Темы переговоров глав государств Таможенного союза с президентом Украины
24.08.2014, 15:19Во вторник 26 августа 2014 г. в столице Белоруссии – Минске пройдет встреча глав государств Таможенного союза с президентом Украины и представителями Еврокомиссии.
По мнению большинства политологов и экспертов, факт того, что переговоры пройдут в Минске, является крупным дипломатическим успехом белорусского лидера Александра Лукашенко. Ухудшение отношений между Россией и ЕС ослабляет давление Запада на А.Лукашенко, что особенно выгодно ему в преддверии президентских выборов в следующем году. Портить отношения с Белоруссией сейчас невыгодно никому – ни России, ни Украине, ни странам ЕС.
Это даёт белорусскому президенту «свободу рук», возможность выступать с нейтральной позиции в украинском конфликте, руководствуясь не только политическими, но и экономическими соображениями — стремлением укрепить экономические связи как с Россией, так и с Украиной на фоне «войны санкций» и распада российско-украинских производственных цепочек в некоторых отраслях. Белоруссия была выбрана площадкой для переговоров ещё и потому, что альтернативных посредников практически не осталось: единственным конкурентом Белоруссии могла выступить Швейцария, но, поддержав некоторые из антироссийских санкций, она перестала восприниматься Москвой как нейтральная сторона.
Состоятся ли двусторонние переговоры между Владимиром Путиным и Петром Порошенко, пока неизвестно.
Тем временем главным фактором в дальнейшем развитии событий на Донбассе по-прежнему остаётся позиция Москвы. Выживание ДНР и ЛНР напрямую зависит от того, каким образом и в каких размерах Россия будет оказывать им помощь. В условиях полномасштабной войны, разрушения экономики и исхода значительной части населения Россия — единственный фактор, который может поддержать жизнеспособность ДНР и ЛНР. Но для этого надо создать каналы снабжения населения народных республик всем необходимым.
22 августа Россия впервые показала, что готова делать это в одностороннем порядке, отправив гуманитарный конвой в ЛНР без окончательного согласования с официальным Киевом. Возможно, дальнейшие действия Москвы будут основываться на следующей логике:
— Россия не вмешивается в военные действия на востоке Украины — со стороны ДНР и ЛНР их ведут исключительно ополченцы и отдельные добровольцы из России и других стран, прибывшие туда в частном порядке;
— Россия не осуществляет поставки вооружений на Украину и финансирование ополченцев, но не препятствует частным лицам и отдельным организациям неофициально осуществлять разнообразную помощь ополченцам «обходными путями» (что было бы симметричным ответом на финансирование и организацию украинскими олигархами ультрарадикальных парамилитарных структур);
— Россия напрямую поддерживает социально-экономическую сферу ДНР и ЛНР, обеспечивая выживание населения и «остаточное» функционирование экономики.
Нельзя исключать, что главной задачей России в Минске будет попытка легализовать российское содействие экономике ДНР и ЛНР под гуманитарными лозунгами. Украина может сделать символические уступки в этом вопросе. Другое требование России — прекращение огня — по всей видимости, выполнено не будет.
В существующих условиях перемирие на Донбассе может привести к «замораживанию» конфликта и ускоренному формированию полноценных государственных структур ДНР и ЛНР (по приднестровскому сценарию). Для Петра Порошенко этот сценарий неприемлем, поскольку лишит его поддержки США и радикально настроенных сил внутри страны.
Для Порошенко переговоры в Минске — вынужденный шаг, имеющий лишь символическое значение. Несмотря на то, что следствием политики украинского президента уже стали тысячи жертв на востоке Украины, на Западе продолжают представлять его в образе миротворца, постоянно ссылаясь на т.н. «план Порошенко». Но реалии гражданской войны плохо соотносятся с этим образом, поэтому Порошенко время от времени надо делать символические жесты для его поддержания.
Власти Украины рассчитывали полностью подавить сопротивление на востоке страны уже к началу августа и поставить остальной мир перед свершившимся фактом. Но к середине августа военное наступление захлебнулось, и украинское руководство решило вновь продемонстрировать другим странам «миролюбивый» настрой и готовность договариваться.
Понимая сложное положение Порошенко, не добившегося быстрой военной победы, канцлер Германии Ангела Меркель решила оказать ему символическую поддержку и 23 августа она прибыла в Киев, где стороны , в числе прочих вопросов, согласовали позиции Украины и ЕС на переговорах в Минске — в первую очередь, реакцию на инициативы Москвы по гуманитарным вопросам и в сфере энергетики.
В Минске позицию ЕС будут представлять деятели второго плана – еврокомиссары, которые не будут иметь от Еврокомиссии и национальных правительств ЕС мандата на принятие самостоятельных решений.
Состоятся ли двусторонние переговоры между Владимиром Путиным и Петром Порошенко, пока неизвестно.
Неудача многосторонних переговоров по Украине, ведущихся с февраля, весьма показательна. Цель и Запада, и Киева — в том, чтобы сопротивление на востоке Украины было подавлено в как можно более быстрые сроки. До тех пор, пока этот сценарий остаётся теоретически осуществимым, любые переговоры будут восприниматься на Западе и в Киеве как способ тянуть время и отвлекать внимание от массовой гибели населения, насилия и разрушений на Донбассе. Предел уступок на переговорах мыслится Украиной как согласие на декоративную децентрализацию и принятие ограниченного количества российской гуманитарной помощи.
В то же время появляется всё больше оснований полагать, что киевским властям не удастся завершить войну до зимы. И лишь в этом случае военные неудачи, обострение социально-экономической обстановки и падение популярности власти могут вынудить Украину сесть за стол переговоров не только с Россией и странами ТС и ЕС, но и с представителями ДНР и ЛНР — конечно, если не будет сделана ставка на войну до полного разрушения украинского государства.
Игорь Путинцев