ЕЩЁ НОВОСТИ
ГлавнаяЭкономика › Криминал и рынок нефтепродуктов

Криминал и рынок нефтепродуктов

09.10.2012, 14:35

Рост мировых цен на нефть имеет и обратную сторону. Чем больше стоит черное золото, тем сильнее соблазн приватизировать уже добытое. И если раньше незаконные врезки в нефтепроводы были нечастыми, то теперь открытое воровство из нефтяной трубы стало в ряде регионов разновидностью бизнеса, который ставит под угрозу надежность поставок топлива, является источником обогащения криминальных кругов и способствует разложению государственного аппарата. Если в 90-е годы сообщения об обнаруженных врезках в магистральные нефтепроводы (МН) были единичными, то в 2000-е их число стало быстро увеличиваться.

В начале 2000-х центром воровства российской нефти стала Чечня. В 2003 году здесь только по официальным данным было похищено 160 тыс. тонн нефти, по неофициальным – несколько миллионов тонн. В этом же году на территории республики было ликвидировано более 1 тыс. нелегальных мини-заводов, перерабатывающих ворованную нефть, а также 1200 нелегальных врезок.

Значительный масштаб приняли хищения нефти в Самарской области. Так, в сентябре 2003 года в Самаре была ликвидирована преступная группа, воровавшая нефть на протяжении полутора лет. За 2004 год в области было выявлено 576 преступлений, связанных с незаконной «нефтедобычей». Если в 2002 году сумма ущерба от воровства нефти составляла в области 3,9 млн рублей, то в 2003 году – более 8 млн рублей. Ликвидация каждой криминальной врезки обходилась в среднем в 50–60 тыс. рублей.

Большое число хищений нефти и нефтепродуктов совершалось в Иркутской области. За первое полугодие 2005 года на территории области была пресечена деятельность 12 групп, занимавшихся крупными хищениями нефти из федерального нефтепровода. У подозреваемых изъяли 500 тонн сырой нефти. Воровство нефти и нефтепродуктов в эти годы имело место и в ряде других регионов.

Так, в мае 2003 года в результате совместной операции УФСБ и УБОП УВД по Орловской области, а также сотрудников ОАО АК «Транснефтепродукт», с поличным задержана группа граждан, воровавших нефтепродукты из трубопровода «Транснефтепродукта». Задержанным было предъявлено обвинение в хищении нефтепродуктов организованной группой на сумму более 6 млн рублей (это примерно 900 тонн).

В Пензенской области в 2004 году выявили преступную группу, которая за 2 года похитила с помощью врезки в нефтепровод «Дружба» до 30 тыс. тонн сырой нефти. На территории Кузнецкого и Городищеского районов области действовало несколько криминальных групп, занимающихся хищениями нефти и бензина из трубопроводов.

На территории соседней Ульяновской области практически открыто действовало три полулегальных мини-завода, на которых перерабатывалась похищенная нефть. В августе 2004 года в Волгоградской области выявлено хищение с помощью врезки 150 тонн нефти.

В этом же месяце под Туапсе задержали три нефтевоза, на которых за одну ночь попытались увезти 70 тонн изъятой из трубопровода нефти. Похищенное сырье переправляли в Адыгею и Апшеронск, где на подпольных нефтеперегонных мини-заводах из него делали низкокачественный бензин. Суммарные потери от преступлений в сфере ТЭК ежегодно оценивались не менее 10 млн тонн готовой продукции. «Буквально на глазах из разряда редких криминальных проявлений это общественно опасное деяние трансформировалось в масштабную угрозу безопасности ТЭК», – сообщал НП «Центр научно-правовых инициатив Н.А. Лопашенко».

2006–2009 годы

О сокращении масштабов хищений заявил в мае 2009 года и министр МВД РФ Рашид Нургалиев, по словам которого в 2008 году зарегистрировано 387 нарушений целостности трубопровода (в 2007 году – 540), а за три месяца текущего года – 48 криминальных врезок, что на 21,3% меньше, чем в первом квартале 2008 года». Однако по данным других источников, масштабы хищений если и сократились, то незначительно.

В 2007 году в отчете «Ростехнадзора» отмечался «значительный рост случаев несанкционированного подключения в нефте- и нефтепродуктопроводы с целью хищения транспортируемого продукта». Согласно оценкам Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, общий объем потерь при транспортировке нефти в России в 2007 году составлял от 3 до 7% при общем объеме порядка 500 млн тонн. Двукратный разброс в оценках вызван тем, что не все компании раскрывают статистику происшествий.

