«От звезд – в тернии», или приземленнее надо быть, товарищи!
23.05.2015, 13:46Величие Вселенной невозможно объять человеческим разумом – мозг не способен оценивать такие расстояния, через которые свет проходит не за мгновение, как на Земле, а за годы, десятки лет, столетия и далее, далее, далее... Каким должно быть такое расстояние? Фантазии на это не хватает, что-то щелкает в голове при попытке это осознать, как будто перегорает предохранитель. Сколько загадок таит в себе темное ночное небо и мерцание звезд!
России есть чем гордиться в космической сфере, начиная хотя бы с того, что мы,
вообще то, вышли в космос первые, и пока будет жить человеческая раса, об этом будут
помнить – если, конечно, из-за постоянных войн и гедонизма мы не превратимся в
пещерных людей... Впрочем, это уже совсем далеко от темы повествования.
Так вот, космос для русских людей всегда был особым местом. Тут, наверное,
виноват менталитет, а именно – наша неуемная тяга к просторам. Тому, кто хоть раз
встречал рассвет в тайге, переплывал на лодке реку, ходил в дальний поход, пересекал
страну на поезде или хотя бы самолете – тому наверняка знакомо неописуемое чувство
даже не свободы, а вольности (не знаю, как еще выразить). Тишина, одиночество,
природа, светлая лирическая грусть – все это сформировалось в нас, наверное, именно
жизнью в огромной стране. Естественно, что такой народ не мог не тянуться туда, в небо,
к бескрайним просторам. Это вполне в духе нашего менталитета.
И как переживали провалы в космической программе – это мы тоже отлично
помним. Как переживали люди, узнав о близкой гибели станции «МИР» - те самые люди,
у которых до этого отняли страну. Как тяжело переживали все аварии, связанные с
космическими запусками. Как неприятно сейчас видеть в выпусках новостей информацию
о падении ракеты…
К сожалению, есть мнение, что поводы для переживаний еще будут.
Эффективный менеджер в России – характеристика или ругательство?
Пусть космос – территория романтиков, мечтателей и ученых, но мы пока живем
на земле, и именно отсюда отталкиваемся во вселенную, изучаем ее. И, соответственно,
для фундаментальных исследований и работ по освоению космического пространства на
этой самой земле должна иметься и поддерживаться в рабочем состоянии очень сложная
инфраструктура. Вот о ней и поговорим.
Центр эксплуатации наземной космической инфраструктуры (сокращенно –
ЦЭНКИ) – предприятие, созданное в 1994 году для, как следует из названия, эксплуатации
космической инфраструктуры, то есть космодромов, а также проведения научных и
конструкторских работ по совершенствованию этой самой инфраструктуры,
планирования и осуществления запусков космических аппаратов, и многого другого. В
общем, задачи перед Центром стоят очень важные, ведь без нормально действующей
наземной инфраструктуры и думать зазорно не то что о покорении космоса – о банальном
присутствии на околоземной орбите. К сожалению, как и любая организация, связанная с
бюджетным финансированием (потоком денег из «бездонной», по мнению коммерсантов,
кубышки), Центр находится под пристальным вниманием заинтересованных лиц.
Скандалы здесь – не редкость, то открытое письмо с обвинениями, то очередной
внутренний аудит с разоблачениями, то ссора руководства. Постоянно появляется
информация о нецелевой трате средств – одни говорят про воровство, другие – про
желание подсидеть и не давать работать… В общем, все сложно в ЦЭНКИ, и стороннему
наблюдателю объективно сделать вывод очень сложно.
Теперь все, вроде как, должно измениться – исполняющим обязанности
генерального директора ЦЭНКИ назначена Ранохон Фрунзевна Джураева. Руководитель
Роскосмоса Игорь Комаров отметил, что «знания и опыт руководящей работы Ранохон
Фрунзевны помогут ЦЭНКИ успешно развивать наземную инфраструктуру космодромов,в том числе и Восточного». Так давайте посмотрим, что же это за такой опыт, который так
поможет отечественной космической индустрии в столь непростое для нее время.
Ранохон Джураева не чуждый для покорения высот человек – она училась в МАИ
по специальности инженер-электромеханик, а затем и вовсе стала кандидатом
технических наук, разбирая темы вроде систем управления летательными аппаратами.
Правда, затем Ранохон Фрунзевна перешла в другой лагерь, и начала специализироваться
по финансам (причем международным), закончив в том числе курсы Гарвардской бизнес-
школы. Такой уникальный сплав финансиста и авиационного техника не мог остаться
незамеченным, и госпожа Джураева начала работать в аэропорту Домодедово, а точнее – в
компании «Airport management company Ltd».
На этом моменте лично у меня прозвенел первый тревожный звоночек, ибо
компания с английским названием – ни что иное, как оффшор с острова Мэн, владеющий
российскими компаниями, занимающимися операционной деятельностью аэропорта
Домодедово. Домодедовские оффшоры прославились позднее – после теракта 2011 года,
когда выяснилось, что узнать истинного хозяина аэропорта и привлечь его к
ответственности законными методами невозможно.
Но не оффшором единым – кандидат технических наук Р.Ф. Джураева работала и в
«Базовом элементе», занимая должность советника председателя наблюдательного совета
«Базовый элемент» (то есть господина Дерипаски).
Из заслуживающего внимания, пожалуй, стоит отметить и должность президента
ООО «Инновационный Центр гражданской авиации», на которой Ранохон Фрунзевна
впервые продемонстрировала задатки самостоятельного, уверенного и жесткого
коммерсанта, присвоив себе и монополизировав право реализовывать на территории
Российской Федерации стандарт «e-freight», разработанный международной
неправительственной организацией «IATA». К сожалению, о каких-то особенных успехах
внедрения стандарта я не слышал, но какая-то активность производилась, членские сборы
собирались, даже запустили несколько тестовых рейсов. Немного странно, что
международный стандарт был так смело присвоен – это все равно, что я бы, к примеру,
«присвоил» какой-нибудь ГОСТ, и требовал от производителей вступления в свою
ассоциацию и уплаты взносов за право его внедрять и соблюдать, но тема эта настолько
узкоспециализированная, что никого, естественно, волновать не стала.
Итак, в организацию, эксплуатирующую наземную космическую инфраструктуру,
пришел руководитель:
Обладающий знаниями в сфере международных финансовых отношений;
Имеющий опыт работы с оффшорными компаниями;
Набравшийся опыта при работе с олигархом «второй волны»;
Осуществлявший сомнительные проекты по коммерческому внедрению на
территории РФ международного стандарта.
Интересно, про эти «знания и опыт» говорил господин Комаров, или, все-таки, он
имел ввиду нечто другое? В любом случае, в связи с последними авариями в космической
индустрии, становится ясно – национальную космическую программу надо защищать как
от внешних воздействий, так и от внутренних. Действительно ли экс-советника олигарха,
занимавшуюся собственным коммерческим бизнесом, устроит скромное «и.о.»
содержанца космодромов?
Я надеюсь, что мои опасения не воплотятся в реальность, но жизненный опыт, к
сожалению, говорит о другом. Руководство государственной инфраструктурой – слишком
лакомый кусочек, а космическая высокотехнологичная сфера подразумевает
значительные вложения, распределение которых может осуществляться, скажем так, по-
разному. Конечно, поживем – увидим, но как же не хочется опять смотреть репортажи об
очередных проблемах, вызванных очередными «эффективными» решениями а-ля
Сердюков.
Сергей Чибисов