Россию душит дебиторка
07.07.2015, 09:39В Кремле президент России Владимир Путин принял главу Счетной палаты РФ Татьяну Голикову. Инициатор экстренной встречи – глава СП РФ. Основная тема доклада – катастрофический рост задолженности госучреждений перед самим государством.
По информации Татьяны Голиковой задолженность растет почти на 30% в год и уже достигла 3,8 трлн руб. Большая часть этой суммы — авансы: деньги потрачены, а результата нет, передает РБК со ссылкой на слова Т. Голиковой.
Глава Счетной палаты подчеркнула, что «рост дебиторской задолженности в стране превышает разумные пределы». «У нас расходы бюджета год от года не растут такими темпами», — отметила она.
Ежегодно дебиторская задолженность прирастает на 28,7%, на текущий момент она составляет 3,8 трлн руб., по информации Счетной палаты. Из них на недополученные доходы приходится только 1,1 трлн, в том числе 750 млрд — задолженность по штрафам за неисполнение валютного законодательства.
«Остальное приходится на расходы. Но дело в том, что она [задолженность] все время прирастает, то есть процесс превратился уже в бесконечный», — сказала Голикова.
По ее словам, большая часть этих денег (95,6%) была выделена в виде авансов, но взамен государство не получило ни работы, ни строительных объектов, ни оборудования.
Как следует из проекта Основных направлений бюджетной политики на 2016 и плановый период 2017–2018 годов, размеры авансов достигают 80–100% контрактов. В 2014 году задолженность по авансовым платежам составила 2,6 трлн руб. Каждый год эта часть дебиторской задолженности прирастает на 600 млрд руб., оценила Голикова.
В результате, по словам главы Счетной палаты, ситуация складывается таким образом: «Авансы не отрабатываются, даются новые деньги. И вот так эта цепочка движется и движется, но взамен объекты мы не получаем, а получаем требования на удорожание стоимости строительства».
По итогам встречи В. Путин поручил Счетной палате совместно с другими ведомствами выработать механизмы решения данной проблемы во взаимодействии с Минфином и другими ведомствами профильными ведомствами.
Эксперты отмечают, что Минфин уже отреагировал на ситуацию предложением о сокращении числа капитальных строек, которые попадают в Федеральную адресную инвестиционную программу (ФИАП).
Кроме того Минфин предложил давать федеральные субсидии регионам лишь тогда, когда те строят объекты недвижимости, нужные для работы федеральных объектов. Комплексная субсидия на софинансирование объектов в собственности регионов и муниципалитетов будет выделяться без включения этих объектов в ФАИП.
В добавок Минфин призадумался о создании механизма возврата целевых взносов в бюджет «в случае недостижения показателей эффективности реализации инвестпроекта». А авансирование контрактов делать только в тех случаях, когда «когда аванс снижает издержки заказчика и поставщика по исполнению контракта». А с 2017 года «в целях снижения рисков утраты денежных средств» предлагается на постоянной основе ввести сопровождение контрактов в Федеральном казначействе.
Источник: РБК