ЕЩЁ НОВОСТИ
ГлавнаяЭкономика › «От звезд – в тернии», или приземленнее надо быть, товарищи!

«От звезд – в тернии», или приземленнее надо быть, товарищи!

23.05.2015, 13:46

Величие Вселенной невозможно объять человеческим разумом – мозг не способен оценивать такие расстояния, через которые свет проходит не за мгновение, как на Земле, а за годы, десятки лет, столетия и далее, далее, далее... Каким должно быть такое расстояние? Фантазии на это не хватает, что-то щелкает в голове при попытке это осознать, как будто перегорает предохранитель. Сколько загадок таит в себе темное ночное небо и мерцание звезд! 


России есть чем гордиться в космической сфере, начиная хотя бы с того, что мы, вообще то, вышли в космос первые, и пока будет жить человеческая раса, об этом будут помнить – если, конечно, из-за постоянных войн и гедонизма мы не превратимся в пещерных людей... Впрочем, это уже совсем далеко от темы повествования. 

Так вот, космос для русских людей всегда был особым местом. Тут, наверное, виноват менталитет, а именно – наша неуемная тяга к просторам. Тому, кто хоть раз встречал рассвет в тайге, переплывал на лодке реку, ходил в дальний поход, пересекал страну на поезде или хотя бы самолете – тому наверняка знакомо неописуемое чувство даже не свободы, а вольности (не знаю, как еще выразить). Тишина, одиночество, природа, светлая лирическая грусть – все это сформировалось в нас, наверное, именно жизнью в огромной стране. Естественно, что такой народ не мог не тянуться туда, в небо, к бескрайним просторам. Это вполне в духе нашего менталитета. 

И как переживали провалы в космической программе – это мы тоже отлично помним. Как переживали люди, узнав о близкой гибели станции «МИР» - те самые люди, у которых до этого отняли страну. Как тяжело переживали все аварии, связанные с космическими запусками. Как неприятно сейчас видеть в выпусках новостей информацию о падении ракеты… 

К сожалению, есть мнение, что поводы для переживаний еще будут. 

Эффективный менеджер в России – характеристика или ругательство? 

Пусть космос – территория романтиков, мечтателей и ученых, но мы пока живем на земле, и именно отсюда отталкиваемся во вселенную, изучаем ее. И, соответственно, для фундаментальных исследований и работ по освоению космического пространства на этой самой земле должна иметься и поддерживаться в рабочем состоянии очень сложная инфраструктура. Вот о ней и поговорим. 

Центр эксплуатации наземной космической инфраструктуры (сокращенно – ЦЭНКИ) – предприятие, созданное в 1994 году для, как следует из названия, эксплуатации космической инфраструктуры, то есть космодромов, а также проведения научных и конструкторских работ по совершенствованию этой самой инфраструктуры, планирования и осуществления запусков космических аппаратов, и многого другого. В общем, задачи перед Центром стоят очень важные, ведь без нормально действующей наземной инфраструктуры и думать зазорно не то что о покорении космоса – о банальном присутствии на околоземной орбите. К сожалению, как и любая организация, связанная с бюджетным финансированием (потоком денег из «бездонной», по мнению коммерсантов, кубышки), Центр находится под пристальным вниманием заинтересованных лиц. Скандалы здесь – не редкость, то открытое письмо с обвинениями, то очередной внутренний аудит с разоблачениями, то ссора руководства. Постоянно появляется информация о нецелевой трате средств – одни говорят про воровство, другие – про желание подсидеть и не давать работать… В общем, все сложно в ЦЭНКИ, и стороннему наблюдателю объективно сделать вывод очень сложно. 

Теперь все, вроде как, должно измениться – исполняющим обязанности генерального директора ЦЭНКИ назначена Ранохон Фрунзевна Джураева. Руководитель Роскосмоса Игорь Комаров отметил, что «знания и опыт руководящей работы Ранохон Фрунзевны помогут ЦЭНКИ успешно развивать наземную инфраструктуру космодромов,в том числе и Восточного». Так давайте посмотрим, что же это за такой опыт, который так поможет отечественной космической индустрии в столь непростое для нее время. 

Ранохон Джураева не чуждый для покорения высот человек – она училась в МАИ по специальности инженер-электромеханик, а затем и вовсе стала кандидатом технических наук, разбирая темы вроде систем управления летательными аппаратами. Правда, затем Ранохон Фрунзевна перешла в другой лагерь, и начала специализироваться по финансам (причем международным), закончив в том числе курсы Гарвардской бизнес- школы. Такой уникальный сплав финансиста и авиационного техника не мог остаться незамеченным, и госпожа Джураева начала работать в аэропорту Домодедово, а точнее – в компании «Airport management company Ltd». 

На этом моменте лично у меня прозвенел первый тревожный звоночек, ибо компания с английским названием – ни что иное, как оффшор с острова Мэн, владеющий российскими компаниями, занимающимися операционной деятельностью аэропорта Домодедово. Домодедовские оффшоры прославились позднее – после теракта 2011 года, когда выяснилось, что узнать истинного хозяина аэропорта и привлечь его к ответственности законными методами невозможно. 

Но не оффшором единым – кандидат технических наук Р.Ф. Джураева работала и в «Базовом элементе», занимая должность советника председателя наблюдательного совета «Базовый элемент» (то есть господина Дерипаски). 

Из заслуживающего внимания, пожалуй, стоит отметить и должность президента ООО «Инновационный Центр гражданской авиации», на которой Ранохон Фрунзевна впервые продемонстрировала задатки самостоятельного, уверенного и жесткого коммерсанта, присвоив себе и монополизировав право реализовывать на территории Российской Федерации стандарт «e-freight», разработанный международной неправительственной организацией «IATA». К сожалению, о каких-то особенных успехах внедрения стандарта я не слышал, но какая-то активность производилась, членские сборы собирались, даже запустили несколько тестовых рейсов. Немного странно, что международный стандарт был так смело присвоен – это все равно, что я бы, к примеру, «присвоил» какой-нибудь ГОСТ, и требовал от производителей вступления в свою ассоциацию и уплаты взносов за право его внедрять и соблюдать, но тема эта настолько узкоспециализированная, что никого, естественно, волновать не стала. 

Итак, в организацию, эксплуатирующую наземную космическую инфраструктуру, пришел руководитель: 

 Обладающий знаниями в сфере международных финансовых отношений; 
 Имеющий опыт работы с оффшорными компаниями; 
 Набравшийся опыта при работе с олигархом «второй волны»; 
 Осуществлявший сомнительные проекты по коммерческому внедрению на территории РФ международного стандарта. 

Интересно, про эти «знания и опыт» говорил господин Комаров, или, все-таки, он имел ввиду нечто другое? В любом случае, в связи с последними авариями в космической индустрии, становится ясно – национальную космическую программу надо защищать как от внешних воздействий, так и от внутренних. Действительно ли экс-советника олигарха, занимавшуюся собственным коммерческим бизнесом, устроит скромное «и.о.» содержанца космодромов? 

Я надеюсь, что мои опасения не воплотятся в реальность, но жизненный опыт, к сожалению, говорит о другом. Руководство государственной инфраструктурой – слишком лакомый кусочек, а космическая высокотехнологичная сфера подразумевает значительные вложения, распределение которых может осуществляться, скажем так, по- разному. Конечно, поживем – увидим, но как же не хочется опять смотреть репортажи об очередных проблемах, вызванных очередными «эффективными» решениями а-ля Сердюков.

Сергей Чибисов

Accelerated with Web Optimizer