофлот» в хорошую погоду отменяет рейсы? Сейчас ясно видно, что погода хорошая. Может быть, рейсы не заполнены?
М.Фетисов― Во-первых, вам видно из окна вашего офиса, что хорошая погода, а погода в центре Москвы и в Шереметьево может кардинально отличаться в одно и то же время. Это в первую очередь.
В.Костина― Но глава пресс-службы «Шереметьево» Роман Генис нам сказал, что всё нормально с погодой.
М.Фетисов― Я понимаю, что Роман Генис вам сказал. Я вам говорю, что в сложные метеоусловия предполагается проведение регламентных работ, которые занимают определённое время. <...>»
Полное интервью по ссылке - http://echo.msk.ru/programs/beseda/1887770-echo/
Тут характерны два момента. Прежде всего - стиль речи официального представителя. Такое ощущение, что разговор происходил не в офисе московской радиостанции, а в подъезде Бутовской хрущевки. Ладно-ладно, не придираюсь, но как то странно слышать "вам тут видно из офиса", хотя может это и мое эстетствование.
Но вот когда на замечание о хорошей погоде именно в "Шереметьево" тебя начинают откровенно лечить о сложнейших операциях, производимых в погоду плохую, становится просто смешно. И грустно – от осознания того, что сказка о голом короле повторяется в какой-то извращенной и значительно более глупой форме.
СМИ не знают об этой маленькой детали, но формально в системе отчетности «Аэрофлота» задержки воздушных судов принято списывать на проблемы в системе ACARS – адресно-отчетной системе связи, применяемой на самолетах по всему миру. Одной из функций системы является как раз получение метеорологических сводок погоды. Поскольку любая задержка самолета – уже достаточно серьезный прецедент, который может повлечь за собой финансовые издержки, по каждому случаю авиакомпания должна отчитываться с помощью специальной формы, в которой предусмотрены заранее прописанные причины вроде поломки самолета и прочего. Поскольку ничего более подходящего отчетность не предусматривает, приходится «нагружать» строчку ACARS.
А теперь основной, центральный вопрос, который мучает всех, кто летает уже не первый год – в чем причина происходящих перемен? Почему раньше в таком масштабе проблем у «Аэрофлота» не было, а сейчас, даже несмотря на многолетнюю дружбу со СМИ, авиакомпания начинает появляться на страницах газет и в выпусках новостей не только как очередной победитель очередного никому не известного конкурса, а прежде всего – как источник проблем для населения Российской Федерации?
Наука Логика говорит нам о том, что изменения должны быть вызваны причиной. Итак, в чем причина? Что изменилось за последнее время, какой определяющий фактор появился в жизни «Аэрофлота» и Шереметьево? Может быть, планета Земля внезапно переместила свою орбиту дальше от Солнца, из-за чего погодные условия значительно ухудшились? Или в Шереметьево обнаружена загадочная аномалия инопланетного происхождения, вызывающая изменение погоды исключительно над двумя полосами аэропорта?
Разумеется - нет. За последние годы в авиационной сфере произошло только одно событие, зато достаточно крупное. Имя этому событию – новые собственники аэропорта Шереметьево.
Посудите сами – в базовом аэропорту происходит смена собственников, и теперь вместо государства балом правит олигархический капитал. Новые собственники – Аркадий Ротенберг, Александр Пономаренко и Александр Скоробогатько (покинувший не так давно депутатское кресло) создали на базе Шереметьево своеобразный картель, включающий в себя:
- Аэропорт Шереметьево как базовый актив, основную точку, на которой разворачиваются все следующие события. Аэропорт предоставляет место для самолетов, полосы и базовые условия для пассажиров.
- Грузовую компанию «Москва Карго», которая, являясь формально независимым юридическим лицом, по факту имеет тех же собственников и представляет их интересы. Грузовая компания отвечает за обслуживание второй части бизнеса авиакомпаний – за грузы.
- Авиакомпанию «Аэрофлот» как базовую компанию Шереметьево. Именно Аэрофлот с появлением новых собственников аэропорта начинает обслуживание грузовой части своего бизнеса в «Москва Карго», что приводит к коллапсу грузооборота, о котором трубили все СМИ.
- Авиакомпанию «ЭйрБриджКарго» - грузовую авиакомпанию, которая инвестирует средства в новый грузовой комплекс совместно с «Москва Карго» (очевидно, что новый комплекс будет под ее управлением) и Шереметьево. Инвестиции, понятно, не за красивые глаза, а как плата за сотрудничество и дружбу, проще говоря – дань за разрешение присоединиться к монопольному картелю.
Итак, что же мы видим? Аэропорт становится базой, как я уже говорил, монопольного картеля, где «Аэрофлот» и «Шереметьево» отвечают за перевозку пассажиров, а «ЭйрБридж» и «Москва Карго» - за перевозку грузов. У компаний есть все возможности как помогать друг другу, так и мешать другим (попробуйте поспорить с крупнейшей российской авиакомпанией-лоббистом, или с аэропортом, каждого из трех собственников которого можно назвать влиятельным олигархом даже поодиночке).
Более того, ресурсы, которыми обладают члены картеля, не ограничиваются деньгами и связями их владельцев. Так, Шереметьево обладает монополией на землю на 99 лет, и может по своему усмотрению ей распоряжаться. Например – выделять участки дружественному картелю бизнесу, и всячески препятствовать остальным проявлениям конкуренции. А «Аэрофлот», например, обладает правом на «роялти» - деньги за пролет иностранных авиакомпаний над Россией. И тратить эти деньги он может на любые нужды картеля. Кроме того нельзя забывать, что некая авиакомпания не может просто так взять, и начать летать по определенному маршруту, ее на этот маршрут должны назначить. И так уж сложилось, что по факту на это назначение может влиять непосредственно сам «Аэрофлот». Я говорю все это к тому, что фактически картель имеет значительный административный ресурс (причем в некоторой части закрепленный официально), и этот ресурс тоже переходит в руки частного монополиста.
