ЕЩЁ НОВОСТИ
ГлавнаяЭкономика › Российский мундиаль под вопросом

Российский мундиаль под вопросом

29.10.2015, 20:17

Несмотря на заверения российских правительственных чинуш, что проведению мундиаля в России ничего не угрожает, риск того, что многомиллиардные затраты на подготовку и проведение турнира будут выброшены на ветер, тем не менее, остаётся крайне высоким. И в определённый момент американские «партнёры» — вполне реально — извлекут из рукава козырь начатого следственного преследования чиновников ФИФА, и включат режим аннулирования права на проведение чемпионата в самый неподходящий момент. Как минимум — инициируют игнорирование первенства по принципу бойкота московской олимпиады-1980 года. Когда уже ничего изменить будет нельзя и затраты выйдут прахом. 


Напомним, Cледственной палатой независимого комитета ФИФА продолжаются следственные действия по делу президентов ФИФА и УЕФА Йозефа Блаттера и Мишеля Платини, а также бывшего генсека ФИФА Жерома Вальке. Скандал возник 27 мая по инициативе США, требующим отобрать у России право проведения чемпионата мира по футболу 2018 года. Всего по делу проходят 14 человек. В список подозреваемых недавно попал и первый вице-президент УЕФА Анхель Мария Вильяр, ставший главой оргкомитета ЧМ-2018, который пройдет в России. 

2 декабря 2010 года Россия получила право провести футбольный чемпионат мира 2018 года. Событие на тот момент радостное, и не только для любителей футбола, но для бизнесменов, чиновников, строителей, транспортников. Подготовка к такому, без сомнений эпохальному турниру, дело хлопотное, но и приятное. Но чем ближе 2018 год и чем глубже Россия вязнет в трясине экономического кризиса и международных санкций, тем радости меньше, критики больше и всё чаще раздаются вполне здравые вопросы: а нужен ли вообще в сложившейся ситуации этот чемпионат? Есть ли смысл вкладывать в проект сотни миллиардов рублей в условиях сокращения производства, падения жизненного уровня людей и снижения социальных стандартов? 

Российское чиновничество говорит, что есть такой смысл – ввязываться в подготовку и проведение крупнейших мировых турниров. Сочинская олимпиада тоже далась России дорогой ценой, но, как проинформировал вице-премьер правительства РФ Дмитрий Козак, страна заработала 800 миллионов рублей. По мнению чиновника — весьма впечатляющий результат. Хотя если взять затратную часть — по официальной версии порядка 214 миллиардов рублей — то Россия не заработала ничего. Ну, а если взять за основу цифры неофициальные — около 1,5 трлн рублей, а с учётом бравого «распила» бюджетных средств, о котором уже неоднократно говорилось и писалось, то Россия и вовсе в убытке. 

Но, как нас убеждают, деньги — ничто, имидж всё. Россия якобы существенно подняла свой государственный престиж на международной арене. Допустим. Как же тогда быть с теми санкциями западных стран, которые никаким образом не учитывают заслуги Москвы перед международным олимпийским движением? Как расценивать обвинения России в незаконной аннексии Крыма, агрессии против Украины, сбитии «Боинга» под Донецком? Много ли сегодня осталось в мире аксакалов, живущих переживаниями спортивных побед, организационных и конструкционных решений проекта «Сочи-2014»? Как разрекламированные имиджевые бонусы от олимпиады народу намазать на хлеб? 

Тут впору вспомнить незабываемый футбольный матч Черногория-Россия в марте 2014 года (сразу после крымского референдума). Тогда в атмосфере русофобских выкриков братьев-славян уже на первой минуте во вратаря Игоря Акинфеева с трибуны бросили горящий файер. Вратарь получил травму. В таких случаях регламентом предусмотрена остановка матча и техническое поражение команде, чьи фанаты бросили файер. Но делегат УЕФА англичанин Барри Брайт продолжает матч, который таки завершился очередным попаданием в очередного российского игрока предмета с трибуны, дальнейшей суматохой и дракой. Почти год спустя был задан вопрос: так что там с расследованием инцидента на матче? Оказалось, что оно идёт, но не так быстро, как хотелось бы. Это как в той же истории со сбитым «Боингом». Такой вот он приблизительно, нынешний имидж спортивной России на международной арене… 

Блогер Sandra_nova вполне резонно заметила: «Но зачем же была нужна эта провокации, спросите вы? А ответ на этот вопрос уже получен: вот как раз за тем, чтобы показать всему свету — смотрите, русских можно бить безнаказанно!… играла не другая страна, а Россия, поэтому всё складывается с точностью до наоборот: матч прервали, но потом возобновили; расследование вроде бы начали, но будут его всячески затягивать; и, в конце концов, вот увидите, во всём сделают виноватой Россию…». 

