ЕЩЁ НОВОСТИ
ГлавнаяПолитика › Закон о забвении – зачистка компромата на коррупцию во власти

Закон о забвении – зачистка компромата на коррупцию во власти

15.07.2015, 10:27

14 июля Президент России подписал закон, получивший в интернете условное название «Закон о забвении». Надо отметить, что история принятия закона довольно стремительна: первое чтение прошло 16 июня, третье – 3 июля. При этом в промежутке в закон были приняты существенные поправки, лоббированные представителями интернет-компаний. 


Суть закона в том, что отныне операторы поисковых систем обязаны прекратить выдачу недостоверных сведений о физических лицах. При этом обязательным условием для прекращения выдачи должно быть письменное требование физического лица. Следует отметить, что после первого чтения, текст законопроекта был значительно смягчен. Так, срок рассмотрения заявлений о публикации недостоверных сведений был продлен до десяти рабочих дней (изначально планировалось три дня). Было уточнено обязательные требование указывать url страницы в заявлении. 

Кроме того, удалять информацию необходимо по запросам младше трех лет и содержащих имя и фамилию человека. При этом депутаты отказались учесть предложение бизнеса отсрочить действие закона до 2017 года и закрепить экспертизу заявок за уполномоченным органом. Таким образом, закон вступит в силу с начала следующего года и решение об удалении информации будут принимать сами поисковые системы. 

Как отмечает директор гражданско-правового департамента юридической компании «Клифф» Вероника Казакевич, новый закон может существенным образом снизить уровень доступности информации в Интернет. Закон закрепляет обязанность удалять не только недостоверную информацию (что в целом логично), но и неактуальную информацию, которая расшифровывается в законе как «утратившая значение для заявителя в силу последующих событий или действий заявителя». 

Мало того, что на поисковые системы возлагается обязанность оценить соответствие информации действительности, причем только на основании сведений самого лица, требующего их удаления, так при этом они еще и должны будут делать выводы об актуальности или неактуальности размещенной информации, которая действительности соответствует, и брать на себя ответственность за решение по такому оценочному критерию. В условиях российской действительности при существующем административном ресурсе чиновников вступление в силу данного закона существенно затруднит работу активистов и общественных движений, занимающихся противодействием коррупции и распространяющих информацию о наличии у чиновников и депутатов элитной недвижимости и иного имущества, не соответствующего их официальным доходам. 

Будет сложно найти информацию о криминальном прошлом публичных персон, если например, по уголовным делам судимость уже погашена, о каких-то иных порочащих человека поступках, совершенных в прошлом. «При этом, поскольку отказ поисковой системы удалить информацию может быть обжалован в судебном порядке, достаточно высока вероятность того, что поисковые системы, не желая вовлекать себя в такое разбирательство, при наличии сомнений в достоверности или актуальности информации, предпочтут ее удалить, чем потом доказывать в суде то, что информация достоверна и актуальна» - полагает Вероника Казакевич. 

«Опираясь на опыт Евросоюза, в котором «право на забвение» пользователи получили с 2014 года, можно предсказать, что нагрузка на поисковые системы вследствие принятия данного закона будет весьма существенная. Так, по данным отчета Google с 29 мая 2014 года поисковик получил около 282 тысяч запросов на удаление более миллиона ссылок, т.е. это более 600 запросов в день. Мне представляется, в России таких запросов может быть еще больше. Соответственно, поисковым системам придется завести у себя целые департаменты для их обработки. Очевидно, расходы будут переложены на чьи-то плечи – рекламодателей, пользователей платных сервисов поисковиков и т.д.» - заключает Вероника Казакевич.
Accelerated with Web Optimizer