ЕЩЁ НОВОСТИ
ГлавнаяЭкономика › Глава Минфина РФ: о кризисе и санкциях, о резервном фонде и налогах

Глава Минфина РФ: о кризисе и санкциях, о резервном фонде и налогах

30.09.2014, 14:18

В аналитическом отчете Всемирного банка эксперты предупреждают о неотвратимости стагнации экономики в России в ближайшие годы – до 0,5 процента в 2014 году, 0,3 и 0,4 процента в 2015-2016 годах. Минэкономразвития прогнозирует рост экономики в текущем году также на 0,5 процента, рассчитывая на ускорение в 2015 году до 1,2 процента, а в 2016 - до 2,3 процента. 


На этом фоне министр финансов России Антон Силуанов в интервью агентству Рейтер заявил, что новый трехлетний бюджет РФ уязвим в условиях слишком оптимистичных прогнозов роста экономики, снижения цен на нефть, ограничений на заимствования, и что российским властям ни в коем случае нельзя допускать ослабления бюджетной и денежно-кредитной политики. Министр надеется, что эффект от санкций начнет стихать к концу следующего года, однако считает, что российские власти должны быть готовы к худшему варианту развития событий. 

«В условиях санкций нужно иметь сильный платежный баланс - около 4 процентов ВВП (профицита текущего счета) - и сильный бюджет, чтобы внешние факторы, цены на нефть, объемы продажи нефти и нефтепродуктов, не могли коснуться выполнения наших обязательств. Это ключевая задача». «Удалось ли нам решить ее в бюджете? Нам хотелось бы, конечно, иметь более жесткий бюджет», - сказал Силуанов. 

Глава Минфина назвал повышение налогов крайней мерой в случае, если Россия столкнется с острой нехваткой доходов, и сказал, что предпочтет в будущем тратить Резервный фонд, нежели повышать налоги. 

Правительство на прошлой неделе одобрило проект федерального бюджета на 2015 год и основные параметры на 2016-2017 годы, отказавшись от возврата налога с продаж, но впервые уже на стадии подготовки предусмотрело право потратить в следующем году до 500 миллиардов рублей из Резервного фонда на случай выпадающих доходов, а также 344 миллиарда рублей дополнительных поступлений от нефти и газа, которые должны были идти в Резервный фонд, - на замещение заимствований. 

Предшественник Силуанова экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин сказал агентству Рейтер, что санкции Запада будут стоить России по 1,0 проценту ВВП в 2014-2015 годах и пообещал несколько лет стагнации на грани рецессии. 

Силуанов затруднился оценить, во сколько санкции обойдутся России. «Я не могу сейчас дать точную оценку. Все зависит от того, сколько эти санкции продлятся, в каком формате будут существовать... Мы сейчас готовимся и прорабатываем варианты разных сценариев, в том числе, на случай самых худших событий». 

«Безусловно, санкции осложнили нам жизнь. Вопрос, являются ли санкции основой для снижения роста экономики, которое мы сейчас наблюдаем? Безусловно. В этом году у нас оценка 0,5 процента по году. На самом деле, может, будет даже и ниже. Конечно, все ограничения в торговле – это прямой ущерб для роста экономики». 

Он призвал затянуть пояса и стоять на страже жесткой денежно-кредитной политики. 

«Мы должны жить в новой парадигме, перейти несколько на другой уровень понимания экономической ситуации. Мы должны ужаться, выстроить экономическую модель с учетом новой макроэкономической ситуации». 

«Нам нужно очень жестко подходить к бюджету и денежно-кредитной политике. Ни в коем случае не переборщить со стимулом. Потому что ЦБ как только снизит ставки в этой ситуации - это негативно отразится на платежном балансе, вырастет инфляция, будет давление на рубль, рубль будет обесцениваться, это опять инфляция, это опять высокие ставки и пошло-поехало. Поэтому ни в коем случае этого нельзя допускать», - сказал Силуанов, добавив, что ЦБ и правительство придерживаются такого же мнения. 

«Нам надо жестко проводить нашу экономическую политику, подстраиваться под новую ситуацию, ни в коем случае не ослаблять ее. Только так мы можем пройти сложный период». 

«Очевидно, что нам надо больше рассчитывать на себя, иметь определенный запас прочности. Сейчас есть разговоры, что Россию могут отключить от свифта. Значит, будем более серьезно заниматься осуществлением платежей и передачей информации. За внешние границы это сделать уже гораздо сложнее, но есть в конце концов телетайпы, телефоны, телефаксы. Конечно, не хочется к этому возвращаться - это прошлый век. Но если такая ситуация будет, мы должны быть готовы». 

