ЕЩЁ НОВОСТИ
ГлавнаяЭкономика › Американская Delta против Ротенберга

Американская Delta против Ротенберга

29.04.2015, 12:19

Почти детективная история 

До широкой общественности пока еще не дошла информация о поведении американской авиакомпании Delta на российском рынке, поэтому для читателя она может показаться надуманной, но, уверен, вскоре указанные мной факты откроются, так как такое «шило» в мешке просто так не утаить. Поэтому – читайте на здоровье, а потом уже узнаем, прав я был, или нет. 

А случилось вот что. Авиакомпания, как стало известно из источников аэропорта «Шереметьево», отказалась от части услуг, предоставляемых в аэропорту, в частности – от облива противообледенительной жидкостью. Для тех, кто не знает – самолеты перед полетом обрабатывают специальной жидкостью, смесью гликоля с добавками, ведь без проведения этой операции при разгоне самолета, при его пробеге по взлетно-посадочной полосе может произойти обледенение, что может привести к страшным последствиям. 

Тем не менее, наши американские друзья подыскивают себе другого контрагента по обливу. При этом качество, насколько мне известно, их вполне устраивало, как и цена работ. Но… компания, осуществляющая облив, замыкалась на лицо, находящееся в санкционных списках – на олигарха Аркадия Ротенберга. Это, по всей видимости, и стало причиной отказа от услуг. 

Кроме того, как известно всем, интересующимся новостями гражданской авиации, «Дельта» отменила зимние рейсы в Москву. Похоже, руководство авиакомпании намерено максимально сокращать взаимодействие с героями санкционного списка, и это, на самом деле, может привести к одной, пока не очень «осязаемой» нами проблеме. 

Я однажды задумывался – почему американцы ввели персональные санкции первой волны именно против определенного круга людей, казалось бы, вообще никак не связанного с происходящим? Зачем, например, «наказывать» Ротенберга, который в чудесных отношениях с украинскими олигархами (например, Дмитрием Фирташем), и имеет собственность и интересы на Украине? Единственной более-менее адекватной теорией казалась теория расчета на будущий заговор олигархов, которые, увидев всю бесперспективность вывода честно заработанных миллиардов за рубеж, должны были отодвинуть Путина и устроить так хорошо знакомую нам «семибанкирщину». Пока не получилось, Владимир Владимирович смог перекупить друга назад путем возмещения потерь СМП-банку и передачи «вкусного» гос-заказа, но санкции то остались! 

Проблема тут, разумеется, не в отказе одной американской авиакомпании от услуги облива самолетов, вопрос значительно глубже. Всем известно, что Аркадий Ротенберг получает контроль над аэропортом «Шереметьево» путем слияния имущества аэропорта с денежными средствами оффшорной компании «TPS Avia». Соответственно, когда бенефициаром аэропорта станет лицо из санкционного списка, то – что? 

Переход европейских и американских авиакомпаний в другие аэропорты, с точки зрения непрофессионала, может и не так страшен – ну потеряет аэропорт деньги и долю, будет надолго отброшен назад в развитии, что вынудит государство в очередной раз «возмещать» потери «эффективным» собственникам по «классической» схеме под названием «прибыль – в оффшор, затраты – из казны». Читатель, впрочем, может возразить – вдруг никто никуда не уйдет. Тоже не исключаю, но пугает меня другое. 

Аркадий Романович – человек, который прекрасно разбирается в спорте, и неплохо – в торговых центрах. Насколько хорошо он разбирается в аэропортах – неизвестно. Да, можно сделать отсылку на то, что хорошая команда будет справляться сама, без вмешательства собственника, но, увы – этот «метод» диванных экспертов не работает. Ну не работает и все, без бдительного контроля, направления развития, корректировки курса, принятия решений об инвестициях в производство на высшем уровне любая работа подвержена закону возрастания энтропии – потихоньку разрушается. Я уже не говорю про такой сложный организм, как аэропорт. Профессиональный менеджер у руля – это важно и нужно, но в силу некоторых психологических причин он, скорее всего, не сможет обеспечить уверенного развития. 

Вспомните Стива Джобса, при котором компания «Apple» дважды покоряла «олимп» экономики – большинство его успешных проектов становились стандартами отрасли не «благодаря», а «вопреки» мнению рынка. Он сам менял рынок под себя, устанавливал новые стандарты. Для этого необходима большая смелость, но главное – это невозможно без соответствующих полномочий. Ибо цель собственника – рост предприятия, цель же наемного управляющего – продержать уровень предприятия, при возможности, конечно, повысить его – если, разумеется, нет какого-либо риска, а риск есть всегда, бизнес есть бизнес – и постоянно получать зарплату. Нельзя просто завалить «баблом» свое предприятие, и рассчитывать, что оно станет автоматически успешным. Если бы это работало, то все начинания гипер-корпораций приносили бы успех – но, как мы знаем, это далеко не всегда так, и убыточные дочерние проекты от мировых «гигантов» зачастую затягивают в пучину банкротства даже материнскую сильную компанию. 

И если я прав, то непрофильное управление активом, отсутствие должного контроля со стороны собственника и оффшорная схема изъятия прибыли рано или поздно (скорее рано) приведут к упадку, который не «перевесят» ни туннели под землей, ни новые терминалы. Рекламные буклеты о строительстве новых терминалов – это красивая ширма для публики, не разбирающейся в этом бизнесе. Жизнь, как это всегда бывает, сложнее, скучнее и мелочнее, и состоит не только из получения в конце месяца кругленькой суммы. 

А хотя - нужен ли новому собственнику аэропорта развивающийся цветущий актив? Если учесть опыт партнеров Ротенберга по «TPS» - господ Пономаренко и Скоробогатько – можно сделать вывод, что главную свою прибыль они получили, забрав себе Новороссийский морской торговый порт, и перепродав его втридорога. Видимо, то же самое ждет и аэропорт, вопрос только кому упадет этакое счастье. 

Так что передача аэропорта Ротенбергу грозит сразу двумя ударами – со стороны америкоевропейского сообщества, и в связи с внутренним разложением. Аэропорт, ведомый новыми менеджерами, поставленными Ротенбергом, уже стал убыточен. Когда в него перестанут летать все, кроме Аэрофлота и парочки лояльных компаний (утрирую, но, увы, не сильно), станет еще веселее, хотя, к тому времени, порт скорее всего уже будет продан через тот самый оффшор, прибыль раствориться в неизвестном направлении, а государству останется, пожав плечами, взвалить на себя весь груз восстановления технически сложного и стратегически важного объекта. 

Валерий Терихов

Accelerated with Web Optimizer