ЕЩЁ НОВОСТИ
ГлавнаяЭкономика › Epic fail в Шереметьево

Epic fail в Шереметьево

08.09.2015, 22:35

В английском языке есть чудесное словечко – «fail», его можно перевести на наш словом «провал». Российский народ, любящий короткие и острые термины, довольно активно перенял словцо «фэйл», и вполне успешно его адаптировал – по крайней мере в интернете «фэйлы» встречаются с каждым днем все чаще.

Если лаконичный «провал» описать ситуацию не способен, то к нему добавляют другое короткое и емкое слово – «epic», эпичный. Эпичный провал! Прелестное сочетание, как нельзя кстати подходящее к ситуации, не сходящей с новостных лент – к обработке грузов в аэропорту Шереметьево.

Начну с краткой предыстории – в статьях почему-то говорится о том, что проблемы начались с момента смены грузового оператора – но это не так. Бомба замедленного действия была активирована еще несколько лет назад, когда на высшем уровне было принято решение о консолидации активов аэропорта Шереметьево и передачи их приближенному частному лицу с какими-то не очень понятными народу целями. Вроде как частный собственник эффективнее.

Я не хочу лезть в дискуссию об эффективности частного собственника или государства, так как, по моему скромному мнению, за этими спорами не видно главного, а именно того, что не форма управления важна, а сам процесс, налаженная система, не дающая сбоев. Но – опять же – даже это не имеет значение, так как в процессе консолидации родился вовсе не частный собственник – родилось чудовище, под названием частный монополист.

Но монополия – такая штука, природа которой направлена на занятие все большей ниши, вне зависимости от профиля. Подобная ситуация произошла и в аэропорту – не вошедшие в периметр консолидации предприятия де-факто были поставлены в невыносимые условия существования, но прогремел на всю страну пока только один - независимый грузовой терминал, обрабатывавший практически все грузы аэропорта.

Поскольку терминал не вошел в периметр консолидации, самим фактом своего независимого существования он начал давить на сознание монополизатора, и его можно понять. Представьте, например, что вы «отжали» огромную коммунальную квартиру в самом центре мегаполиса у пары десятков семей, но какая-то семья никак не поддается на угрозы и не хочет выезжать, разрушая ваши планы «консолидировать» коммуналку и продать ее как VIP-апартаменты. Безобразие? С точки зрения захватчика – однозначное. Терпеть такой кошмар было нельзя, и начались боевые действия.

Я не буду говорить про методы предшествующей борьбы – стандартный набор рейдеров особо не меняется. Про травлю грузового оператора «Шереметьево-Карго» писали газеты, рассказывали о сгоревших машинах и подожженных квартирах.

Однако смены собственников в тот раз не произошло – спасло, видимо, внимание прессы, подстегнувшее правоохранительные органы. Однако начатые войны нужно заканчивать – и в ход пошли Большие Бабки. Был приобретен небольшой грузовой оператор «Аэропорт Москва», таскающий понемножку незначительную часть грузов. Название «Аэропорт Москва» (почему Москва? Разве это законно – применять в названии частных структур наименование города? Могу ли я зарегистрировать «Шиномонтаж Российская Федерация»?) примелькалось клиентам в негативном смысле, поэтому было решено провести «ребрендинг» - сменить название, логотипы, вывески, чтобы не напоминать участникам рынка грузоперевозок о прошлых «фейлах» (пока еще не «эпик») – кстати, уже не в первый раз.

Как мы знаем – не получилось. Видимо, придется заказывать еще логотипов дизайнерам. Я готов бесплатно предложить название – ООО «Фэйл мастерс». Ну, или локализованную версию – общество с ограниченной ответственностью «Повелители провалов».  

Но не будем забегать вперед. После того, как новый-старый терминал стал принадлежать влиятельным депутатам и олигархам, он внезапно выиграл крупнейший тендер в аэропорту – право обслуживать «Аэрофлотовские» грузы. Разница в объемах была настолько колоссальной, что наиболее ярким примером можно представить, будто вместо всех московских официальных дилеров автомобильной компании, например, «Хонда» или «Ауди», обязанности по ремонту и обслуживанию автомобилей московских клиентов будет исполнять гараж дяди Коли, расположенный где-то под Солнечногорском.

Итак, вывод, который мы уже можем смело сделать – данный кризис, поднявший на уши все новостные агентства, по своей сути был рукотворным. Но на что был расчет? Судя по прошлому опыту с горевшими машинами и квартирами – все на то же, на «отжатие» несговорчивой компании, и установления в ней марионеточного менеджмента. Учитывая, что тендер был выигран достаточно задолго до перехода обслуживания, можно сделать вывод – это явно не спроста. Как показали последствия, для налаживания в маленьком складе адекватной системы грузообработки этого времени было недостаточно. Видимо, по расчетам, его было достаточно для покорения старого, нормально работавшего грузового терминала. В таком случае общественность так ничего бы и не узнала – работа продолжалась бы как раньше, просто новый менеджмент постепенно начал бы выпускать свои когти и проявлять все те милые свойства большого монополиста – повышение цен, снижение качества, девиз «Не нравится? Попробуйте найти кого-то другого, удачи», и прочее.

