Началось массированное наступление на офшоры
15.05.2013, 15:40
Счетная палата России обратилась к парламенту страны с предложением ввести налог на внешнеторговые операции российских производителей с компаниями, находящимися в офшорных зонах. По подсчётам аудиторов новый налог может привлечь в федеральный бюджет до $48 млрд в год.
В Счетной палате считают, что введение «офшорного» налога сделает экономически невыгодным заключение контрактов с компаниями, находящимися в офшорных зонах, с целью уклонения от уплаты налогов и сборов, сообщают «Известия».
Реализация данной меры, по мнению инициаторов, гораздо проще альтернативной системы, когда компания обязана платить налог с прибыли подконтрольной ей офшорной структуры.
Такая система действует в 15 государствах, в том числе США, Германии, Франции, Италии и Китае. Однако введение аналогичной меры в России потребует значительных изменений налогового законодательства. В частности, необходимо определиться с критериями, согласно которым офшорные компании будут считаться подконтрольными российским.
Введение «офшорного» налога представляется более простым решением. На сегодня он введён в Белоруссии: при заключении внешнеторговых контрактов с офшорами, белорусские компании платят в бюджет сбор в размере 15% от объёма операций.
Применение подобной схемы в России позволит дополнительно пополнять федеральный бюджет на $48,18 млрд в год.
Среди плюсов «офшорного» налога — достаточно простое администрирование и отсутствие необходимости создания сложных механизмов и вложения средств, отмечают эксперты.
Однако есть и те, кто считает, что инновация вряд ли развернёт вспять отток капитала из России и сократит масштабы уклонения от налогов. Противники инициативы говорят, что «офшорный» сбор, подобный тому, который существует в Белоруссии, — это налог на оборот, а не на прибыль от сделки.
В России, отмечают они, даже государственные компании используют офшорные механизмы для оптимизации налогов, а следовательно, надеяться на нововведение бессмысленно.
Вместе с тем, последние офшоры капитулируют перед налоговыми органами Европы. Как пишет «Коммерсантъ», между крупнейшими юрисдикциями мира уже создана система автоматического обмена информацией.
Кроме Великобритании, Германии, Франции, Италии, Испании и США, в систему войдут Каймановы и Бермудские острова, Британские Виргинские острова, Гибралтар, Мэн и Гернси.
Страны G5 будут обмениваться с налоговыми органами именами, адресами, датами рождения и номерами счетов клиентов-налогоплательщиков.
Налоговые органы также смогут потребовать детализацию баланса: поступлений расходов денежных средств.
Уже в мае 2013 года США будут иметь доступ к информации с Каймановых островов и Британских Виргинских островов – лидеров по оптимизации налогов.
Таким образом, чем больше стран присоединится к системе налогоконтроля, тем сложнее будет обойти правила FATCA и избежать выплаты национальных налогов. В соглашении, подписанном Каймановыми островами с Великобританией и G5, указано, что оно соответствует модели межправительственных соглашений в рамках американского акта FATCA, который предполагает, что налоговая служба США будет преследовать уход от налогов в других юрисдикциях.
Теперь использовать страну-резидента в качестве «буфера» для отмывания денег станет значительно дороже, а информация о подобных финансовых махинациях может стать основой и доказательной базой для судебных исков.
Тем не менее, британские экономисты опасаются, что схема не позволит эффективно уничтожать схемы налоговой оптимизации, так как даже при предоставлении полной информации об операциях в офшорах предъявление на ее основе налоговых требований невозможно.
Это является одной из причин, по которой Россия медлит с вступлением в «автоматический» налоговый информационный поток.
Схема отношений России и Кипра относительно последнего кредита, предоставленного республике, выстроена на обязательном предоставлении информации об операциях российских резидентов, но исключительно по «обоснованным запросам».