Не забывайте о тылах
23.10.2015, 11:58Внешнеполитические успехи государства невозможны без крепкого, мощного тыла, в частности – без независимой и развитой экономики. Каким бы гением не был стратег, если ему не на что опереться, рано или поздно начнется фатальная серия поражений. Поэтому, учитывая нынешнюю общемировую ситуацию, крайне важно навести порядок внутри страны. Однако, несмотря на декларирование показного патриотизма, движение российского экономического блока как было направлено в сторону превращения страны в колонию, так и направлено туда же до сих пор, никаких изменений не чувствуется.
Впрочем, чему удивляться – к некоей двусмысленности мы привыкли давно. «Друзья Президента», у которых оффшоров больше чем тараканов у меня на кухне, депутатs, клянущиеся в верности Родине и требующие такой же показухи от остальных (при этом ненавидя всем сердцем настоящий, безоффшорный патриотизм), в то время как их же дети вполне успешно живут и работают на Западе…В общем сюда же – и наших «властных» экономистов, продолжающих считать США единственным маяком в бушующем океане мировой экономики.
Сюда же – принятие заведомо странных решений. Например, нашумевшая новость, прочно поселившаяся в газетах – проблемы «Трансаэро». Данная неприятность вытащила на поверхность такой ворох проблем, о котором большинство из прочитавших новости и не задумывалось. И самым главным выводом, который можно сделать из всей этой ситуацией – в России фактически уничтожается конкуренция.
Ни у кого, пожалуй, не осталось сомнений в том, что такое пристальное внимание к проблемам «Трансаэро» инициировано основным конкурентом – «Аэрофлотом». Само наличие конкуренции на этом рынке для авиакомпании, пользующейся государственной поддержкой – как постоянный упрек, мол, кто-то и без поддержки умудряется летать, не всем нужны «пролетные» деньги и лоббистские услуги. А еще конкурент никогда не даст взвинтить цены – пока на направлении есть альтернатива, придется, как минимум, учитывать рынок. Если же по актуальному направлению летаешь ты один, то – шик и блеск, ты будешь обсыпан бриллиантами, потому что можешь себе позволить устанавливать любые правила. Вот уже глава «Аэрофлота» вынужден оправдываться в своем интервью – мол, никакой радости не испытываем, ну подумаешь, получим их клиентов, так то мы и не конкурируем особо, хотя летаем вроде как по одним маршрутам… В общем, не очень убедительно звучало, разве что фраза «демпинга не будет точно» позволила хоть немного вырваться той раздирающей радости, которая, судя по всему, переполняет «Аэрофлотовских» топов. Да, демпинга не будет, будет кардинально обратный процесс.
И вот смотрите, что по сути происходит – из «Аэрофлота» делается всеми правдами и неправдами абсолютный монополист. Похожая ситуация происходит и с его базовым аэропортом – «Шереметьево». Совсем на днях в журнале Forbes вышла статья под названием «Небо, самолет, Ротенберг», где достаточно подробно рассказывалось, как именно лучший российский аэропорт движется в сторону частной монополии.
Если я прав, и это – не локальные случаи, а общая тенденция, то последствия мы будем иметь крайне серьезные прежде всего для конечного потребителя услуг – нас с вами. Любой предприниматель заинтересован в получении выгоды, которая, собственно, и является целью его существования, однако наличие конкуренции и строгого надзора государственных органов заставляет бизнес развиваться и становиться лучше. Представьте, что будет, если эти инструменты убрать – конкуренцию задушить, а инструменты государственного контроля применять, как это делается сейчас – с непробиваемой логикой «не положено, значит не можно», своевольной интерпретацией законодательных требований, и исключительно в отношении «неугодных» компаний. Пример? Да пожалуйста!
