ЕЩЁ НОВОСТИ
ГлавнаяЭкономика › Высокотехнологичные отрасли и финансовый сектор РФ поставлены под тотальный контроль зарубежных спецслужб

Высокотехнологичные отрасли и финансовый сектор РФ поставлены под тотальный контроль зарубежных спецслужб

23.09.2013, 17:08

1 августа президент России Владимир Путин одобрил документ, в котором прописаны наиболее важные приоритеты в политике информационной безопасности РФ до 2020 года. Основными угрозами международной информационной безопасности были названы киберпреступления, противозаконный доступ к компьютерной информации, использование интернет-технологий, как информационного оружия в террористических или военно-политических целях, а также для «нарушения общественного порядка», «вмешательства во внутренние дела государств», «пропаганды идей, толкающих к насилию» и «разжигания вражды». 


 Очень бы хотелось надеяться, что откровения американского шпиона-перебежчика Эдварда Сноудена действительно заставили российского президента задуматься над существующей проблемой, а дальнейшие действия властей будут более ответственными, чем банальная борьба с угрожающими режиму «сетевыми хомячками», разоблачающими коррумпированных чиновников. 

Дело в том, что угроза информационной безопасности страны гораздо шире, чем отслеживание иностранными спецслужбами электронной почты, взломы государственных сайтов или шпионская деятельность айподов, которыми с легкой руки Дмитрия Медведева, еще в бытность его президентом, были обеспечены едва ли ни все госчиновники. 

 Активность провокаторов, действующих в соцсетях и за иностранные гранты будоражащих общественное спокойствие, это, в общем-то, мелочь. Хотя почему-то именно она главным образом беспокоит власть, в то время как не без помощи отечественных высокопоставленных персон под тотальным контролем зарубежных информационных систем в России оказались многие высокотехнологичные отрасли и финансовый сектор. Что, в свою очередь, позволяет транснациональным корпорациям довольно эффективно переориентировать наш внутренний рынок в свою пользу, например, нужным образом организовав грузовые, пассажирские и финансовые потоки. 

 Слепая практика приобретения готовых технологических решений за рубежом привела к тому, что в руках у западных партнеров оказались не только сами информационно-технологические продукты, но и центры обработки данных наших национальных компаний, не имеющих прав на коммерческую тайну и никак не защищенных перед своими зарубежными конкурентами. А наиболее зависимыми оказались высокотехнологические отрасли, к которым, в первую очередь, относится российская гражданская авиация. 

Дело в том, что практически все отечественные авиакомпании, включая и «Аэрофлот», обслуживаются в глобальных распределительных системах, управляемых и контролируемых из-за рубежа. 

 Однако не стоит думать, будто бы за пренебрежительным отношением российских авиапредприятий к отечественным ИТ-решениям стоит банальная близорукость. По мнению некоторых отраслевых журналистов, система «откатов», получаемых от западных партнеров и остающихся на зарубежных счетах, играет в данном случае ключевую роль. 

А значит, действует принцип: «чем дороже продукт, тем лучше для узкого круга топ-менеджеров». И совершенно не важно, что продукт порой не русифицирован, что его невозможно подстроить под национальные правовые нормативы, что базы данных хранятся на серверах прямых конкурентов и т.д. 

 В качестве примера можно привести приобретение все тем же «Аэрофлотом» очередной грузовой системы обработки авиагруза Cargospot, которой он заменил приобретенную ранее SSC. Особенность Cargospot состоит в том, что ее невозможно перевести на русский язык, а потому агенты авиакомпании, организуя перевозки даже внутри России, вынуждены работать на английском языке. 

Любопытно, что этот продукт приобретен у той же самой компании, что и забракованная SSC. Встает вопрос: не слишком ли дорогостоящие эксперименты проводит главный национальный перевозчик и почему покупает два неэффективных продукта у одной и той же компании? Не менее тревожные вопросы вызывает и деятельность некоммерческой организации SITA, созданной под эгидой международной ИАТА (Международная ассоциация воздушного транспорта) и призванной способствовать внедрению в гражданскую авиацию новых информационных стандартов, а в действительности довольно жесткими методами ставящую отечественные авиапредприятия в информационную и технологическую зависимость от западных корпораций. 

 В результате такой практики международные экспедиторские сети уже давно управляют грузопотоками в нашей стране и снимают основную прибыль с захваченного логистического рынка. 

А национальные авиаперевозчики превращены в наемных гастарбайтеров, подчиненным иностранным операторам и таскающим за малую долю грузы мимо своей страны в крупнейшие «хабы» Европы и Азии. Поэтому абсолютно не удивительно, что несмотря на колоссальный обмен товарами между азиатскими и европейскими государствами, объем грузов, обрабатываемых в российских аэропортах, за последние годы почти не увеличился. Мимо страны проходят и грузы, и деньги. 

Как видно из вышесказанного, вопрос информационной безопасности страны – тема довольно обширная и выходит далеко за рамки хакерских атак или провокационной деятельности в социальных сетях. Ее невозможно решить без привлечения отраслевиков-профессионалов, которые с цифрами в руках могли бы показать главе государства, сколько миллиардов рублей теряет Россия от внедрения той или иной зарубежной информационной системы, а также предложить существующие альтернативные отечественные решения. 

 Но научная и отраслевая общественность, к сожалению, не имеет у нас в стране ни голоса, ни доступа к президенту, а речи советников, чиновников и олигархов нам всем хорошо известны. 

Поэтому вероятнее всего шумиха вокруг информационной безопасности закончится банальной охотой на «сетевых хомячков» и хакеров, баловства ради взламывающих государственные сайты. 

Для них ФСБ уже предложило ужесточить меру наказания до 10 лет. 

Интересно, сколько же в таком случае лет каторги должны получать отраслевые чиновники и топ-менеджеры государственных компаний, с чьей лёгкой руки западные корпорации получают полный контроль над национальными предприятиями, имея возможность читать их базу персональных данных и подменять национальное законодательство навязанными технологическими стандартами?

Сергей Чибисов

Accelerated with Web Optimizer