На российском автопроме поставлен крест
20.12.2012, 12:21
В уходящем году, произошло событие, поставившее крест на отечественной автомобильной промышленности. Французско-японский автомобильный альянс Renault-Nissan приобретает контрольный пакет – 50 % плюс одна акция – крупнейшего российского производителя «АвтоВАЗ», и фактически становится его владельцем.
«АвтоВАЗ», доведенный за последние годы до предбанкротного состояния, держится на плаву лишь благодаря масштабной поддержке со стороны правительства, – говорит экономист Владислав Жуковский. – И только благодаря получению государственных гарантий и рефинансированию долгов со стороны «Ростехнологий», долговая нагрузка компании снизилась с 53,6 млрд рублей в конце 2011 года, до нынешних 24 млрд».
При этом, по словам эксперта, разного рода административные расходы, за которыми прячутся бонусы и «золотые парашюты» управленцам «АвтоВАЗа», растут на 12-15 % ежегодно, на фоне неуклонно снижающейся доли продукции предприятия на авторынке страны.
В связи со «сменой власти» встает главный вопрос: какие марки автомобилей будет выпускать предприятие – отечественные или иностранные? К примеру, сейчас Nissan собирается запустить на конвейере «АвтоВАЗа» еще одну свою марку автомобиля – Datsun.
Правда, руководитель Renault-Nissan Карлос Гон заверил, что приоритет производства пока сохранится за маркой Lada, а Renault воспользуется мощностями «АвтоВАЗа» во второй половине 2013 года.
Однако о российских автомобилях на крупнейшем отечественном предприятии, наверняка, скоро придется забыть.
В лучшем случае, речь будет идти о выпуске «интернациональных» моделей – иностранных машин, закамуфлированных под отечественные марки Lada.
Это очень выгодно транснациональным автомобильным концернам, потому что позволяет им обходить высокие импортные пошлины, эксплуатировать дешевую рабочую силу и извлекать сверхприбыли за счет масштабных налоговых преференций.
При этом не происходит даже обещанного снижения цен на иностранные автомобили российской сборки - вся прибыль от снижения себестоимости производства, льготного налогообложения и дешевой рабочей силы оседает в карманах иностранцев.