Аэропорт под ёлочку, или Happy new year
20.01.2016, 22:57Я должен предупредить – получившийся материал вышел довольно сложным для восприятия, и будет интересен только людям, которые хотят вникнуть в процессы, связанные с приватизацией аэропорта «Шереметьево». Несмотря на максимальное упрощение всего, что только можно, читается мой текст нудно, а фактов и фамилий в нем слишком много.
Вообще, такого рода дела хорошо смотрятся в десятках томов уголовных
дел, а не в специфическом формате газетной статьи, но к написанию уголовных дел меня
пока не пускают.
Так вот, в далеком уже 1959 году бывший военный аэродром «Шереметьевский» был
передан в ведение гражданской авиации после указа Никиты Хрущева, мечтавшего
построить подобие Лондонского Хитроу. 11 августа 1959 года на взлетно-посадочную
полосу аэродрома приземлился ТУ-104.
Вот, кстати, как выглядит ТУ-104 согласно
Википедии.
Шли годы, и аэропорт рос. В 60-х пассажиры
удивлялись поразительному и передовому
стилю, в котором были построены новые
терминалы аэропорта «Шереметьево».
Особую любовь народа получило необычное
здание, получившее прозвище «рюмка».
Поскольку сейчас этот объект
архитектурного наследия безжалостно
уничтожен, нам остается разве что
посмотреть на архивные фотографии этого
памятника советской архитектуры.
Аэропорт продолжал расширяться, все, в принципе, шло хорошо – даже рассказывать
скучно. Так уж устроен человек – скучает он, когда все в порядке, надо обязательно
приключений и проблем ему. Так что перейдем к современным событиям.
Вот тут на днях премьер-министр Медведев заявил, что жить нужно по средствам. Вся
Россия – аграрии, учителя, врачи, шахтеры, дальнобойщики (это слово еще можно
писать?) – согласно кивнули. Да, зажрались мы совсем, шикуем, как в Дубае. Но – хвала
небесам – Медведев и выход предложил. А давайте, говорит, что-нибудь продадим!!! Всев ответ кивнули еще разок – а давайте. Мысль-то неплохая, продать чего-нибудь, денег
получить, продолжить шикарную жизнь. План ну в принципе настолько хорош, что не
придерешься.
Чем строить завод по производству лампочек, лучше продать уже
имеющийся завод по производству, к примеру, мебели, и закупить партию лампочек на
заграничном заводе. Ну и молиться, чтобы они подольше не перегорали, а то придется
продавать завод по производству стеклянных банок. Хотя его все равно придется
продавать, чтобы купить на заграничном заводе партию мебели, потому что свой завод по
производству мебели был продан, так как необходимо было купить лампочки… Ну и
ужас, голову сломаешь. Лучше не думать, а поверить Медведеву на слово.
Только – вот беда – предназначенный для продажи завод… Тьфу, то есть аэропорт
Шереметьево, уже давно подарили хорошим людям (Россия – щедрая душа).
Как? Давайте разбираться.
Итак, 28 августа 2015 года Президент Российкой Федерации Владимир Владимирович
Путин подписал Указ, который называется «Об акционерном обществе «Аэропорт
Шереметьево» (указ есть в открытом доступе, и любой читающий эти строки может
потратить пять минут, и найти его на официальном сайте), в котором прозвучало название
будущего владельца аэропорта – «Шереметьево Холдинг». Интересно, что это за
организация такая?
Компания, ранее называвшаяся «ТПС Капитал», возглавляемая членом совета директоров
«ТПС Недвижимость» Тамарой Пахоменко, владеет некоторыми аэропортовыми
бизнесами, а сама принадлежит кипрскому оффшору «TPS Avia holding Ltd.». Не слишком
ли много повторяются буквы «ТПС»? Пожалуй, стоит разобраться в структуре этих букв
посерьезнее.
Я попытался нарисовать схемку и изобразить, как это работает, но у меня не получилось.
Пришлось нарисовать вторую. Вот она:
Схема очень приблизительная, потому что от сложных схем у меня начинается мигрень.