Как сообщает пресса, в отношении «Трансаэро», кроме экстренной финансовой проверки, проводится проверка Росавиации. Цель заявлена вполне публично и открыто – мол, из-за тяжелого положения могут не выполняться некоторые требования авиационной безопасности, что способно привести к трагическим последствиям. Логика в рассуждении вроде бы есть, безопасность – наше все, нельзя о ней забывать, иначе и до беды недалеко, но… Но в то же самое время нет ни одного сообщения, что Росавиация требует отзыва сертификата «Шереметьевского» грузового оператора «Москва Карго», устроившего грузовой коллапс в аэропорту. Хотите сказать, что сделанный за неделю завал, который месяц не могли разобрать, хорошо сказывается на выполнении требований безопасности? Или все статьи и сообщения на интернет-форумах о том, что на перрон аэропорта (к самолетам!) может пройти любой человек за сто долларов под предлогом «Искать груз, потерянный Москвой-Карго» - исключительнейшая ложь?
Да нет, все проще – у «Москва Карго» правильный хозяин, Ротенберг – будущий владелец частного объединенного Шереметьево. Если бы «Москва Карго» сама по себе устроила бы такой завал, ее бы закрыли в тот же день, в который первая публикация отпечаталась на газетном листе. Но приставать, требуя показать тонны никому не нужных бумажек и придираясь к каждой запятой, можно только либо в отношении независимых, либо в отношении неугодных компаний.
Забавно, кстати, что «Аэрофлотовский» Савельев, жалуясь на упавший уровень безопасности «Трансаэро», ни слова не обмолвился о том, что именно его подчиненные выбрали «Москву Карго». Чья бы корова мычала!
Итак, посмотрим немного вдаль – на ту же гражданскую авиацию, раз уж начали про нее говорить. В скором времени у «Аэрофлота» просто не останется адекватной конкуренции, выбора не будет. «Аэрофлот» базируется в «Шереметьево», уходить оттуда теперь уже точно не собирается (судя по слаженной работе, новые собственники уже договорились между собой обо всем), поэтому пассажирам монополиста-авиакомпании придется, в любом случае, обслуживаться в монополисте-аэропорту. Как вы думаете, как качественно изменятся предоставляемые этими компаниями услуги?
Казалось бы, зачем государству такая модель развития? Тут у меня ответов нет, я просто не могу понять, в чем хоть малейший смысл идущих процессов. Понятно, почему новым собственникам такой вариант нравится – они не способны конкурировать на открытом рынке, их там сразу же уничтожат. Ну посудите, что будет с «Аэрофлотом», если лишить его всех дотаций и «пролетных» денег? Что будет с «Москвой Карго», если к ней проверяющие отнесутся хотя бы с половиной той серьезности, с которой они докапывают обычные предприятия? Думаю, мы с вами сойдемся в ответе. Категория людей, пришедшая исключительно «рубить капусту», не понимает, что эту самую капусту сначала нужно вырастить, это сложный и долгий процесс, в течение которого существуют риски, которые необходимо брать на себя. «Садоводы» из героев нашей статьи просто никакие, и единственный выход – либо рубить чужую капусту, либо уцепиться за штанину садовода-государства, подгрызая посаженное им.
Только вот государство само виновато, что не может усмирить распоясавшихся хапуг. В Государственной Думе сидят депутаты, которые, совершенно не скрываясь, работают через оффшоры, и никто их – представьте себе – не расстреливает из «нагана» во дворе Думы, и даже не кладет на пол при участии ОМОНа с последующей доставкой в самое отдаленное и грязное СИЗО, которое только возможно найти в России. Опять же – на словах все патриоты, а на деле? Я давно мечтаю провести эксперимент – предложить депутатам либо сдать мандат, либо стать навсегда невыездными – раз уж так пафосно на словах любите Родину, так пострадайте за нее, откажитесь от Куршавеля. И при таком условии – пусть даже бизнесом занимаются, если хочется! Все равно выводить за границу смысла уже нет. А то больно много вчерашних «родинолюбцев» поразбежалось по заграницам, мгновенно перековавшись из патриотов, грозно машущих кулаком с трибуны и кричащих «Люби Россию, сволочь!», в самых мерзких и отвратительных фанатов Европы и США, изливающих на Родину такое количество яда, от которого даже Маккейн бы захлебнулся. Нравится моя идея?