По информации службы охраны ОАО «Лукойл-Пермь», у компании ежегодно воруется около 100 тыс. тонн нефти – это 1% от всего объема добычи, сообщал в мае 2008 года А.В. Казаков, советник генерального директора ОАО «Завод им. Г.И. Петровского». Из регионов в эти годы по-прежнему приходило немало сообщений о врезках в трубопроводы. На некоторых участках трубопроводов несанкционированные врезки были изготовлены через каждые 5–10 км.

Так, на территории Иркутской области в течение 2007 и 2008 годов было обнаружено 159 несанкционированных врезок. Реальное количество врезок могло быть гораздо больше. Запуск инфразвуковой системы мониторинга трубопроводов разработки НПФ «ТОРИ» на нескольких участках трубопроводов в 2008 году показал, что число несанкционированных подключений на этих участках в десять раз больше ранее обнаруженных.

В Дагестане воровство нефти приняло тотальный характер. Республика стала одним из крупнейших экспортеров нефтепродуктов на юге России, хотя региональная нефтедобыча в три раза меньше объема потребляемого в республике топлива. В 2008 году воровство нефти дошло до таких масштабов, что вообще возник вопрос об экономической целесообразности существования нефтепровода Баку – Новороссийск.

2010–2011 годы

Рост цен на топливо в эти годы привел к повышению прибыльности воровства топлива. В 2010 году на магистральных нефтепроводах было 452 незаконных посягательства, из них 282 несанкционированных врезки. В отчете МЧС о чрезвычайной обстановке в России в 2010 году говорилось об увеличении случаев загрязнения водных объектов и почвы нефтепродуктами, в частности, вследствие непрекращающихся случаев хищения нефти путем несанкционированных врезок в нефтепроводы.

Президент РФ Дмитрий Медведев на совещании в г. Омске по вопросам развития энергетики 12 февраля 2010 года выразил намерение разобраться с нелегальными нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ). На совещании было отмечено, что 116 заводов официально не сертифицированы и не зарегистрированы, но отгружают продукцию. Нефть на такие заводы попадает в результате несанкционированных врезок в магистральные нефтепроводы или в результате хищения на «узлах учета «Транснефти». Доля на внутреннем рынке «серых» нефтепродуктов, полученных на нелегальных мини-НПЗ, составляет порядка 10-15%.

Резко выросло в эти годы число сообщений в СМИ о врезках в нефтепроводы, особенно с середины 2011 года, что говорит о невозможности для трубопроводных организаций далее скрывать масштабы проблемы. Наибольшее число сообщений приходится на Иркутскую, Ленинградскую, Саратовскую области. Информация о хищениях нефти и топлива приходила из Пермской, Томской, Ярославской областей и республики Татарстан.

Особый размах приняли хищения нефти в Дагестане. В начале 2009 года там была реорганизована служба безопасности «Транснефти», так как действовавшая система охраны не справлялась с врезками. Охранявшие нефтепровод три местных отряда формально входили в службу безопасности «Транснефти», но на деле же контроль за их действиями со стороны государства был фактически утерян. Бойцы охраняли не трубопровод, а незаконные врезки», сообщал «Русский репортер». После реорганизации за год количество незаконных врезок в магистральный нефтепровод уменьшилось в три раза. Но в 2011 году ситуация снова резко обострилась.

За девять месяцев текущего года в нефтепроводе «Баку – Тихорецк» было зафиксировано недопоступление нефти в количестве более 50 тыс. тонн. Общие же потери в трубопроводе «Баку – Новороссийск» после проверок специальными датчиками были определены в размере до 500 тыс. тонн ежегодно – это около 10% от мощности этого трубопровода. Общая сумма ущерба при этом оценивается в 350–400 млн долларов.

В Дагестане воровство нефти превратилось в высокотехнологичный бизнес. Протяженность некоторых отводов, выполненных методом наклонного бурения, составляет больше 12 км, а врезки выполняются с использованием пластиковых труб, которые не могу обнаружить приборы. При этом похитители научились заменять взятую нефть водой из водопровода. В результате давление в нефтепроводе не падает, и следящая за протечками автоматика воровства не замечает. Всего таким образом за лето в систему попало 5 тыс. тонн воды. Система воровства, перевозок и сбыта миллионов тонн похищенной нефти и нефтепродуктов не может функционировать без пособничества со стороны органов власти. Это пособничество многообразно, например, в регионах существует практика не доводить до реальных сроков дела против пойманных похитителей.

