Черный август, незамеченные причины
26.08.2015, 14:47
В начале недели курс рубля пережил сильнейшее в истории падение. Судя по высказываниям экспертов, и по факторам, выпадающим из поля зрения СМИ, национальную валюту ждет очередной виток тяжелой болезни. Причины называются разные, но одну из них почему-то никто упорно не замечает.
В понедельник, 24 августа, национальная валюта потеряла 2,5 рубля и 5 рублей относительно курса доллара и евро. Во вторник, 25 августа падение было отыграно, но, по мнению экспертов, ненадолго. Подогрели ситуацию и сообщения о рекомендации ЦБ, полученной российскими банками, о проведении стресс-тестов с параметрами рубля курсом выше 100 рублей за доллар. Информацию об этом подтвердили несколько независимых источников, однако в ЦБ от рекомендаций открестились.
Напомним, что пик прошлого рублевого кризиса пришелся на ноябрь-декабрь 2014 года. СМИ тогда много писали о том, что среди объективных причин падения оказались действия «Роснефти» по размещению облигаций. Крупнейшее в истории России размещение рублевых биржевых облигаций было проведено в течение одного дня. «Роснефть» разместила 14 выпусков облигаций суммарно на 625 млрд рублей. По данным газеты «Коммерсантъ» бумаги выкупили четыре крупнейших российских банка, в основном государственных. Последствием размещения, по мнению большинства участников рынка, стал «черный вторник»: 16 декабря евро достигал отметки 100 рублей, доллар — 80 рублей. Участники рынка единогласно предположили, что на полученные средства «Роснефть» купит валюту для расчетов с кредиторами. Как раз 21 декабря истек срок погашения одного из двух кредитов на $6,9 млрд. А 13 февраля – второго на $7 млрд.
Многие аналитики, в том числе экс-министр финансов Алексей Кудрин, заявили тогда, что «Роснефть» выбрала очень неудачное время для размещения облигаций на рекордную сумму, тем самым негативно «разогрев» рынок. Происходящая в тот момент быстрая девальвация рубля получила мощный стимул, участники рынка восприняли действия компании как подготовку к покупке огромного объема валюты. В дальнейшем стало известно, что «Роснефть» заложила больше половины выпущенных в декабре облигаций по сделкам репо в обмен на валюту.
Помнится, «Роснефть» очень резко и негативно отреагировала на слова Кудрина, назвав мнения экономиста и согласных с ним экспертов «провокацией». При этом даже осторожная Эльвира Набиуллина признала, что сделка «Роснефти» стала «дополнительным фактором волатильности на рынке». Глава ЦБ осторожно заметила, что были и другие основные факторы.
В 2015 г. «Роснефти» нужно погасить $23,5 млрд. В презентации к годовому отчету компании говорится, что выполнение финансовых обязательств в текущем году сможет обеспечить операционный денежный поток. Тоже самое заявлялось и полгода назад, но не случилось. При этом в ноябре-декабре стоимость нефти составляла от 80 до 60 долларов за бочку смеси Brent, а сейчас в июле-августе уже $60-$40. Как раз очередной корпоративный платеж Роснефти приходится на конец августа. При этом он составляет уже около $11 млрд.
На данный момент доллар уже перешел психологическую отметку в 70 рублей - это даже большее падение, чем в конце прошлого года. Эксперты объясняют очередную болезнь различными причинами. В частности, ослаблением юаня и замедлением темпов роста Китая, продолжением санкционного режима и падением цены на нефть. Но интересно, почему очередное падение рубля опять совместилось по срокам с расчетами «Роснефти» по долгам? И cтранно, почему в декабре об этом писали очень многие эксперты, а сейчас никто даже не вспоминает?
Получается странная картина, вся российская экономика, по сути, жестко привязана не столько к цене на нефть, сколько к действиям на рынке одной нефтяной компании, которая своими неловкими телодвижениями может с легкостью опустить курс национальной валюты, поднять цены и разогреть инфляцию.
В последнем номере газеты «Ведомости» бывший первый зампред Центробанка России, экономист Сергей Алексашенко рассуждает о зависимости курса страновых валют от нефтяных котировок в привязке к объему сырьевого экспорта. Интересный анализ. Та же Норвегия, у которой почти 70% экспорта составляет черное топливо, также как и у России, прекрасно себя чувствует в кризис.
Национальная валюта Норвегии за последние три месяца упала всего лишь на 7,5%, а российский рубль аж на 25,6%. Вместе с Россией равные «муки» испытывает только Колумбия, у которой также две трети в экспорте нефть. Но и ее валюта потеряла меньше – 22%. При этом причины состояния экономики Колумбии, по мнению экономиста, очевидны – наркобароны и разгул левацких организаций. Впору задаться вопросом: кто же у нас в стране играет роль последних?