Черным, как вы уже поняли, выделено все, что принадлежит «Шереметьево-Холдингу», а
красным – оффшору «ТПС Авиа» (куда входит, как уже говорилось, и сам «Холдинг»).
Данная схема – базис будущего захвата аэропорта и перевода его в иностранную
оффшорную юрисдикцию, поэтому, хочется надеяться, что-то подобное есть и у ФСБ,
впрочем, сейчас не об этом.
Хозяевами контор под названием TPS являются три человека – это депутат
Государственной Думы Российской Федерации от партии «Единая Россия» Александр
Скоробогатько, олигарх Александр Пономаренко и еще один олигарх, более известный
в нашем обществе – Аркадий Ротенберг. Я хотел вынести их в заголовок таблицы, но
потом передумал, и решил написать текстом.
Поскольку я старался рисовать просто и изящно, многие сведения не поместились, и о них
скажем отдельно. Например, генеральным директором двух компаний «Терминал В
Шереметьево» и «Межтерминальный переход Шереметьево» служит Сергей Ярышев.
Личность это примечательная.
Еще задолго до того, как Сергей заинтересовался авиацией, душа его принадлежала морю.
Именно при Сергее Ярышеве Новороссийский Морской Торговый Порт внезапно оказался
под управлением уже упомянутых выше олигархов, а затем – не менее внезапно – продан
ими по очень неплохой цене. Как ни странно, после продажи порт покинул и господин
Ярышев, но неожиданно он – вместе с двумя другими господами, Александром Ильиным
и Александром Олейником (брат которого, Павел, также трудился в проданном порту). –
очутились в руководстве аэропорта «Шереметьево» еще в 2012 году.
Успешная работа трех эффективных менеджеров вылилась в заключение сделки с
компанией TPS, в соответствии с которой данную компанию признали стратегическим
инвестором. То есть, если говорить прямо – лица, ранее работавшие на Ротенберга,
пришли в аэропорт, сели в руководящие кресла, избрали компанию Ротенберга
стратегическим инвестором (по факту – главным и единственным кандидатом на
приватизацию), и – в случае Ярышева – снова сели в Ротенберговские кресла. Такая вот
текучка кадров в крупнейшем Российском (пока еще) аэропорту.
Кстати – стоит упомянуть и об этом – сейчас в совете директоров Шереметьево сидит уже
сам Александр Анатольевич Пономаренко, один из Большой Тройки ТПС. Или уже
смысла нет скрываться (увидев фамилию «Ярышев», опытные люди уже в том, 2012 году
сказали, кто в итоге заберет аэропорт, как с его же помощью забрал в свое время морской
порт), или подчиненные не справляются, и снова приходится самому закатывать рукава…
Не знаю, но факт. А еще совсем-совсем на днях в состав совета директоров Шереметьево
вошел Денис Пашковский, который помимо этой почетной должности занимает еще кучу
должностей в компаниях, принадлежащих уже известному нам TPS Avia…
Голову можно сломать! Но ясно одно – слишком уж часто повторяется слово «ТПС».
Люди, связанные с ТПС, находятся на самых верхних постах аэропорта Шереметьево.
А теперь, через призму того, что мы знаем, взглянем несколько более-менее свежих
новостей?
Новость про Duty free
В январе легкая волна паники прошла по блогосфере – в «Шереметьево» закрыли
магазины беспошлинной торговли – а что без них делать в аэропорту? Разумеется, нечего.
Впрочем, скоро паника прошла – магазины закрыты не навсегда, просто сменяется
оператор. Прежний оператор – старейшая в России компания Moscow duty free – уходит.
На ее место придет компания, принадлежащая Аркадию Ротенбергу – Imperial duty free.
Кстати, в совете директоров нового оператора магазинов я заметил знакомую фамилиюДениса Пашковского, который теперь – как уже говорилось выше – является членом
совета директоров самого аэропорта «Шереметьево». И хотя нас неоднократно публично
заверяли, что это все ерунда, и никаких преференций компании, подконтрольные TPS, не
получают, факты почему-то говорят об обратном. Еще примерчик? Да пожалуйста!