И добавила: «…А если серьёзно, то лично мне кажется, что Россия после этой провокации должна отказаться от проведения чемпионата мира по футболу. Поверьте, так будет намного лучше: нельзя ни в коем случае самим дарить нашим врагам оружие против нас. А то, что они превратят так называемый чемпионат в направленное на нас оружие, это факт: будут и провокации, и истерики в СМИ, а, возможно, они дождутся, чтоб Россия вложилась в чемпионат, а потом, году этак в 2017, сами отберут его у России. А если не отберут — так устроят бойкот и попытаются всё испортить: как год тому назад ОНИ сделали всё, что б мир следил не за Олимпиадой в Сочи, а за бойней на Украине». 

Кстати, к бойкоту чемпионата мира-2018 в России призывал бывший тренер сборной Нидерландов Джон Схип, британский вице-премьер Ник Клегг и 13 американнских сенаторов во главе с Джоном Маккейном и Робертом Менендесом требовали отобрать у России право проведения мирового первенства. Ну, небезызвестный партнёр Кремля Пётр Порошенко, похоже, засыпает и просыпается с этой мыслью. Безусловно, решение ФИФА об отмене проведения ЧМ-2018 в России больно ударило бы по абстрактному рейтингу государства и его руководителей, но существенно позитивно сказалось бы на бюджете, экономических и социальных проектах, которые из-за огромных затрат на мировой чемпионат приходится беспощадно резать. Да и несправедливо битых, как известно, жалеют. Гладишь, наказание и аукнулось бы где-то экономическими преференциями в виде санкционных поблажек. 

Знаменитый российский комментатор Владимир Перетурин — один из немногих, кто призвал отказаться от проведения в РФ чемпионата мира. «Мы бедно живем», — заметил он. И добавил: стадион в Санкт-Петербурге строят уже восемь лет, и «выходит все дороже и дороже». 

Когда летом 2013 года в правительстве утвердили программу подготовки к «мундиалю», в графе «Итого» значилась цифра 664 млрд рублей. В начале 2015 года Минспорта озвучил общую смета в 637,6 миллиардов. А в августе, когда курс рубля покатился вниз, Кабмин РФ довёл расходную часть «мундиаля» уже до 613,3 миллиардов рублей. 

А стоимость возводимых объектов становится всё запредельней. Специалисты утверждают, что цифры строительства стадионов увеличились на 30–40 процентов. Даже дилетанту видно, что федеральный бюджет явно не «тянет» заявленные цифры футбольного праздника, и всё идёт к тому, чтобы провести его уже хотя бы «малой кровью». Как? Возвести небольшие дешёвенькие стадиончики и аэропортики или взять больше денег в бюджетной тумбочке, то есть у народа? Вспоминается миниатюра Михаила Жванецкого «Вчера раки были по пять рублей, но большие, а сегодня маленькие, но по три рубля». 

И куда ж девать великие аппетиты великодержавных чиновников? Из каких закромов черпать свои доходы в условиях ужесточающихся международных санкций и ограничений? Исходя из приведенных в разных источниках цифр, следует, что такой показатель, как стоимость стадиона на одно место, в России составляет примерно 10–10,5 тысяч долларов. Даже для самых дешевых российский арен этот показатель не опускается ниже 7 тысяч за место, подсчитали аудиторы из KPMG. В тоже время, по их оценкам, в Европе эта сумма равна 4–6 тысяч долларов. Российские реалии, как говорится… Они показывают, что итоговая стоимость строительства стадионов всегда сильно отличается от того, что прописывается в первоначальных сметах. Даже взятая за образец «Казань Арена» за время строительства подорожала в 3,2 раза. В Бразилии на 12 стадионов было потрачено 3,4 млрд долларов. У нас только питерский стадион после вмешательства контролирующих органов «подешевел» до миллиарда долларов. 

Независимый экономист Владислав Жуковский считает, что объекты чемпионата мира — не настолько гигантская стройка. В конце концов, за три года деньги найдут — «выжмут» из местных бюджетов, из частных структур. Но вот что делать потом с теми стадионами и гостиницами, которые возводятся специально к чемпионату мира? Содержание стадиона по разным оценкам стоит от 3 до 8 миллионов долларов в год. Для любого оператора — это огромная сумма. А когда оператором станет муниципалитет или местный футбольный клуб? Потянет ли нижегородская «Волга» или волгоградский «Ротор» такие расходы, если государственных средств в этих городах уже не хватает на непосредственно строительство стадионов? 

Свежий пример Львова в этом плане очень показательный. К «Евро-2012» украинские чиновники постарались не обидеть западноукраинскую публику и построили за счёт государственного бюджета стадион «Арена Львов» (хотя в Донецке и Харькове это было сделано за счет частных инвесторов). По окончании европейского чемпионата ни местный клуб «Карпаты», ни областная администрация не нашли возможности принять дорогостоящий стадион на баланс. Рассматривались возможности организации на территории «Арены Львов» экскурсий, концертов, дискотек и свадеб. Собирались даже разобрать объект стоимостью 250 миллионов евро на стройматериалы. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Пока бандеровцы бомбят Донецк, донецкий «Шахтёр» оплачивает аренду львовского стадиона и проводит там свои официальные матчи. 

