ЕЩЁ НОВОСТИ
ГлавнаяЭкономика › Эксперт: актуальные вопросы обеспечения транспортной безопасности

Эксперт: актуальные вопросы обеспечения транспортной безопасности

04.09.2012, 12:08

Транспортная система является одной из важнейших отраслей народного хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны. Являясь составной и исключительно важной частью инфраструктуры России, транспортный комплекс обеспечивает не только внутренние межотраслевые связи и потребности населения в перевозках, но и позволяет осуществлять доставку пассажиров и экспортно-импортных грузов различного назначения в интересах развития международного культурного и технического сотрудничества, а также интеграции России в Мировую экономику.

Дальнейшее развитие транспортной системы и обеспечение ее стабильного функционирования в условиях неослабевающей угрозы экстремизма и терроризма является стратегической задачей государства.

В предлагаемой статье данная проблематика рассмотрена руководителем Департамента морского и речного транспорта ООО «АМБ» Щербаковым Андреем Валентиновичем.

Основные цели и задачи обеспечения транспортной безопасности сформулированы в Федеральном законе «О транспортной безопасности» от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ. Целями обеспечения транспортной безопасности является устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, а также защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются:
- нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности;

- определение угроз совершения актов незаконного вмешательства;

- категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

- оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

- разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности;

- разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности;

- подготовка специалистов в области обеспечения транспортной безопасности;

- осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения транспортной безопасности;

- информационное, материально-техническое и- научно-техническое обеспечение транспортной безопасности.

В данной статье мне хотелось бы отразить отдельные аспекты практической реализации вышеуказанных целей и задач на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах (далее – ОТИ и ТС) морского и речного транспорта. В настоящее время на правительственном уровне разработаны и вступили в силу основополагающие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы обеспечения транспортной безопасности на различных видах транспорта, которые образуют основной костяк системы обеспечения транспортной безопасности.

Вместе с тем, процесс формирования нормативной правовой базы находится в постоянной динамике. В течении 2011–2012 годов ряд нормативных правовых актов уже претерпел изменения, по ряду актов изменения ожидаются в ближайшей перспективе.




В настоящее время приказом Минтранса России от 24 апреля 2012 года № 105 были изменены критерии категорирования ОТИ и ТС, ранее определенные приказом Минтранса России от 21 февраля 2011 года № 62. Также ожидается внесение отдельных изменений (уточнений) непосредственно в Федеральный закон «О транспортной безопасности» и в нормативные правовые акты, определяющие требования по обеспечению транспортной безопасности для различных категорий ОТИ и ТС, в том числе – в приказ Минтранса России от 8 февраля 2011 года № 41.

Первые шаги, первый опыт практической реализации задач по обеспечению транспортной безопасности на ОТИ и ТС водного транспорта показывает, что перечень вопросов, которые требуют дальнейшей проработки и актуализации, постоянно растет и умножается, как говорится: «поживем – увидим». В процессе глубоко изучения и осмысления установленных правил и норм, а также их последующего применения на практике обнаруживаются многочисленные, неуловимые на первый взгляд, различного рода несоответствия, противоречия, двоякие толкования и неопределенности. В связи с этим, в существующей нормативной правовой базе в области обеспечения транспортной безопасности достаточно трудно ориентироваться как специалистам, осуществляющим разработку документов по транспортной безопасности, так и сотрудникам, реализующих требования нормативных правовых документов на практике.

Одним из ярких примеров подобных несоответствий являются различные варианты трактования терминов – «технологический и перевозочный секторы зоны транспортной безопасности». Исходя из определений данных терминов, указанных в приказе Минтранса России от 8 февраля 2011 года № 41, следует, что они должны устанавливаться в зонах транспортной безопасности ОТИ и ТС, в целях обеспечения контролируемого доступа пакссажиров и материальных объектов по перевозочным документам (перевозочный сектор), а также в целях ограничения доступа пассажиров к технологическому оборудованию ОТИ и ТС (технологический сектор). На практике же, данное требование может быть применено и к ОТИ и ТС, не занимающихся обслуживанием и перевозками пассажиров. Вместе с тем, необоснованное установление данных секторов на объектах водного транспорта, осуществляющих только грузовые операции (а их большинство), автоматически влечет за собой необходимость принятия дополнительных организационных и технических мер обеспечения транспортной безопасности и, как следствие, – неоправданное и весьма существенное для субъекта транспортной инфраструктуры удорожание системы обеспечения транспортной безопасности.