Завал
Первый в истории «Аэрофлота» тендер на загрузку самолетов в «Шереметьево»
запомнится (какое распространенное клише – запомнится… Да кому надо это помнить,
кроме прокуратуры) истории как идеальный пример первого блина. Тендер вышел
странный – в нем победила компания, подконтрольная TPS, хотя никаких объективных
предпосылок к этому не было видно – условия у новой компании были значительно хуже,
да и опыта работы с таким количеством груза не было. Чуда не произошло – до сих пор
аэропорт толком не может оправиться от последствий работы грузового оператора «TPS».
Но, разумеется, преференций и тут не было, исключительно честная рыночная модель.
Защита прав потребителей
В июле 2015 года появилась новость о привлечении компании «Автопарк-М» (если
запамятовали – она есть в табличке сверху, одна из компаний TPS) к административной
ответственности. Причем, это далеко не первый раз, когда страдает именно парковочное
подразделение оффшора – в открытых судебных базах можно найти и другие решения
судов, порицающие порядок работы парковок в аэропорту. Мысль о том, что, пропустив
бесплатный период в 15 минут (а попробуй успей за это время заехать на территорию, три
раза потеряться, встретить людей, помочь загрузить багаж, и еще найти выход) хоть на
десяток секунд, придется выложить из кармана 500 рублей, удивляет даже привычных ко
всему судей.
Мне вот думалось – почему так? Все остальные компании TPS, вроде, не особо
страдают от внимания проверяющих, а на несчастную «Автопарк-М» просто обрушилось
со всех сторон… Уже не первый суд пишет обидные слова в свои бумаги, обвиняя
компанию в нарушениях. Причина? Возможно – огромное количество жалующихся
граждан – все-таки парковка у крупнейшего аэропорта обслуживает огромное количество
частных лиц, многие из которых искренне не понимают, за что они должны платить такие
деньги. Однако «дочка» компании ТПС продолжает вполне успешно собирать бабло.
Вы уже наверное понимаете, к чему я клоню – если говорить, отталкиваясь от
фактов, будущее в аэропорту имеют компании, зависимые от группы TPS, причем это
безоблачное будущее не зависит от эффективности ведения бизнеса. А это может
привести (и, в определенных сферах уже привело, как я говорил выше) к достаточно
тяжелым и неприятным последствиям. Совершенно непонятно, почему ни профильные
министерства, ни правоохранительные органы не занимаются проблемой группировки
ТПС…
Понять подпись высших лиц государства под документами я как раз могу – это не
их уровень – оценивать эффективность и работоспособность предлагаемой модели, для
этого у них есть специально назначенные профессионалы, которым зарплату платят…
Но
профессионалы молчат. Во что это выльется в итоге? Я вижу два варианта – или
доиграемся до действительно серьезных проблем, после которых реальная информация о
качестве работы нового владельца аэропорта дойдет до самого верха и, вкупе со все
усложняющейся внутренней обстановкой в стране заставит принять показательные меры,
или (более вероятно) – простое постепенное снижение качества, которое, вместе с
монопольным положением на рынке (аэропорт является базовым для «Аэрофлота»,
который, по моим ощущениям, скоро вообще останется единственным крупным
перевозчиком в стране), заставит людей пользоваться услугами, предоставляемыми в
любом, даже самом некачественном виде.
P.S. Люди удивляются, что в «Шереметьево» сделали платный Wi-fi. Как же, мол,
так – а что делать иностранцам без отечественных sim-карт? Казалось бы, во всем мире
делают наоборот, ведь Wi-fi – это прекрасный способ связаться в чужой стране со своими
близкими, узнать необходимую информацию, посмотреть карту, заказать такси…
Несколько странная тенденция для аэропорта, который пытается позиционировать себя
лучшим из лучших, впрочем – рекомендую привыкать к таким новостям.
Николай Коновалов