Нет, ну вы просто представьте их лица!
Но я замечтался и отвлекся – вернемся к авиации, через призму которой видна вся экономическая перспектива страны. Уже упоминаемая мной статья журнала Forbes содержит довольно интересные намеки на то, как Ротенбергу и его товарищам – депутату Скоробогатько (да-да, депутату, я не опечатался) и олигарху Пономаренко удалось заполучить первые активы в «Шереметьево», на базе которых они начали экспансию на весь аэропорт. Журналисты опросили бывших владельцев этих компаний, а те либо отмалчивались, либо оправдывались – «вы же понимаете, просит мажоритарный акционер», «произошла смена караула и бизнес не будет прежним», «они объяснили, что доля аэропорта – это фактически их доля»… Они объяснили, блин. Чувствуете легкое дуновение 90-х? Я уверен, что в частном, не для печати разговоре эти люди рассказали бы и чего поинтереснее, но и имеющегося материала хватает, чтобы вполне обоснованно вынести суждение о будущем частном монопольном монстре и методах его работы.
При этом первые результаты такой продуктивной работы уже есть – это упоминавшийся выше грузовой коллапс. Казалось бы, собственник и – как его там – «стратегический инвестор» продемонстрировал полнейшую неспособность работать в данной отрасли, наглядно показав, как делать не надо. Однако я не слышал ни одного заявления о том, что необходимо экстренно пересматривать планы консолидации и приватизации «Шереметьево», чтобы не допустить повторения подобного, но уже не с отдельной сферой, а со всей работой аэропорта. «План» уже составлен, и мы продолжаем по нему упорно идти, как те мыши из анекдота, которые плакали, кололись, но продолжали жрать кактус. Понятно, что общественный резонанс после грузового коллапса был слишком слаб – кого волнует жалкая задержка срочных грузов в стране, где столько лет чудит почта? Вот если бы (стучу по дереву) пара самолетов столкнулась лоб в лоб, как в свое время в Испании, погибло бы человек пятьсот, а причиной бы стало то, что вместо диспетчерской открыли бутик, а на вышке теперь модное кафе – тогда да, наверное дрогнули бы даже самые стойкие сторонники монополизации. А так – подумаешь, миллионные убытки, ничего, государство возместит.
Кстати, про возмещение государства – почему бы аэропорту «Шереметьево», который юридически еще государственный, не выкупить эту самую «Москву Карго» у олигархов? Небольшой пакет уже итак есть, можно его увеличить, олигархи получат денег, которые так нужны в наше непростое время, а в итоге все равно весь объединенный аэропорт уйдет к ним же. Как по мне – прекрасный вариант!
Впрочем, конкретно про «Шереметьево» есть одна мысль, которая позволяет думать, что новые прихватизаторы аэропорта недолго будут им рулить.
Посмотрите на историю захвата Новороссийского Морского Торгового Порта (НМТП). Ну как в зеркале – все та же троица, начали тоже с малого – в том случае начинали с 10% акций порта, в этом – с нескольких незначительных компаний. Те же лица – например и там и там работал Сергей Ярышев, и работал именно с приходом туда этих замечательных троих бизнесменов (Михаил Василенко, кстати, считает это случайностью – счастливый человек, он наверное и спит крепко). Потом – получение полного контроля практически задаром, пользуя административный ресурс и своих людей в правлении, затем – накрутка стоимости и быстрая продажа, пока не раскусили.
Последний пункт в отношении «Шереметьево» пока не реализован, но я уверен – уже запланирован, слишком уж расточительное отношение к эксплуатации аэропорта, не похоже на заботу долгосрочного хозяина. Так что никто не мешает быстренько через оффшоры продать аэропорт, полученный практически задаром (все деньги, вложенные в покупку, остаются в самом аэропорту, повышая его стоимость). Остается надеяться только на то, что новый собственник действительно начнет предпринимать какие-либо действия по управлению таким сложным активом.
Арист Халифов