"Леди Блант" и "Мессия" встретились в Оксфорде
17.06.2013, 14:05
В Оксфордском музее Ашмола - старейшем музее Великобритании - открылась первая в истории Британии выставка, посвященная инструментам прославленного итальянского скрипичного мастера Антонио Страдивари.
На ней представлен 21 инструмент золотого периода Страдивари с 1700 по 1725 год - не только скрипки, но и виолончели, гитара и мандолина.
Всего в мире сохранилось более 650 инструментов из примерно тысячи сделанных мастером.
“Если можно было бы разделить инструменты Страдивари на “крестьян” и “знать”, то на этой выставке представлены самые знатные, самые великие из его инструментов, “жемчужины” многих коллекций”, - с гордостью рассказывает куратор Джон Уайтли.
Не так легко было уговорить владельцев скрипок и музыкантов расстаться с бесценными инструментами на два месяца, в течение которых в Оксфорде будет идти выставка.
"Струнная знать"
У каждого инструмента, как у человека, свое имя. Так на выставке можно познакомиться со скрипками "леди Блант", "Мессия", "Виотти" и виолончелью "Бата-Пятигорский", которая носит имя двух игравших на ней известных музыкантов - голландца Александра Батта и родившегося в России и жившего в США виолончелиста Григория Пятигорского.
"Я долго играл на "Батта" просто для себя, прежде, чем исполнить на ней свой первый концерт. Я был с ней один на один, мы были как молодожены," - писал Пятигорский в своей автобиографии.
Скрипка "леди Блант", когда-то принадлежала правнучке лорда Байрона. В 1971 году она стала самой дорогой в истории скрипкой, проданной в аукциона Sotheby’s за 200 тысяч долларов, а в 2011 году она ушла с молотка за 16 миллионов долларов.
Неудивительно, что на время выставки в Нажать музее Ашмола введены повышенные меры безопасности. Общая стоимость экспонатов - несколько сотен миллионов фунтов стерлингов.
Сегодня инструменты мастера стали действительно выгодным капиталовложением.
“Это очень грустно. Скрипки Страдивари стоят сейчас так дорого, что солисты, музыканты уже не в состоянии их купить,” – сказал Джон Уайтли в интервью Би-би-си.
Скрипки Страдивари покупают коллекционеры и крупные банки, а затем дают на них играть знаменитым скрипачам. Уайтли отмечает однако, что астрономическая стоимость этих инструментов обеспечивает их сохранность.
"Если у вас есть скрипка, стоящая несколько миллионов фунтов, вы ее точно не потеряете, не дадите на ней попиликать маленьким внукам и случайно не сядете на нее", - говорит он.
Любимица Страдивари
Самая знаменитая скрипка на выставке – принадлежащая музею Ашмола "Мессия", сделанная Cтрадивари в его родном городе Кремона в 1716 году. Рассказывают, что это была любимая скрипка Страдивари и что он с ней не раставался до самой смерти.
Скрипка получила такое название, потому что в течение ее почти 300 летней истории владельцы очень редко вынимали из футляра. Однажды зять некогда владевшего этим инструментом французского коллекционера Жана Батиста Вийома сказал “Эта скрипка - как Мессия. Ее появления ждут, но она не приходит!”
"Мессия" была подарена музею Ашмола семейством Хиллов в 1939 году при строжайшем условии, что ней никогда не будут играть. Хиллы поняли, что бесценный инструмент не выдержит частой игры. До этого на "Мессии" все-таки успели поиграть такие известные скрипачи, как Акилле Симонетти, Натан Мильштейн и Иегуди Менухин.
Но сегодня инструмент выглядит так, как будто Страдивари только что покрыл его последним слоем лака.
Музыкальная палитра
Знаменитый канадский скрипач, лауреат премии “Грэмми” Джеймс Энес отмечает, что скрипки Страдивари не рассчитаны на любителя. Они требуют определенного нажима и скорости смычка.
По его мнению, на этих скрипках должен играть профессионал. “Вы же не будете встречать ребенка из школы на гоночной машине”, - пишет он предисловии к каталогу выставки.
А что же особого дают эти скрипки музыканту-профессионалу, спрашиваю я маэстро.
“Представьте себе, что вы художник, и вы всегда писали лишь черной и белой краской, и вдруг в вашем распоряжении оказалась необыкновенно широкая палитра цветов”, - сказал Энес, который играет на собственной скрипке Страдивари 1715 года.
Он рассказывает, что скрипка продолжает его удивлять, время от времени издавая доселе незнакомые ему звуки.
“Инструмент как будто бы поет. Звук необычайно чистый, и громкий по сравнению с другими инструментами”, - добавляет скрипачка Сесилия Стинтон, играющая на скрипке Страдивари 1720 года.
В поисках секрета Страдивари
Вот уже много лет ученые, физики, специалисты по акустике, изучают скрипки Страдивари в то время, как химики пытаются выявить состав красок и лака мастера.
"На самом деле, подобно Ванг Гогу, Тернеру или Леонардо да Винчи, Страдивари был гением. Несмотря на все слухи, он пользовался самым обычным лаком, и древесина у него была самая обычная древесина из тирольских лесов – ель."
Джон Уайтли, куратор выставки
Принято утверждать, что объяснение кроется в потерянном секрете краски или лака, которыми покрывали инструменты, чтобы защитить их от личинок и грибка. Другие считают, что дело в древесине.
Особую плотность древесины, использованной в инструментах Страдивари, ученые объясняют необычайно холодными зимами в Западной Европе в конце XVII-начале XVIII вв.
Деревья в то время росли медленно – об этом свидетельствуют их годовые кольца, тесно прилегающие друг к другу. Древесина становилась особенно плотной, а это придавало инструментам специфическое звучание.
Вместе с тем, бытует мнение, что секрет Страдивари лежит в длительности высыхания древесины – Страдивари работал только с очень сухим деревом.
"Мы ведь не спрашиваем, почему Ван Гог - великий художник, и не пытаемся объяснить его достижения тем, что у него были особые краски, или что он использовал особый холст для полотен, или тем, что кисти у него были лучше, чем у других", - говорит куратор выставки Джон Уайтли.
Он не верит в существование особого секрета Страдивари. "На самом деле, подобно Ванг Гогу, Тернеру или Леонардо да Винчи, Страдивари был гением. Несмотря на все слухи, он пользовался самым обычным лаком, и древесина у него была самая обычная древесина из тирольских лесов – ель", - говорит куратор выставки Джон Уайтли.
Оксфордские скрипки
В маленькой скрипичной мастерской “Оксфордские скрипки” неподалеку от музея работают три мастера. Для изготовления скрипок и смычков они пользуются инструментами, которые мало изменились за последине 300 лет.
Один из них, Бруно Гасталла тоже не верит в секрет Страдивари и объясняет успех мастера необыкновенным талантом и его готовностью экспериментировать.
“Каждый инструмент Страдивари отличается от других его инструментов. Он постоянно активно искал новое, присматриваясь, прислушиваяь к скрипкам”, – говорит Гасталла.
Скрипки на выставке демонстрируют, как Страдивари постепенно, по миллиметру изменял формы своих скрипок, понемногу укорачивал углы, делал скрипки более мощными, приземистыми. Краски желтоватых оттенков раннего периода сменяются огненно красными краскими более познего времени.
Похоже, на стороне Страдивари оказалось и время.
“Старым скрипкам уже по 300 лет. Это означает, что содержащийся в древесине сок и смола затвердели, превратились в янтарь. В результате со временем скрипки становятся плотнее”, - говорит изготовитель смычков Марк Якушкин.
Источник: www.bbcrussian.com