Конституционная реформа на Украине, как политическая смерть для режима Януковича
15.02.2014, 21:09
Несмотря на амнистию своих сторонников, украинская оппозиция не собирается уходить из занимаемых её активистами административных зданий в центре Киева, передают киевские СМИ со ссылкой на заявление лидера оппозиционной парламентской фракции Украины «Батькивщина» Арсения Яценюка.
«В помещениях Дома профсоюзов, Украинского дома и Октябрьского дворца мы остаёмся. Что касается Майдана - мы остаёмся вопреки тому, что прокурор города сказал, что выпустит людей, если мы освободим не только все помещения, но и освободим весь Майдан. Этого не будет», - заявил Яценюк , отвечая на вопрос журналистов, будут ли освобождены оппозиционерами здания в центре Киева.
Яценюк также заявил, что видит главной задачей своей фракции на предстоящей пленарной неделе в Раде возвращение конституции Украины в редакции 2004 года.
«У нас есть политическая и юридическая база. И поэтому затягивание времени со стороны партии власти означает только одно: они не готовы на то, чтобы вести какой-либо диалог, они не готовы услышать украинский народ, который требует новой власти, новой конституции, нового президента и нового правительства», - отметил глава фракции.
По его словам, если в течение следующей пленарной недели не будет достигнут результат в стенах парламента по вопросу конституции, «это означает, что власть идёт на обострение и эскалацию ситуации, и тогда это решение будет приниматься не в парламенте, а на улице».
Ранее пресс-секретарь националистической партии «Свобода» Тарас Косивский заявил журналистам, что митингующие на Майдане Незалежности в Киеве примут решение о разблокировании административных зданий, захваченных ими ранее в столице и ряде регионов страны, на «народном вече» 16 февраля.
«Решение будет озвучено на воскресном вече», - подчеркнул он.
Напомним, в чем суть реформы, которой добивается украинская оппозиция.
25 января 2014 года президент Украины Виктор Янукович на встрече с лидерами оппозиционных фракций согласился на проведение конституционной реформы. Под ней на Украине подразумевают, главным образом, повторное введение в силу основных положений той редакции конституции, которая была принята в декабре 2004 г. и действовала с января 2006 г. по сентябрь 2010 г.
В этот период полномочия президента были существенно ограничены за счёт расширения полномочий парламента и правительства. Возврат к этой системе грозит Януковичу практически полной потерей власти.
Во-первых, президент потеряет свободу рук при выборе кандидатуры на должность главы правительства: фактически это полномочие перейдёт к парламентскому большинству.
Во-вторых, президент никак не сможет влиять на назначения и отставки членов правительства, за исключением глав МИДа и минобороны. В-третьих, президенту потребуется одобрение парламента на осуществление ряда иных кадровых полномочий, в т.ч. на назначение министров иностранных дел и обороны, глав спецслужб, отставку генерального прокурора и др.
Без поддержки парламентского большинства президент не сможет реализовать свои ключевые полномочия и утратит влияние на исполнительную власть.
В том случае, если должность премьер-министра займёт кандидат от оппозиции, именно он получит возможность принимать ключевые политические решения. У Украины уже есть опыт подобного рода.
Исторический опыт (2006 – 2010 гг.)
Президент Виктор Ющенко на рубеже 2004 – 2005 гг. получил власть в обмен на проведение конституционной реформы. Со времени её вступления в силу с 2006 г. Ющенко непрерывно терял политическое влияние. К руководству правительством пришли политические оппоненты Виктора Ющенко – вначале Виктор Янукович, затем Юлия Тимошенко.
Острая борьба за власть между президентом и главой правительства приводила к тому, что страну постоянно сотрясали политические скандалы.
Президент Ющенко дважды принимал решение распустить неподконтрольную ему Верховную раду.
В 2007 г. правительство Януковича не смогло предотвратить неконституционный роспуск парламента и утратило власть.
В 2008 г. правительство Тимошенко действовало более решительно: оно успешно блокировало указ президента о роспуске Верховной рады.
Правительственная чехарда приобрела несуразные формы. Более двух лет (с декабря 2006 г. по март 2009 г.) не принималось решение о назначении главы службы безопасности Украины.
В декабре 2006 г. парламент отправил в отставку главу МИД Бориса Тарасюка, но по указу президента он продолжил исполнение своих обязанностей и в январе 2007 г. совершил несогласованный с правительством визит в Чехию. Похожих случаев в других ведомствах (МВД, генпрокуратура, фонд госимущества и др.) было немало.
Как следствие, нарушалась согласованная работа государственных структур, а принцип коллективной ответственности правительства за проводимую политику размывался: каждый министр или глава крупного ведомства мог вести самостоятельную политическую игру с парламентскими группами, пользоваться разногласиями президента и главы правительства.
Показательны также два других случая, произошедших в президентство Ющенко. В мае 2007 г. возник открытый конфликт между президентом Ющенко и главой МВД Василием Цушко по вопросу о переподчинении внутренних войск президенту. Это происходило на фоне противостояния различных силовых структур у здания генпрокуратуры.
Другой пример – подписание «газовых контрактов» в Москве в январе 2009 г.: по утверждениям Виктора Ющенко, глава правительства Юлия Тимошенко имела президентскую директиву, но не выполнила её. Таким образом, ключевой для украинской экономики вопрос был решён премьер-министром самостоятельно, в обход мнения президента...
А в настоящее время участники акций протеста блокируют шесть зданий органов государственной власти и местного самоуправления: Ивано-Франковскую, Львовскую и Тернопольскую областные государственные администрации, а также Киевскую городскую госадминистрацию, Сокальскую районную госадминистрацию Львовской области и сессионный зал Полтавского облсовета.
Срок, отведённый законом об амнистии для освобождения админзданий и транспортных путей, истекает 17 февраля.
Ситуация на Украине обострилась в начале 2014 года. 16 января Верховная рада Украины приняла ряд поправок в законодательство, предусматривающих уголовную ответственность за экстремизм.
Также было ужесточено наказание за организацию массовых беспорядков (так называемые «законы 16 января»).
В ночь с 19 на 20 января демонстранты подожгли несколько грузовиков и автобусов, которые спецназ использовал для перегораживания проезжей части. 20 января манифестантам удалось использовать остовы сожжённых автобусов для возведения новых баррикад в районе главного входа стадиона «Динамо».
Днём 23 января между сторонами конфликта было объявлено перемирие. Однако противостояние перекинулось на регионы Украины. Протестующие заняли здания администраций в нескольких городах. 25 января были захвачены здания региональных администраций в Полтаве, Виннице и Чернигове.
Сторонники оппозиции снова начали переговоры с администрацией президента Украины.
27 января власти договорились с протестующими об отмене «законов 16 января».
В итоге в ночь с 29 на 30 января Рада большинством голосов приняла законопроект об амнистии участников беспорядков. 31 января президент Украины подписал законопроект об амнистии участников протестов.