В Казани возобновляется суд по делу о гибели "Булгарии"
27.05.2013, 12:05
Московский районный суд Казани в понедельник возобновляет рассмотрение дела о крушении прогулочного теплохода "Булгария" в июле 2011 года.
Кораблекрушение в Куйбышевском водохранилище на Волге стало второй по числу погибших катастрофой на речном флоте в истории России после трагедии "Александра Суворова" в 1983 году.
На скамье подсудимых пять человек. По версии следствия, ответственность за случившееся несут как компания-субарендатор теплохода и недобросовестные чиновники контролирующих органов, так и экипаж судна.
Слушания начались 6 мая 2013 года, однако практически сразу был объявлен перерыв, поскольку судья удовлетворил ходатайства подсудимых Ирека Тимергазиева и Владислава Семенова о предоставлении им дополнительного времени для ознакомления с материалами дела. Суд также разрешил подсудимым во время заседаний пользоваться ноутбуком и вести аудиозапись.
Обвинения предъявлены гендиректору ООО "АргоРечТур" (субарендатор теплохода) Светлане Инякиной, старшему эксперту Камского филиала Российского речного регистра Якову Ивашову, начальнику Казанского линейного отдела Волжского управления Госморречнадзора Ространснадзора Иреку Тимергазиеву, главному госинспектору того же отдела Владиславу Семенову, старшему помощнику капитана Рамилю Хаметову.
В зависимости от роли каждого им инкриминируются оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, нарушение правил безопасности эксплуатации внутреннего водного транспорта, нарушение правил охраны труда, злоупотребление должностными полномочиями.
Четверо подсудимых находятся под стражей, помощник капитана Хаметов, который ранее проходил по делу как потерпевший и, по словам выживших участников катастрофы, активно помогал людям спастись - под подпиской о невыезде.
Капитану "Булгарии" Александру Островскому и старшему механику Владимиру Подъячеву обвинения не предъявлялись в связи с их гибелью при крушении.
Ввиду большого количества потерпевших (официально в списке значатся 179 человек) и свидетелей судебные заседания проводятся в здании казанского дома культуры "Юность".
"Непосредственной причиной затопления явилась негодность судна к плаванию как по своему техническому состоянию, так и по уровню подготовки его экипажа", - заявил накануне начала процесса представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин.
Неквалифицированная команда
За полтора года были допрошены свыше тысячи свидетелей и проведены 250 экспертиз, самой значимой из которых явилась комплексная судоводительская и инженерно-техническая экспертиза, проводившаяся с августа 2011-го по март 2012 года. Именно после нее следствие пришло к выводу, что за гибель людей отвечают не только субарендатор и должностные лица контролирующих органов, но и экипаж судна.
По данным следствия, команду набирали с улицы, а потом месяцами не платили ей зарплату. Из 36 членов экипажа квалификационные свидетельства, обязательные на речном транспорте, были всего у пяти человек.
"Причиной затопления явилась негодность судна к плаванию как по своему техническому состоянию, так и по уровню подготовки экипажа"
Владимир Маркин,
официальный представитель Следственного комитета
"В ходе допросов большинство членов экипажа пояснили, что не знали своих задач во время чрезвычайных ситуаций, с ними не проводилась отработка действий по сигналу тревоги. При приеме на работу с членами команды не проводился инструктаж, а субарендатор судна Светлана Инякина с большинством даже не заключала трудовых договоров", - заявил руководитель следственной группы Руслан Галиев.
"Члены экипажа еще в предыдущих рейсах говорили о серьезных технических проблемах на судне, но владельцы сделали лишь косметический ремонт. Из-за задержек зарплаты и плохого технического состояния часть экипажа даже отказалась выходить в плавание. Но капитан судна уговорил их отработать еще один рейс", - добавил он.
Как выяснилось, проблемы на "Булгарии" обозначились еще до начала навигации, когда судно стояло в Перми, однако устранены они не были.
По версии обвинения, эксперт Речного регистра Яков Ивашов из корыстных побуждений оформил бумаги на якобы проведенный капитальный ремонт корабельного дизеля и подписал акт внеочередного освидетельствавания судна.
Из пятерых подсудимых виновным себя признал только главный инспектор казанского линейного отдела Госморречнадзора Владислав Семенов.
Последнее плавание
Двухпалубный теплоход "Булгария" водоизмещением 77,4 тонны, построенный в 1955 году в Чехословакии, совершал увеселительный круиз по маршруту Казань-Болгар-Казань.
Катастрофа случилась на обратном пути около 14:00 10 июля в Куйбышевском водохранилище на территории Татарстана. Во время грозы корабль внезапно перевернулся и затонул почти мгновенно.
На борту находился 201 человек. Погибли 122 пассажира и члена экипажа, в том числе 28 детей. Спаслись 79 человек, большинство из которых подобрал пассажирский теплоход "Арабелла".
Капитан Алексей Смирнов, долгое время водивший по Волге суда такого же класса, как "Булгария", в интервью Русской службе Би-би-си после катастрофы предположил, что "Булгария" слишком резко и на высокой скорости совершала правый поворот, а в борт в этот момент ударила крупная волна.
Главное вещественное доказательство по делу - сам теплоход - стоит на мели у берега в трех километрах от места крушения. До окончания судебного процесса его решено не утилизировать.
Ранее Нажать капитаны проходивших по реке в момент катастрофы сухогруза "Арбат" и буксира-толкача "Дунайский-66" Юрий Тучин и Александр Егоров были оштрафованы соответственно на 130 тыс. и 190 тыс. рублей за неоказание помощи терпящим бедствие. Суды ограничились денежным взысканием, поскольку в обоих случаях имелись обстоятельства, смягчающие вину.
Источник: www.bbcrussian.com