Силуанову официальные прогнозы Минэкономразвития кажутся завышенными. «Прогноз достаточно оптимистичный. Безусловно, в этом году, в следующем нам нужно очень хорошо постараться, чтобы обеспечить такие темпы роста», - сказал Силуанов, добавив, что правительство будет делать упор на помощь финансовому сектору, банкам, программе импортозамещения и инфраструктурных проектах. 

Другим серьезным риском для бюджета являются цены на нефть, которые уже опустились ниже отметки, заложенной в бюджете. В пятницу Urals стоил около $93 за баррель. «А мы бюджет балансировали на уровне $100 за баррель. Да, нас, конечно, сейчас немного «спасает» более низкий, чем закладывали в параметры бюджета, курс, потому что это - дополнительные доходы. Но как только геополитическая ситуация будет улучшаться, на что мы надеемся, курс будет крепнуть». 

Третий риск связан с возможностью занимать в условиях того, что внутренние займы в 2015 году больше чем удваиваются по сравнению с текущим годом, а внешние займы ограничены санкционным запретом на покупку российских еврооблигаций. «Есть риски того, что мы все не возьмем на внутреннем рынке, сколько запланировали, потому что 1,1 триллиона рублей - это очень большой объем заимствований». 

К тому же Силуанов опасается, что в случае больших заимствований банки, получив у ЦБ рефинансирование под залог ОФЗ, пустят их не на кредитование, а на покупку новых бумаг. 

«Сегодня ЦБ рефинансирует банки под залог кредитов, под залог активов. Если мы будем выпускать большой объем облигаций, то эти облигации тоже будут рефинансироваться у Центрального банка, но замещая рыночные кредиты. Таким образом, деньги не пойдут в экономику, а будут направлены банкам на покупку государственных бумаг». 



«Сейчас коммерческие банки снижают темпы кредитования, а экономике нужны ресурсы. Если мы будем проводить большие заимствования, это может негативно сказаться на рынке: банки будут покупать облигации в ущерб кредитованию экономики». Глава Минфина не стал оценивать вероятность выхода на внешние рынки в 2015 году, сказав, что министерство будет следить за ситуацией. 

«Все зависит от того, насколько жесткие будут настроения санкционные», - сказал Силуанов, выразив надежду на то, что эффект от санкций начнет стихать к концу 2015 года. В проекте бюджета на 2015 год предусмотрена возможность выпуска еврооблигаций в объеме $7 миллиардов. Кудрин говорил, что занимать за границей Россия сможет не раньше, чем через три года, и в значительно меньших масштабах. 

Силуанов также опасается, что Минфин может лишиться порядка 200 миллиардов рублей, заложенных в бюджете от приватизации, в том числе 100 миллиардов рублей поступлений от продажи пакета Роснефти в 2015 году. В случае, если риски воплотятся в жизнь и зарезервированных в бюджете на антикризисные меры 100 миллиардов рублей не хватит на покрытие дыр, правительство будет вынуждено сокращать расходы или тратить Резервный фонд. 

«Посмотрим, как будет развиваться ситуация. У нас есть возможность пересматривать расходы, которые мы приняли на 15-17 год, есть возможность использовать средства Резервного фонда. Но мы посмотрим, как будет развиваться ситуация, возможно, всего этого не потребуется». 

«В принципе, мы для этого и копили. Мы не должны проедать Резервный фонд на какие-то новые расходы, а если доходы в условиях снижения внешнеэкономической конъюнктуры сокращаются - для этого и создан Резервный фонд». 

«Конечно, если цена на нефть будет $80 за баррель, мы можем очень быстро проесть средства Резервного фонда. $1 - это порядка 70 миллиардов рублей (доходов)... значит минус 1,4 триллиона рублей (за год). Ну это если совсем ничего не делать по расходам. Естественно, в этой ситуации будем опять возвращаться к вопросу оптимизации расходов». 

На 1 сентября в Резервном фонде было 3,4 триллиона рублей ($91,7 миллиарда). «Налоги повышать не хотелось бы. Это совсем крайняя мера, к которой мы пока не планируем обращаться». 

Если придется выбирать между Резервным фондом и повышением налогов, «на первых этапах будем, безусловно, использовать Резервный фонд», сказал министр финансов.
Accelerated with Web Optimizer