Крым – кто будет осваивать госконтракты и подряды?
06.04.2014, 14:42
Тот факт, что России придётся серьёзно потратиться на модернизацию инфраструктуры присоединённого полуострова Крым и решение ряда его социальных задач, сегодня мало кого волнует. Надо так надо.
И всё же, отнюдь не ради праздного любопытства, возникают вопросы: кому достанутся транспортно-инфраструктурные подряды и кто будет отстраивать туристический сервисный комплекс курорта?
Если Аркадий Ротенберг и его друзья из ТПС-групп Александр Пономаренко и Александр Скоробогатько, чью криминальную юность, вероятно, ещё помнят некоторые крымчане, или его украинский партнёр Дмитрий Фирташ, на пару с которым, через два кипрских оффшора, Ротенберг «подоил» Газпром на внушительную сумму, то Крым рискует превратиться в провальную дыру.
Все средства, выделяемые государством на строительство и развитие, можно сразу будет округлять в 5, а то и 10 раз. Ведь теперь России придётся компенсировать не только тендерные «откаты» и завышенные сметы, уже ставшие традиционными, но и «невыездной» статус, арестованные счета и прочие издержки экономических санкций, применённых Западом к некоторым так называемым «частным» российским инвесторам, постоянным участникам государственно-частных партнёрств.
Напомним, что на днях США расширили санкционный список, включив в него совладельца банка «Россия» Юрия Ковальчука, главу РЖД Владимира Якунина, бизнесменов Бориса и Аркадия Ротенбергов и Геннадия Тимченко.
Ранее в список граждан России, которым запрещен въезд в США и чьи активы на территории Соединенных Штатов будут заморожены, входили только политики.
А ещё ранее в Вене по запросу Федерального бюро расследований США был помещен в следственный изолятор украинский олигарх и партнёр Аркадия Ротенберга по махинациям с акциями Газпрома Дмитрий Фирташ, позже отпущенный под залог в 125 млн евро.
Так кто же будет осваивать государственные подряды по инфраструктурной модернизации Крыма, и какие суммы должна компенсировать Россия так называемым «частным» инвесторам за те потери, которые они, вероятно, понесут на рынке дорогой зарубежной недвижимости и потеряют в офшорах?
Вне всяких сомнений, распределение элитных земельных участков на первой береговой линии и местах, предназначенных под строительство торговых центров, не обойдётся без неразлучных Александра Пономаренко и Александр Скоробогатько. Ведь именно здесь 27 лет назад началась их дружба.
Согласно книге Константина Чернецова «Крым бандитский», ещё до того, как стать московскими банкирами, а затем прибрать к рукам Новороссийский морской порт, Скоробогатько и Пономаренко входили в группу, организовавшую «многопрофильный кооператив «Сейлем», который к августу 1990 г. именовался «кооперативным объединением» и включал в себя восемь комиссионных магазинов, ресторан, бары, центры технического обслуживания и автоперевозок, туристическую фирму, медицинский центр и др.
Затем в сферу объединения начали втягиваться несколько малых предприятий, но еще большее число или работали под сейлемовской крышей, или выполняли более-менее регулярные производственные заказы».
У кандидата в мастера спорта по боксу Пономаренко, пишет Чернецов, была кличка Пономарь, а в «Сейлеме» крутились деньги криминальных авторитетов.
Потом «авторитеты» поубивали друг друга, кто-то погиб при загадочных обстоятельствах, молодые же финансисты, имевшие доступ к «общаковским» деньгам, поехали покорять Москву.
Так на свет появился крохотный и вскоре объявивший себя банкротом Ялосбанк, а затем и Русский генеральный банк (РГБ), сыгравший на пару с банком «Никойл» свою неоценимую роль в поглощении Новороссийского морского торгового порта (НМТП).
После чего, на фоне невыплат долгов по зарплатам, забастовок доковых профсоюзов, скандалов, связанных с рейдерскими захватами компаний, работавших на территории порта, Скоробогатько (к тому времени уже депутат Госдумы) и Пономаренко стремительно входят в списки Forbes как долларовые миллиардеры.