В целом же «Евро-2012» вытянуло из карманов украинских налогоплательщиков в пять раз больше, чем вернулось обратно в казну. Если говорить об имидже, который приобрела Украина от проведения данного турнира, то нынешнее положение дел — ярчайший пример. Музыка сегодня заказывается не на спортивных, а на военных аренах. Ни ФИФА, ни УЕФА, ни европейские клубы никоим образом не отреагировали ни на артудары по принимавшей «Евро-2012» «Донбасс-Арене» и знаменитому чемпионскому стадиону «Авангард» в Луганске, ни на уничтожение аэропорта имени Сергея Прокофьева, в котором ещё совсем недавно высаживались первые лица футбольного чиновничества Старого Света и звезды европейского футбола. 

Год назад на первом заседании «Дискуссионного клуба» Российского Экономического Университета им. Г.В.Плеханова была дана оценка экономического эффекта от проведения крупных спортивных соревнований. В общей сложности на организацию Чемпионата мира в Бразилии было потрачено 25,9 млрд. реалов (это примерно 12 млрд. долларов США), из которых примерно 57% составили частные инвестиции. Эффект, который чемпионат мира произвел на экономику Бразилии, оказался, по подсчетам специалистов, исключительно краткосрочным и выразился в примерно 0,4–1,5% ВВП страны. И рост туристического потока (примерно на 1 млн. человек), и создание новых рабочих мест (более 3,5 млн) также имели временный характер и перестали влиять на показатели в обычное время. 

Зададимся вопросом: были ли случаи добровольного отказа страны от проведения чемпионата мира по футболу? В 1983 году это сделала Колумбия, сославшись на экономические трудности. К слову,- за три года до старта ЧМ-1986. Никто даже не вспоминает сегодня этот факт. Та же Колумбия отозвала заявку на проведение чемпионата мира 2014 года — всё по тем же экономическим причинам. Сказалось ли это как-то на имидже страны? Или на уровне жизни? Если взглянуть на рейтинг уровня жизни стран мира в 2015 году, составленный популярным институтом «Legatum Institute», то не сказалось. Колумбия в нём находится на 67 месте. А Россия — между Гватемалой и Лаосом — на 91-м!. Претендовавшая вместе с Россией на право проведения ЧМ-2018 Мексика в данном рейтинге — на 59-й позиции. 

Как видим, ничего постыдного. Да и санкциями Колумбию и Мексику никто не обкладывал так, как РФ. Россия получила права на проведение чемпионата в самые тучные годы, когда о повышении налогов, замораживании пенсионных накоплений и тем более расходах на Крым и оборонку не было даже мыслей. Теперь же любая дополнительная нагрузка на бюджет рассматривается через максимально мощное увеличительное стекло. Все понимают, что заинтересованные в мировом первенстве властные и олигархические структуры все издержки всё равно переложат на государство, то есть на налогоплательщиков. Прецедент в Сочи это продемонстрировал, с чемпионатом мира ситуация не изменится, и еще много лет россияне будут оплачивать этот футбольный праздник, повышая прибыли бизнесменов, причём не обязательно российских. Есть ли у нас другие амбициозные проекты, которыми бы власть могла поддержать свой имидж? Они в России есть всегда! 

Счетная палата предупредила о критическом недофинансировании медицины в 2015 году. Депутат Госдумы Олег Куликов на конференции «Страховое государство и страховая медицина: системные проблемы» в Омске сказал, что к 2016 году оно может увеличиться на 40 процентов. У нас проводится в 3,5 раза меньше высокотехнологичных операций по сердечно- сосудистым заболеваниям, в 2,5 раза меньше диализов, в 5 раз — трансплантаций почки и в 5,5 раза меньше операций на коленном и тазобедренном суставах. 

Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов тоже сетует на нехватку средств и необходимость ужиматься в расходах. Сельские школы в 21 веке функционируют без воды и канализации. Так называемое строительство и модернизация школьных и придомовых футбольных площадок по линии ТОС превратилось в шоу местных чиновников, которых бы самих надо заставить поиграть в этих грязных и нестандартных клетках. 

Бьёт тревогу президент КХЛ Дмитрий Чернышенко, он считает, что модель финансирования профессионального спорта в России должна меняться. Составляющая спонсорства в спорте превышает уже 80 процентов. А президент РФС Николай Толстых с грустью замечает, что средний доход детского тренера в российском футболе — 15 тысяч рублей в месяц. 

За последние пять-шесть лет выпуск книг в стране снизился больше чем на треть. Причины этого печального тренда широко известны, и о них уже несколько лет говорит издательское сообщество России: общее ухудшение экономической ситуации в стране, отсутствие развитой системы книгораспространения, излишняя централизация, отсутствие льготного НДС на книги и льготных почтовых тарифов на пересылку книг как это принято Европе. Почему бы об этом не вспомнить в 2015 году, который был назван Годом литературы в России? 

Есть ведь куда инвестировать, и откуда будут и результаты в будущем, и рейтинги в настоящем.

Владимир ВОЛК

Accelerated with Web Optimizer