Что-то пошло не так, и «отжать» опять не получилось – ну несговорчивые ребята, что поделать! Катастрофа – рукотворная, по своей сути – не замедлила проявиться.

Как стало известно уже сейчас, проблемы начались буквально с первых часов работы нового склада, но – о, небо, как они старались! Ни одной компании в аэропорту за всю ее историю работы не прощалось столько, сколько простили «Москва Карго» в первые дни! Любую другую контору просто бы закрыли – раз и навсегда, ведь аэропорт – это не стихийный рынок у станции метро, а сложное и крайне опасное сооружение с миллионом разных правил, регламентов, обязанностей и требований, в том числе международных. Но какие уж там требования!


Итог печален – за первую неделю авиакомпания «Аэрофлот» стала возить в багажниках в два с половиной раза меньше груза. Итого, если в Вашу машину входит пять ящиков с рассадой, но вы способны, из-за больной спины, загрузить и разгрузить только один, то рейсов на дачу придется сделать пять – потратив на бензин не одну, а пять тысяч рублей, и вместо одной субботы заняв – да, верно – пять суббот. Это если очень упрощенно и наглядно.


Однако это не спасло – на складах и на перроне (да-да, прямо там, где катают самолеты, но к счастью пока еще не на взлетной полосе) скопились сотни тонн груза. И началось национальное веселье под названием «неразбериха» - где документы? Где груз? На каком участке перрона (кошмарно звучит, но да – не склада, а перрона) стоит под открытым небом ящик со скулящими щенками? Где гробы, которые очень хотели бы видеть к похоронам родственники, которые и без этих экспериментов в грузовой логистике ужасно себя чувствуют? Что делать с крысами, набежавшими на терпкий запах стухшего скоропорта?

Решение нашлось. Обвинив во всем старого грузового оператора (все мы знаем, что на новой должности в промежутке от нескольких месяцев до десятков лет – в зависимости от сноровки и харизмы – можно объяснять все провалы работой уволенных сотрудников), авиакомпания «Аэрофлот» объявила эмбарго – запрет на перевозку грузов. Вообще. Ваши несчастные «ящики с рассадой» так и не доедут до «дачи», пока не разгребут накопившиеся, порядком попортившиеся под московским дождиком завалы. При этом официально заявили, что эпично «фэйланувшей» (простите за вольную интерпретацию термина, но более подходящий глагол, как по мне, грубоват) «Москве Карго» будет помогать и «Аэрофлот», и аэропорт Шереметьево.

Цирк? Без сомнений, но цирк очень дорогой. И невыгодный вообще всем – особенно отечественной экономике. Внимание, вопрос – куда смотрят соответствующие органы? Такая взаимопомощь и поддержка – не просто так, ведь аэропорт – один из учредителей «Москвы Карго» - знает ли об этом Федеральная Антимонопольная Служба? Надеюсь, что после такого шума хотя бы заинтересуется. Выявит ли разрекламированная проверка прокуратуры лиц, ответственных за этот рукотворный кризис? Понесут ли они наказание? Получат ли компенсацию владельцы просроченного товара?

Что дальше? Ну, я не Нострадамус, но определенные догадки сделать можно. Завалы разгребут экстренно – это уже ясно и никем не скрывается, помощь будет оказана всеми, ведь по имиджу аэропорта уже нанесен страшный удар – большинство важных грузов переведены в «Домодедово», либо на другие авиакомпании – клиентам уже хоть в «Пулково», лишь бы подальше от «Москвы Карго». И без того сократившийся грузооборот авиакомпании, который вообще закрылся, будут открывать по чуть-чуть, чтобы опытным путем «нащупать» ту грань, за которой «безусловный победитель тендера» начинает «закапываться». Как мы уже знаем, верхняя, пока недосягаемая граница искомого отрезка – это грузооборот «Аэрофлота», уменьшенный в два с половиной раза. То есть повторюсь – чтобы работать хотя бы в два с половиной раза хуже, чем старый грузовой оператор, победителю тендера нужно очень постараться. Чтобы работать на том же уровне, что и до победы в тендере… Не знаю, может это в теории и возможно, как и межгалактический перелет, но факты говорят об обратном.  

Ждем новых сводок – начатые войны должны заканчиваться, и вариант просто вернуть все назад, чтобы все снова заработало, практически невозможен. Тем временем у московских продавцов появился отличный повод дополнительно повысить цены – нет, ну вы же слышали, что там творится в этом «Шереметьево»!?


Кирилл Храпунин 

Accelerated with Web Optimizer