Валентина Матвиенко предлагает временно наложить мораторий на перераспределение полномочий между различными уровнями бюджетной системы
25.03.2014, 14:14
Закрепление полномочий за нижестоящими органами государственной власти происходит без должной оценки их реальных финансовых возможностей, в связи с чем многие регионы сталкиваются с серьезными финансовыми проблемами. Об этом заявила Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко на научно-практической конференции «Бюджетный федерализм: итоги и перспективы».
«При этом, объемы выделяемых из федерального центра субсидий и субвенций, как правило, не покрывают расходы, необходимые регионам и муниципалитетам». Спикер СФ указала на то, что делегирование регионам дополнительных обязательств в социальной сфере сопровождается ограничением их самостоятельности в определении приоритетов финансирования своих расходных полномочий. В этой связи она выступила с инициативой, по крайней мере, на время наложить мораторий на перераспределение полномочий между различными уровнями бюджетной системы.
«Кроме того, следует отказаться от практики внесения в налоговое законодательство изменений, способствующих снижению доходов регионов, без учета их мнения и без определения источников компенсации выпадающих доходов».
Валентина Матвиенко отметила необходимость укрепления доходной базы нижестоящих уровней бюджетной системы.
«Это крайне наболевший вопрос, ведь налоги, переданные при разграничении бюджетных полномочий в ведение регионов и муниципалитетов, обеспечивают менее пятой части их доходов. Все остальное приходится на федеральные налоги. Причем, основным из них является налог на прибыль, чья собираемость очень зависит от экономической конъюнктуры».
В этой связи спикер СФ напомнила, что в 2013 году поступления по данному налогу оказались ниже прогнозируемых на 13 процентов вследствие замедления темпов экономического роста.
Совет Федерации, а также законодательные собрания субъектов Федерации неоднократно призывали к закреплению за региональными и местными бюджетами дополнительных налоговых доходов, включая те, что ранее были централизованы в федеральный бюджет, продолжила Валентина Матвиенко. Среди них она назвала 2 процента налога на прибыль, часть налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, а также плату за использование лесов.
Спикер СФ обратила внимание, что большая часть региональных бюджетов перенапряжена. «Для выполнения текущих обязательств субъекты Федерации вынуждены сокращать инвестиционные расходы и увеличивать долговые обязательства. Это, конечно же, тупиковый путь». Она отметила, что только по итогам прошлого года объем государственного долга регионов увеличился почти на 400 миллиардов рублей и превысил 1,7 триллиона рублей. «В структуре долговых обязательств значительно возросла доля рыночных заимствований, что увеличивает стоимость их обслуживания. Остаток задолженности по бюджетным кредитам на первое октября 2013 года составил 442 миллиарда рублей».
Касаясь вопроса о федеральной финансовой помощи, Валентина Матвиенко призвала повысить ее прозрачность и эффективность. «Думаю, для всех очевидно, что идея консолидации субсидий в виде, например, дотаций уже давно назрела, - констатировала она. - Это повысит степень финансовой самостоятельности регионов - позволит им распределять средства в соответствии с собственными приоритетами. А заодно освободит от ненужной работы и федеральные ведомства».
Нужно повышать эффективность бюджетных расходов, более тщательно выбирать приоритеты развития, согласовывать и увязывать региональные и федеральные государственные программы, продолжила спикер СФ. «Регионы должны более активно заниматься развитием своей экономики, поддерживать малый и средний бизнес, привлекать инвестиции, создавать новые рабочие места, заниматься модернизацией промышленности», - добавила она.
Именно поэтому Совет Федерации по предложению ряда законодательных собраний выступил с инициативой о предоставлении региональным законодательным собраниям права рассматривать государственные программы субъектов Федерации и вносить предложения об их изменениях, отметила глава палаты.
Министр финансов РФ Антон Силуанов в своем докладе обозначил ряд важнейших проблем, которые необходимо решать в рамках реализации принципа бюджетного федерализма. Он подчеркнул, что бюджетный федерализм включает в себя возможность регионов иметь четко очерченную доходную базу и участвовать в ее формировании. «Бюджетный федерализм не может существовать без доходной базы и возможности широкого маневра по исполнению расходных обязательств».
Вопросы межбюджетного выравнивания являются главными для обеспечения всех обязательств регионов, подчеркнул Министр.
«Бюджетные расходы должны быть предсказуемы и осуществляться по четко определенным правилам. При этом необходимо учитывать возможности субъектов Федерации».
Регионы значительно отличаются по своему социально-экономическому развитию, продолжил Антон Силуанов.
«Фактический уровень бюджетной обеспеченности до применения механизма выравнивания отличается в 17,5 раза. Между тем, регионы должны обеспечивать выполнение всех требований российского законодательства».
Выход из ситуации, по мнению Министра, заключается в предоставлении регионам дополнительных прав по управлению своими расходами. «В этом случае у них будет больше возможностей для бюджетного маневра в процессе исполнения расходных обязательств. Это тоже один из элементов бюджетного федерализма».
Говоря о проблеме межбюджетных трансфертов, Министр финансов РФ отметил, что в рамках бюджетного федерализма регионам нужно предоставлять больший объем дотаций. «В последние годы значительно – с 17 до 92 – выросло число субсидий регионам, объем финансирования достиг 515 миллиардов рублей. Через субсидии федеральный центр стимулирует субъекты Федерации выполнять общегосударственные задачи, но с другой стороны – регионы вынуждены тратить больше на софинансирование мероприятий, на которые выделяются эти субсидии. В итоге в бюджетах остается меньше средств на реализацию собственных приоритетов регионов». Антон Силуанов предложил укрупнить субсидии по принципу: на одну государственную программу должна приходиться одна, максимум две субсидии.
Министр финансов РФ поддержал предложение сенаторов о необходимости распределять субсидии законом о бюджете, а не подзаконными актами.
Одной из острейших проблем является долговая нагрузка региональных бюджетов. «Растут долги перед коммерческими банками. Регионам, объем долга которых превысили 50 процентов от размера бюджета, нужен особый контроль. Нельзя допустить дефолт субъектов Федерации. Мы готовы идти на рефинансирование коммерческого долга, замещая его более дешевыми бюджетными кредитами. Но и субъекты Федерации должны принимать на себя более жесткие обязательства», – подчеркнул Антон Силуанов.
В конференции, которая приурочена к 20-летию Совета Федерации Федерального Собрания РФ, также приняли участие Министр регионального развития РФ Игорь Слюняев, заместитель Председателя Счетной палаты РФ Вера Чистова, руководители региональных органов власти, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы.