Предолимпийский 2013 год стал наихудшим для экономики России
28.12.2013, 15:49
За период с января по октябрь 2013 года число бедных в РФ увеличилось на 0,6 млн человек по сравнению с январем-октябрем 2012 года и составило 17,8 млн россиян, сообщает Росстат.
В январе-сентябре 2012 года доходы ниже прожиточного минимума имели 17,2 млн россиян.
Таким образом, уточняет издание "Финмаркет" уровень бедности в РФ в январе-сентябре 2013 года вырос до 12,6% с 12,1% в январе-сентябре 2012 года.
В III квартале уровень бедности составил 12,1% (в III квартале 2012 года - 11,6%), во II квартале - также 12,1%, в I квартале - 13,8%.
Прожиточный минимум в РФ, согласно данным Росстата, в III квартале 2013 года увеличился до 7 тыс. 429 рублей на человека в месяц с 6 тыс. 643 рублей в III квартале 2012 года.
В целом по России среднедушевые денежные доходы населения в III квартале 2013 года составили 24 тыс. 942 рубля в месяц (в III квартале 2012 года - 23 тыс. 115 рублей), что составляет 335,7% от величины прожиточного минимума (в III квартале 2012 года - 348,0%).
В свою очередь издание "Ведомости" также сообщают, что предолимпийский 2013 год стал для экономики России худшим после кризиса. Наступающий олимпийский 2014 год улучшений не сулит, отмечают эксперты, опрошенные газетой.
В 2013 г. рост российской экономики почти остановился, пишут "Ведомости". Замедление, начавшееся в середине 2012 г., перешло в резкое торможение, затем в III кварталае проищошла техническая рецессия. В сравнении с 11 месяцами прошлого года, по оценке Минэкономразвития, экономика выросла всего на 1,3%. "Это действительно год упущенных возможностей", — подвел итоги замминистра экономического развития Андрей Клепач.
Вслед за Минэкономразвития, четырежды понижавшим прогноз в этом году, волна переоценки потенциала роста экономики — вторая после кризиса 2008 г. — прокатилась и по рынку, пишет Наталия Орлова из Альфа-банка, мнение которой приводит газета..
Единственным источником роста экономики остается частное потребление, поддерживаемое повышением зарплат бюджетников и кредитованием. Но в 2014 г. темпы роста потребления замедлятся, считают в Центре развития ВШЭ, на 2014 г. такого сильного (10-11% в реальном выражении) роста зарплат бюджетников не запланировано (3%, по прогнозу Минэкономразвития).
Спад инвестиций произошел прежде всего из-за государства, завершившего масштабные моностройки, и госкомпаний, завершивших крупные инвестпроекты.
Заметный рост инвестиций в номинальном выражении наблюдается только в добыче несырьевых полезных ископаемых, торговле и сфере организации отдыха, в остальных — спад, отмечает Евгений Надоршин из АФК "Система", (его мнение также приводят "Ведомости") то же, соответственно, и с прибылью (спад почти на 17% за три квартала), а это помешает увеличить инвестиции и в будущем.
На фоне низкой базы 2013 г. инвестиции все-таки могут показать рост на 2% и без всякого оживления, в таком случае темпы роста ВВП могут составить 1,7-1,8%, ожидают эксперты Центра развития. Минэкономразвития пока рассчитывает на более высокий рост инвестиций (3,9%): замораживание тарифов увеличит прибыль предприятий, и удастся убедить естественные монополии не сокращать инвестпрограммы, отмечает издание.
Бизнес предпочитает копить.
Ожидать, что в 2014 г. при сохранении слабого роста экономики все изменится, причин нет. В итоге разрыв между инвестициями и потреблением продолжит расти, инвестиции снова могут сократиться — на 1,5%, полагает Орлова. Без их восстановления рост экономики в 2014 г. может составить лишь 0,8-1%, считает Дмитрий Белоусов из ЦМАКП, цитируемый "Ведомостями".
Ухудшение экономической ситуации, в свою очередь, еще больше ухудшит качество активов на банковских балансах, запустив вторую волну "сокращений" в банковском секторе, не исключает Надоршин: "В следующем году экономику России ожидает полномасштабный кризис, пусть и не такой острый, как в 2008-2009 гг.". Кризис уже начался, считает Белоусов.
И еще несколько мнений экспертов приводят "Ведомости".
Началась "прозябательная полоса", у которой есть и психологические причины, считает директор Института экономики РАН Руслан Гринберг: "Наше правительство все время ждет от частного сектора рывка. На самом же деле мы наблюдаем тотальный бюрократический гнет над бизнесом. Приходят и говорят: “Ваш бизнес стал настолько успешен, что начинает соответствовать нашим интересам” — у нас не Doing Business, а “доинг бизнес”, от слова “доить”. Люди не хотят долгосрочно думать из-за того, что государство очень сильно вмешивается в их активы".
За темпы роста ближайших лет биться бессмысленно, считает научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин: "Что будет в 2014 г.? То же, что и в 2013 г. Мы должны себе ставить задачу не на 2014 г., а на 50 лет вперед. Когда вы развиваетесь темпом 1,5% в год, как развитые страны, не будучи развитой страной, значит, вы не развиваетесь. Надо научиться конкурировать, а для этого — вы будете смеяться — подумать, как в ближайшие 5-10 лет поднимать настроение: когда оно у всех дохлое, мы никуда не двинемся".
У России есть огромные шансы, уверен Ясин: "Но мы никуда не сдвинемся, если не будет серьезных реформ, лежащих не в плоскости экономики, а в плоскости политической и правовой".