Деньги Лукашенко зависли на Кипре?
11.04.2013, 17:54
Формальные владельцы пытаются срочно перевести их в Латвию. Среди них замечен российский олигарх Мазепин.
Полный масштаб бедствия, причиненного российской экономике разразившимся финансовым кризисом на Кипре еще только предстоит осознать, однако, уже понятно, что для отдельных российских компаний он будет иметь катастрофические последствия. Так, на кипрские компании зарегистрированы ГМК "Норильский никель", принадлежащая Владимиру Потанину и Олегу Дерипаске, "Евраз" и шахта "Распадская", подконтрольные Роману Абрамовичу, НЛМК Владимира Лисина, СУЭК Андрея Мельниченко, "Мечел" Игоря Зюзина, "Северсталь" Алексея Мордашова, "Уралхим" Дмитрия Мазепина. Последнего, кстати, совсем недавно видели на острове, причем, по версии очевидцев, для перехода границы российский олигарх воспользовался белорусским дипломатическим паспортом, сообщает Moscow-post .com.
Для кипрской компании Uralchem Holding P.L.C., владеющей всеми предприятиями группы "Уралхим", наступают трудные времена. Так, в 2012 году при оборотах группы в 2,4 млрд. долларов и операционных прибылях в 734 млн. долларов только льготное кипрское налогообложение позволило обеспечить чистую прибыль группы в размере 665 млн. долларов. При происходящих в настоящий момент на острове изменениях в сфере корпоративного налогообложения компании сложно будет обеспечить сопоставимые с удачным 2012 годом прибыли и, вероятно, владельцам "Уралхима" придется сменить место регистрации своей головной компании.
Однако даже не это является основной кипрской проблемой для Дмитрия Мазепина. Информированные источники сообщают, что на счетах временно не функционирующих кипрских банков заблокированы значительные средства, принадлежащие латвийской компании Uralchem Trading SIA, также входящей в холдинг "Уралхим".
Эта компания, созданная официально только в апреле 2009 года для оптовой торговли удобрениями через Рижский свободный порт стремительно ворвалась на латвийский рынок и уже в 2011 году стала крупнейшей компанией Латвии по нетто-обороту. Обладающая штатом всего в 22 сотрудника и уставным капиталом в 140 тыс. лат (259 тыс. долларов) компания в 2010 году смогла генерировать поступления в размере 456,5 млн. лат (844,5 млн. долларов). В 2011 и 2012 гг. ее годовые обороты превышали уже 1 млрд. долларов. Так оборот за 2011 год составил почти 720 млн. лат. При этом за тот же 2010 год прибыль компании не превышает не превышает 15 млн. лат., а за 2011 год 13 млн. лат.
Таким образом, за более чем три полноценных года работы на счетах в банках, преимущественно кипрских, Uralchem Trading SIA удалось аккумулировать более 3 млрд. долларов, "чистых" и легализованных - т.е. перечисленных формально поставщикам за продажу удобрений при фактически ничтожных собственных прибылях. Видимо, спасать сейчас эти деньги и бросился Дмитрий Мазепин, захваченный как и многие российские предприниматели, неожиданной волной кипрского кризиса. И это будет, как минимум, непростой задачей.
Пролить свет на реальное происхождение и круг подлинных хозяев более чем трех миллиардов долларов, сделавших практически одномоментно Uralchem Trading SIA крупнейшей компанией в маленькой Латвии помогают несколько фактов. Так, для белорусской элиты вовсе не секрет, что белорус по происхождению Дмитрий Мазепин уже с середины 2012 года готовился к приходу на пост вице-премьера Республики Белоруссия, о чем, по некоторым данным, информировал как свое бизнес-окружение, так и дружественные ему группировки, в том числе руководителя концерна "Белнефтехим" Игоря Жилина и примыкающих к нему белорусских силовиков.
Лишь своевременная утечка о назначении в украинских СМИ, возможно, произведенная аппаратной группировкой, близких к вице-премьеру Владимиру Семашко, который активно сопротивляется предстоящему назначению, вызвала скандал и помогла отсрочить до поры до времени данное событие. В настоящее время подковерная борьба в белорусских верхах усиливается и в нее вовлекаются все большее число сторон.
Официально Дмитрий Мазепин может быть назначен (если, конечно, спасет на Кипре доверенные ему в управление белорусские деньги) для привлечения российских кредитов и российского капитала в испытывающие значительные экономические проблемы республику. Однако, на самом деле главной задачей российского олигарха, исправно выполняющего последние несколько лет самые деликатные финансовые поручения белорусского руководства, будет "правильная", проведенная с учетом всех необходимых интересов самой высокой белорусской персоны приватизация ценных белорусских активов: предприятий "Беларуськалий" и "Гродноазот".
В свое время другой российский олигарх Сулейман Керимов пренебрег деликатностью и, можно сказать, иезуитской изощренностью коррупционных схем и межклановых отношений в Белоруссии и поплатился за это: "Беларуськалий" прошел мимо него. А воспользуйся он посредничеством своего знакомого Дмитрия Мазепина, а не Сулеймана Гуцериева, глядишь и результат был бы совсем другим...
Вообще, стоит признать, что Дмитрий Мазепин не только преуспел в успешной интеграции в белорусскую элиту (включая обретение столь удобного инструмента как дипломатическая неприкосновенность, обеспечиваемая зеленым белорусским паспортом) и ее внутренние "разборки", но и, как принято считать, действительно разработал (и реализовал) весьма талантливую схему легализации средств белорусского руководства на Западе.
Однако, кипрский кризис нанес по этой схеме очень серьезный удар. А вот случаен ли это удар - большой вопрос?
Так, газета "Ведомости" предполагала уже, что активное давление на Кипр со стороны ЕС может иметь под собой не столько экономическую, сколько политическую составляющую. И объект этого давления - влиятельная политическая персона из постсоветского мира. Но имя персоны – например, президента Беларуси Александра Лукашенко или кого-то другого - до сих пор никто назвать не решился. Хотя белорусская версия выглядит в данном случае нисколько не менее вероятной, чем российская.
Ведь неслучайно же именно сейчас Евросоюз произвел совсем недавно еще один важный намек- на этот раз уже Латвии: не надо принимать деньги, готовые и желающие «бежать» с Кипра. А иначе можно в ближайшее время получить аналогичные проблемы. В латвийских банках, как известно, средства, фактически контролируемые владельцем «Уралхима», но принадлежащие, возможно, не только ему, но и белорусским руководителям, тоже были замечены.
Думаем, латвийские власти примут во внимание горький кипрский опыт и намек ЕС примут к исполнению. А заодно проведут ряд активных мероприятий по очищению экономики от российских и белорусских средств сомнительного происхождения.
Так что, видимо, Дмитрию Мазепину стоит не только поспешить со спасением средств с тонущего острова Афродиты, но и привлечь весь свой креативный потенциал для поиска новой схемы успешной легализации своих и чужих денег в западных банках.