В 2003 году в Орловской области за кражу нефтепродуктов из продуктопровода на сумму более 6 млн рублей виновные получили по 6 и 5 лет лишения свободы условно. В течение 2007 и 2008 годов на территории Иркутской области было обнаружено 159 несанкционированных врезок. Во всех случаях были возбуждены уголовные дела. С поличным задержано более 40 человек. Однако лишь одно из двадцати дел попало в суд.

Показательна история с обнаруженным нелегальным заводом в Саянске. Следствием мини-НПЗ был передан на ответственное хранение его же владельцу под видом установки по утилизации нефти. Посчитав мини-завод «установкой по утилизации углеводородного сырья», следователь фактически признал законными более двух километров отвода и криминальную врезку в магистральный нефтепровод.

В состав преступных сообществ, занимающихся хищениями нефти, обычно входят сотрудники силовых структур. Так, в Томской области начальник Каргасокского РОВД курировал преступную группу, занимавшуюся похищением газового конденсата, вырабатываемого Лугинецкой газокомпрессорной станцией. Следы «крыш» нефтяных воров тянутся на самый верх, о конечной точке можно только догадываться. В Саратовской области в декабре 2009 года был ликвидирован подпольный завод, к которому была проложена рельсовая ветка. Чтобы проложить железнодорожную ветку к подпольному заводу, он должен иметь «крышу» если не на уровне вице-премьера РФ, то минимум на уровне вице-губернатора или самого губернатора.

В 2004 году «Транснефть» выходила в МВД с предложением вернуть уголовную ответственность за повреждение нефтепроводов, однако оно осталось без ответа. Глава «Газпромнефти» Александр Дюков в начале 2010 года пожаловался на ситуацию с переработкой краденой нефти на мини-НПЗ президенту Дмитрию Медведеву. К июлю 2011 года Ростехнадзор провел две волны проверок таких предприятий. По состоянию на июль 2011 года проведены контрольно-надзорные мероприятия в отношении 291 предприятия, расположенного на территории 53 субъектов РФ. 68% предприятий осуществляли на момент проверки деятельность в режиме остановки. 90% не имеют необходимых средств контроля, 82% – материальных и финансовых ресурсов для ликвидации аварий и их последствий. Тем не менее за время проверок Ростехнадзор оштрафовал мини-НПЗ на 7 млн рублей, что меньше недельной выручки иного такого заводика.

В Дагестане сегодня уже трудно провести границу между нефтяными ворами, силовиками и чиновниками. Силовые структуры и власти часто отказываются возбуждать уголовные дела по фактам нефтяных преступлений. Например, в марте 2010 года милиционеры по прямому указанию районных властей вообще не подпустили специалистов «Транснефти» к трубе: просто заблокировали единственную дорогу, ведущую к обнаруженной врезке. Охранные структуры «Транснефти» собрали и передали местным правоохранителям списки членов ОПГ, занимающихся воровством нефти. Были указаны места врезок, фамилии и должности «черных нефтяников». Реакции не последовало.

Огромный нелегальный НПЗ на окраине села Терекли-Мектеб, видимый за несколько километров, не могли закрыть несколько месяцев. Местные власти на претензии «Транснефти» не реагировали. Прикрыть незаконный отбор нефти удалось только после прямых обращений в адрес первых лиц государства. После этого врезку ликвидировали, но сам завод по-прежнему стоит.

В Дагестане сегодня действует более сорока нефтеперерабатывающих заводов различной мощности. Такого количества НПЗ нет даже в Тюменской области. Часть заводов работает официально и даже платит налоги. По документам они перерабатывают нефть из соседней Калмыкии, но фактически она основательно разбавлена той, что высосана из трубопровода.

Воровство нефти в Дагестане – основа для финансирования бандформирований, коррумпированной части милиции и отдельных кланов.

Привлекательность незаконных врезок растет по мере роста цен на черное золото и роста потребностей местной «элиты». Несмотря на многомиллиардные хищения законодателям не удается добиться, чтобы в Уголовный кодекс был включен отдельный состав преступления, под который можно было бы подвести хищение нефти.

Наиболее очевидные последствия врезок в нефте- и продуктопроводы – опасность для здоровья и жизни населения и ущерб окружающей среде. Одной из крупных аварий нефтепровода в России вследствие незаконной врезки стала авария 28 июня 2005 года на нефтепроводе в Ульяновской области. Председатель комиссии ульяновской гордумы по экологии Александр Каплин рассказывал тогда, что 15-метровый фонтан нефти под давлением 15 атмосфер бил в течение суток, а нефть проникла в почву на глубину до 30 см. Объем вытекшей нефти мог составить 1000 тонн.