Невольно возникает вопрос – а где Федеральная антимонопольная служба? В частных руках аккумулирован гигантский монопольный актив, и результаты его работы уже негативно отражаются на жизни страны. Или это слишком мелкий масштаб, и службу интересуют только гиганты вроде Google, которой недавно присудили штраф? Но вот мне, как гражданину страны, как раз наоборот хотелось бы, чтобы большее внимание уделили авиационной отрасли России, а не особенностям IT-технологий США.
Во что все это вылилось? Вот именно в то, что мы видим.
Я не удивлюсь, если по итогам года «Аэрофлот» отчитается о рекордно высоких показателях по прибыли. Неудивительно – когда вместо трех бортов можно спокойно посылать один, а на все нападки отвечать, что в Шереметьево нелетная погода, и вообще – вам там из своего окна виднее.
К слову, «Аэрофлот» платит Росгидромету за прогноз погоды 450 миллионов (!!!) рублей. Не могу отказать себе в удовольствии прописать эту цифру полностью – четыреста пятьдесят миллионов рублей, циферками это выглядит так: 450 000 000р. Впечатляет? То, что я получаю бесплатно, зайдя на тот же «Яндекс» или «Гисметео».
После таких цифр уже не вызывает удивление, что партнер «Аэрофлота» - аэропорт Шереметьево - регулярно требует от государства денег. Начав с суммы в 5 миллиардов, озвученной председателем совета директоров и совладельцем Шереметьево, повинуясь правилу «аппетит приходит во время еды», теперь называют сумму в 19 миллиардов. А сам «Аэрофлот», декларируя везде и всюду применение плоских тарифов, умалчивает о том, что считанное количество доступных билетов возможно приобрести только задолго до полета (и то – если повезет), а вот если лететь нужно в ближайшее время, то пассажир должен будет отдать в разы, а иногда – и в десятки (!) раз больше того тарифа, что озвучивается на совещаниях у руководства страны.
Конечно, был бы здесь представитель «Аэрофлота», он бы наверняка сказал, что мне из своего окна виднее, и вообще это какой-то специальный прогноз исключительно для авиакомпаний. Спорить не буду, скажу лишь, что эта кажущаяся космической трата элементарно отбивается за очень короткий срок благодаря объединению рейсов, от которых «Аэрофлот» так яростно открещивается, но при этом все равно официально признает, что загруженность рейса является одним из факторов, который принимается во внимание при отменах и задержках. Почему признают нехотя? Потому что стандартные действия авиакомпании при слишком малом количестве пассажиров на рейсе – предоставление другого, меньшего самолета. Это не вызывает неудобства у пассажиров (вылетают все равно в то же время), но позволяет сэкономить авиакомпании. К сожалению, объединение пассажиров все равно дает значительно большую экономию, хоть и связана со значительным ущербом для пассажиров.
По сути, 450 миллионов – это плата за возможность вполне законно заставить человека, заплатившего деньги за билет на определенную дату и время, улететь значительно позднее, уже в то время, которое удобно самому «Аэрофлоту». За 450 миллионов авиакомпания получает законное право, отменяя рейс, кивать на прогноз даже в безоблачную спокойную погоду. Поверьте, это стоит того. Выгодно для всех – кроме пассажиров, естественно. Но кого там они волнуют, когда конкуренция практически уничтожена.
Вот, к примеру, уничтожили «Трансаэро», отдали маршруты «Аэрофлоту» (только меня, к слову, удивляет это странное и совершенно нерыночное распределение маршрутов?) – а в результате смотрим по телевизору про внезапно аномальные условия в одном конкретном аэропорту.
Проблема еще и в том, что авиационный картель не имеет действующей системы оперативного управления активами, из-за чего любая незначительная проблема превращается в стопор, тормозящий нормальную работу всего объединения. Проблемы с грузами в прошлом году, например, привели к значительной дополнительной нагрузке и аэропорта (который был вынужден в ущерб пассажирам выделять дополнительные ресурсы), так и авиакомпании, самолеты которой могли сделать несколько рейсов, так и не будучи выгруженными. Системы быстрого и грамотного решения проблем подобного рода у картеля просто нет
Но знаете что? Даже это еще не самое страшное.
Ведь неоднократно высказывались планы объединить все аэропорты Московского авиаузла в один, огромный картель. Нет сомнений, что если этот план осуществится в жизнь, управлять этим Змеем Горынычем будут все те же олигархи. А что, вполне логично – три аэропорта на троих. Плюс, «Аэрофлот» продолжает год за годом наращивать свою долю в распределении пассажиров и маршрутов, что рано или поздно приведет к уже окончательной монополии. Видимо, похожая судьба ждет и грузовые авиаперевозки. И тогда картель осуществит свою мечту – куда ни направляйся пассажир – на юг, на север или на запад – он все равно попадет в «Шереметьево» и в самолет «Аэрофлота». Ну, или не попадет, а останется ждать, щурясь на яркое солнце и слушая новости о климатических аномалиях и заботе о безопасности пассажиров, ради которых авиакомпания, скрепя сердце, отменит очередной рейс.
Дмитрий Кузнецов