Затем компаньоны продали свою долю акций НМТП группе «Сумма» Зиявудина Магомедова, а на полученные средства вместе с партнёром Владимира Путина по спаррингу Аркадием Ротенбергом учредили инвестиционную компанию ТПС, зарегистрированную на далёком острове Джерси.
В ходе реструктуризации компании офшор многократно менялся, но получить на 100% российскую прописку компания так и не рискнула.
Даже несмотря на увещевания президента, потребовавшего «деофшоризации страны», TPS Avia Group – дочерняя структура ТПС - так и не удосужилась замести свои кипрские следы, что, впрочем, не помешало компании победить в конкурсе по отбору главного инвестора Северной терминальной зоны «Международного аэропорта Шереметьево» (ОАО «МАШ») и заняться консолидацией разрозненных активов предприятий, работающих на территории аэропорта.
Правда, аналитики предупреждают, что методы, которыми действует TPS Avia Group, могут привести к обнулению государственной доли в пока ещё государственном ОАО «МАШ». Но на текущий момент подобная мелочь, похоже, никого не волнует.
Да и кого это может волновать, если в управлении «МАШ» уже давно сидят люди Ротенберга, Пономаренко и Скоробогатько, начиная от трёх заместителей гендиректора М. Василенко – Ceргeя Ярышeва, Aлeкcaндра Oлeйника, Aлeкcaндра Ильина, и заканчивая главным казначеем – Федором Сытиным, бывшим банкиром, с которым А.Олейник с 2006 года работал в Русском банке развития.
Эксперты указывают, что должность казначея является непубличной, закрытой для посторонних глаз. Как правило, казначеи работают на своих местах в течение многих лет, через них проходят все внутренние и внешние финансовые потоки компании, и они знают намного больше, чем все остальные.
Так что при наличии «ручного» казначея, определить истинные цифры инвестирования TPS Avia Group в Шереметьево не представляется возможным, и есть предположение, что в действительности аэропорт развивается исключительно на деньги, выделяемые государством, и на средства Пенсионного фонда, на которые строится «тоннель Ротенберга» под аэропортом.
Во всяком случае, с приходом в аэропорт TPS Avia Group видимых улучшений не отмечается, зато наблюдается сокращение производственных служб и попытки отправить грузчиков и прочих рабочих в отпуск за свой счет, вместо положенных оплачиваемых отпусков.
Кстати, об Аркадии Ротенберге, попавшем вместе со своим братом Борисом под санкции США. С большой долей вероятности в качестве утешительного бонуса Аркадию Ротенбергу будут переданы подряды на строительство транспортного перехода через Керченский пролив и ряд других объектов Крыма.
Как стало известно, госкомпания «Автодор» уже отобрала проект строительства моста через Керченский пролив, выполненный подконтрольным Ротенбергу ОАО «Гипротрансмост», оставив без внимания предложения других участников тендера.
Как было заявлено журналистам, выбор был сделан в сторону инноваций, а не стоимости работ.
Впрочем, как строит Аркадий Ротенберг, хорошо видно из отчётов Счётной палаты РФ, опубликованных газетой «Деловой Петербург» и ИА «Росбалт».
«По словам, Валерия Богомолова, стоимость строительства первой очереди автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург на участке 258–334 км превышена по сравнению со стоимостью строительства, подтвержденной госэкспертизой, на более чем 6,6 млрд рублей. А в первый год реализации проекта (2011-2012 годах) общая стоимость строительства составила 11, 868 млрд рублей.
При этом, доля инвестиций исполнителя в общем объеме капитальных вложений за этот же период составляет всего 2%, - отмечает «Новый регион». - Мировая практика не знает случаев подобного соотношения затрат бюджетных средств и привлеченных инвестиций, а именно: 98% к 2%, при реализации проектов государственно-частного партнерства».
Учитывая только что озвученные цифры, нетрудно догадаться, какие суммы Ротенберг с сотоварищами освоят в ближайшие годы в Крыму.
Вадим Астахов