Вероятно, вследствие врезки в продуктопровод (дизельное топливо) возник пожар 28 июня 2005 года в 3 км от пос. Песчаные Ковали Лаишевского района Татарстана.

Экологические последствия разливов нефти глобальны. Нефть, пролитая из поврежденных трубопроводов, танкеров и добывающих установок, губит все живое, к чему «прикасается». Гибнет вся растительность. Пораженные районы становятся непригодными для обитания животных и птиц. Чтобы скрыть падение давления в трубе, «врезчики» в Дагестане закачивают туда воду, что наносит «Транснефти» и нефтяным компаниям репутационный ущерб, поскольку покупателям поставляется некондиционная нефть.

Когда эту технологию освоят нефтяные воры из других регионов, стоимость экспортной нефти из России непредсказуемо снизится на мировых рынках. Западные партнеры уже начинают говорить, что Россия не выполняет межправительственных соглашений по поставке бакинской нефти.

Врезки – это дырки в нефтепроводе, которые приводят к сокращению срока безаварийной службы трубы. Влияние большого числа врезок на долговечность нефтепроводов не изучено. Можно лишь предполагать, когда нефтепроводы начнут массово выходить из строя вследствие изменений в структуре металла в местах многочисленных врезок и последующей сварки. Чтобы оценить политико-социальные и экономические последствия воровства нефти, необходимо сделать предположения о количестве уворованной нефти.

В разных материалах, на которые приводятся ссылки в статье, разброс варьируется от 1 до 15%. Казалось бы, громадный разброс в цифрах объясняется просто. Системы обнаружения утечек, основанные на падении давления, улавливают утечки с интенсивностью около 1% от производительности трубопровода и более, развивающиеся за относительно короткое время (несколько секунд). Для магистрального нефтепровода с производительностью 10 000 куб. м/час этот предел чувствительности составляет 100 куб. м/час, или 2400 тыс. литров в сутки (40 железнодорожных цистерн).

Как видно, при такой чувствительности ни о какой регистрации утечек через несанкционированные врезки не может быть речи. В статье «Безопасность эксплуатации трубопроводов в 2010 году» cуммарные убытки от воровства оцениваются от 87 до 130 млрд долларов. С другой стороны, оценить масштабы хищений можно по стоимости новейших систем охраны. Стоимость оборудования для защиты от врезок в нефтепровод ориентировочно оценивается от 100 тыс. рублей на один километр, эту цифру надо удвоить за счет работ по установке и наладке.

Разработчики аппаратуры очевидно считают, что такую сумму владельцы трубопроводов могут выложить за гарантированное предотвращение врезок. При протяженности нефтепродуктопроводов системы «Транснефти» в 70 тыс. км общая стоимость систем охраны могла бы составить 1,4 млрд рублей. Потери от воровства нефти должны хотя бы раз в 20 превосходить эту величину, то есть их можно оценить в размере более 30 млрд рублей. Суммарная заработная плата чиновников федерального и регионального уровня оценивается порядка 400–500 млрд рублей.

То есть доходы от криминального воровства нефти могут быть сопоставимы с заработной платой всех чиновников России.

Это означает, что возможности для подкупа необходимой части чиновников у криминалитета безграничны.


Определяющим фактором, от которого прямо зависит динамика преступных посягательств на объекты ТЭК, является наличие криминального рынка нефти и нефтепродуктов. Новым объектом для криминального хищения нефти становится нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО).

По мнению экспертов, вокруг всего маршрута первой очереди ВСТО уже создана инфраструктура для осуществления незаконных врезок. Места там глухие, чиновники и милиционеры коррумпированные, а рядом Китай...

В материалах, посвященных проблемам криминальных врезок, подпольных НПЗ и «серого» рынка топлива, специалисты регулярно повторяют, что для решения проблемы необходима политическая воля. Резкий рост хищений нефти и нефтепродуктов в 2011 году однозначно подтверждает, что невозможно дальше тянуть с решением вопроса о борьбе с криминальными врезками и прощать чиновников, покрывающих воровство топлива и процветающий на нем криминальный бизнес.

Ситуация вышла за пределы отрасли и стала напрямую угрожать национальной безопасности государства.

Источник: ТПП-Информ

Accelerated with Web Optimizer