Транспортная безопасность в зеркале общественного мнения: данные ВЦИОМ
28.03.2013, 13:50
С точки зрения возможного теракта у россиян по-прежнему наибольшие опасения вызывает метрополитен – по данным нового исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), подобные страхи испытывает 41%опрошенных.
Воздушный транспорт в этом плане кажется респондентам гораздо менее уязвимым – здесь этот показатель составляет 22%. А меньше всего опасений с точки зрения возможных терактов у россиян вызывает городской наземный транспорт – автобус, трамвай, троллейбус и маршрутки (от 2% до 4%).
Такие цифры были представлены на прошедшем в РИА «Новости» круглом столе «Транспортная безопасность в зеркале общественного мнения: данные ВЦИОМ».
В 2013 году, по данным ВЦИОМ, 27% опрошенных заметили повышение внимания государства к вопросам обеспечения безопасности населения на транспорте — прежде всего по усилению контроля (появлению охраны, видеонаблюдения, металлоискателей) и возросшему количеству информации в СМИ.
Растет, по данным социологов, и уровень удовлетворенности россиян мерами, предпринимаемыми государством для обеспечения безопасности на транспорте: от 43% в 2011 году до 64% в нынешнем. Тем не менее темпы этого роста снижаются. «После того, как в 2012 году в рамках Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте видимые, ощутимые для населения мероприятия были реализованы, в 2013-м пошло некое привыкание», - так объясняет эту тенденцию гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров.
Возможно, эта тенденция связана и с тем, что в последнее время в рамках Ком-плексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте ставка делается на незаметные для большинства пассажиров средства обеспечения безопасности. Евгений Ночкин, представитель департамента транспортной безопасности и специальных программ Минтранса, привел в пример системы интеллектуального видеонаблюдения, которым оснащаются скоростные железнодорожные магистрали, в частности, трассы «Сапсанов».
Людям, едущим в «Сапсане», работа этих систем не видна, однако именно они позволяют серьезно повысить уровень защищенности высокоскоростного сообщения. Интеллектуальное видеонаблюдение, подчеркнул представитель Минтранса, планируется внедрять и в метрополитенах.
«Каким бы ни было техническое обеспечение транспортной инфраструктуры, без подготовки населения, без его грамотной позиции проблему обеспечения безопасности на транспорте не решить. Об этом говорит опыт США, Израиля и других стран. Если в США человек увидит на дороге нечто необычное, он обязательно позвонит в полицию и это – правила хорошего тона», - заявил в ходе круглого стола Сергей Груздь, главный редактор журнала «Транспортная безопасность и технологии».
К сожалению, пока что россияне в потенциально угрожающих ситуациях ведут себя далеко не по западным нормам. Так, в случае обнаружения бесхозных предметов или подозрительных людей 12% опрошенных предпочли выйти на следующей остановке, еще 12% - просто отойти подальше.
Еще 11% решили, что достаточно привлечь к подозрительному предмету внимание других пассажиров. 38% опрошенных сообщили об увиденном водителю, еще 10% - сообщили сотруднику полиции.
Еще один любопытный показатель – то, как сами опрошенные оценивают уровень гражданской активности в сфере безопасности. Лишь около четверти россиян - 23% - считают, что «большинство людей в нашем обществе готовы активно участвовать в предотвращении терактов, сообщать о подозрительных фактах». И почти половина опрошенных – 44% - разделяют другую точку зрения, гласящую, что «далеко не все люди готовы сообщать о каких-либо подозрительных фактах, указывающих на возможность теракта, предпринимать активные действия».
Справка:
Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте утверждена распоряжением правительства от 30 июля 2010 года. Ее цель - защита жизни и здоровья граждан от актов незаконного вмешательства на различных видах транспорта, в том числе террористической направленности.
На финансирование программы до конца 2013 года запланировано более 46 млрд рублей. На реализацию Программы в 2011 году были направлены средства федерального бюджета в объеме 11 256,4 млн рублей.