Жертвы ради Крыма
14.05.2014, 21:40
Республика Крым, в числе прочих, получит финансы, ранее выделенные на строительство моста через реку Лену и порт Тамань.
Правительство России срежет финансирование этих проектов и таким образом высвободит 112 млрд руб., которые достанутся портам Азово-Черноморского бассейна. Идеей серьезно недовольны в Минтрансе и ОАО РЖД, но источники "Коммерсанта" в Белом доме считают, что вопрос о закрытии проектов "практически решен".
Об отказе создания порта Тамань и строительства моста через Лену сообщил глава Минэкономики Алексей Улюкаев. Он заявил, что бюджетные средства будут направлены на "более приоритетные проекты": необходимости в Тамани нет, потому что "в Крыму пять глубоководных портов", а трафик по мосту через Лену "неочевиден".
Улюкаев отметил, что у государства есть резерв в 243 млрд руб., еще 112 млрд руб. рассматриваются как дополнительный источник для Крыма.
Хотя Владимир Путин неоднократно заявлял, что расходы по программам развития Крыма не потребуют пересмотра бюджета и проекты будут идти за счет резерва правительства, Белый дом ищет средства с апреля текущего года.
Срезать в пользу крымских проектов финансирование Тамани и моста через Лену Владимиру Путину предлагал его помощник Андрей Белоусов, сообщает "КоммерсантЪ".
Сухогрузный порт Тамань должен был заработать к 2018 году, а к 2020 году его грузооборот мог достичь 90 млн тонн в год. Стоимость проекта - 228 млрд руб., из которых только 76 млрд руб.- деньги государства.
Интерес к нему проявляли UCL Holding, Global Ports, СУЭК, "Металлоинвест", группа "Дело" и другие компании.
Проект перехода через Лену в Якутске предполагает строительство автомобильного моста длиной в 3,1 км, подходов к нему длиной 18 км и инженерно-технических сооружений. Реализовать проект должен был консорциум "Транспортные концессии (Саха)" в составе ВТБ, "Бамстроймеханизации", УСК "Мост" и института "Стройпроект", который в марте выиграл конкурс "Росавтодора" за 38,9 млрд руб.
"Ведомости" прямо пишут, что ради Крыма "правительство готово жертвовать инвесторами", и также упоминает компании, которые вместе с правительством готовы были финансировать проекты.
Так мост через Лену должны были строить с привлечением частных денег. Инвестор для строительства, консорциум "Транспортные концессии (Саха)", в начале апреля был объявлен победителем: он согласился на государственное софинансирование в 38,9 млрд руб., стоимость строительства оценивалась в 46,7 млрд руб. Частник должен вложить не менее 15% этой суммы, за шесть лет спроектировать и построить мост и затем обслуживать его в течение восьми лет.
"Отказ концедента (т. е. государства) в данном случае позволяет победителю конкурса требовать возмещения реального ущерба, - замечает Илья Скрипников из Dentons. - Задаток должен быть возвращен, вопрос в том, можно ли считать ущербом и расходы акционеров проектной компании на участие в конкурсе, например, оплату консультантов", - говорит эксперт.
"Закон о концессиях прямо указывает, что концессионное соглашение - это гражданско-правовой договор, - отмечает Роман Чураков из Herbert Smith Freehills. - По сложившейся судебной практике победитель общегражданского конкурса все-таки может принудить государство к заключению договора".
Он также отмечает, что на концессионных соглашениях эта норма еще ни разу не тестировалась.
"Инвесторы должны понять, что после присоединения Крыма финансирование будет перераспределяться в его пользу и закрытием двух транспортных проектов дело вряд ли ограничится. Цена Крыма, скорее всего, будет расти", - предупреждает партнер ФБК Игорь Николаев.