Представьте себе грузовой, видавший виды, причал где-нибудь в Архангельской области, на котором осуществляется перевалка леса и работает десяток сотрудников предприятия. Выполняя установленные нормы и правила, необходимо будет оборудовать охранным ограждением не только периметр зоны транспортной безопасности ОТИ, но и периметры перевозочного и технологического секторов. Оборудовать каждый сектор контрольно-пропускными пунктами на границах данных секторов и обеспечить на них круглосуточное дежурство сотрудников охраны. Оснастить КПП рентгеновскими досмотровыми комплексами и другими техническими средствами обеспечения транспортной безопасности как в аэропорту «Шереметьево».

Статьей 4 Федерального закона «О транспортной безопасности» определено, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры – юридических лиц, которые являются собственниками ОТИ и ТС или эксплуатируют их на иных законных основаниях. Исключение составляют только ОТИ и ТС, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется исключительно федеральными органами исполнительной власти.

Угрозы совершения актов незаконного вмешательства в деятельность ОТИ и ТС, перечень которых определен совместным приказом Минтранса России, ФСБ России, МВД России от 5 марта 2010 г. № 52/112/134, носят террористический или криминальный характер.

Так как противодействие терроризму является функцией федеральных органов исполнительной власти, задачи по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и ТС должны выполняться комплексно, в тесном взаимодействии сил обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти и органами местного самоуправления, а также в соответствии с компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации.

Основные права и обязанности субъектов транспортной инфраструктуры в области обеспечения транспортной безопасности определены в статье 12 Федерального закона «О транспортной безопасности», требования по обеспечению транспортной безопасности для различных категорий ОТИ и ТС морского и речного транспорта установлены приказом Минтранса России от 8 февраля 2011 года № 41.

Необходимо заметить, что в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации, неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности, наказывается, в зависимости от последствий, лишением свободы на срок до семи лет либо штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей. Для юридических лиц размер штрафа может составить от двух до пяти миллионов рублей.

Кроме того, размер страховой премии напрямую зависит от степени реализации субъектом транспортной инфраструктуры требований по обеспечению транспортной безопасности.

В общем виде обязанности субъекта транспортной инфраструктуры по обеспечению транспортной безопасности можно сформулировать следующим образом:

- подача заявок в Росморречфлот на проведение категорирования всех ОТИ и/или ТС, находящихся в собственности или эксплуатируемых на иных законных основаниях;

- привлечение специализированной организации для проведения оценок уязвимости ОТИ и/или ТС на основе заключения гражданско-правовых договоров, обеспечение утверждения результатов оценок уязвимости в Росморречфлоте в установленные законодательством сроки;

- разработка планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС на основе результатов проведенных оценок уязвимости, обеспечение утверждения планов в Росморречфлоте в установленные законодательством сроки;

- реализация и практическое внедрение утвержденных планов обеспечения транспортной безопасности на ОТИ и/или ТС в установленные законодательством сроки.

Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится с целью отнесения их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий.




Приказом Минтранса России от 21 февраля 2011 г. № 62 установлено четыре категории объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в порядке убывания их значимости – первая, вторая, третья и четвертая. Уточненные критерии, по которым осуществляется категорирование ОТИ и ТС, установлены приказом Минтранса России от 24 апреля 2012 года № 105.

Категория присваивается объекту транспортной инфраструктуры или судну Федеральным агентством морского и речного транспорта. Категорированные объекты и суда включаются в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Анализ существующей практики подачи заявок субъектами транспортной инфраструктуры на категорирование ОТИ и ТС показывает, что зачастую субъекты транспортной инфраструктуры не в полной мере способны разобраться во всех тонкостях и нюансах данной работы. Порою, субъекты подают не точные или противоречивые сведения, иногда действуют даже в ущерб собственным интересам, так как не всегда осознают степень своей ответственности за предоставляемые в Росморречфлот материалы. В большей части это касается правоустанавливающих документов на земле- и водопользование (в заявках необходимо указывать кадастровые номера всех земельных участков, относящихся к ОТИ). Также это относится и к представляемым сведениям по зданиям, строениям и сооружениям, входящим в состав ОТИ, их балансовой стоимости, по количеству людей, которые могут одновременно находиться в зоне транспортной безопасности.

В ходе последующего проведения оценки уязвимости все допущенные субъектом транспортной инфраструктуры ошибки и несоответствия, как правило, вскрываются. В отдельных случаях это приводит к необходимости перекатегорирования ОТИ или ТС и, соответственно, проведению дополнительной оценки уязвимости.

На наш взгляд, при оформлении заявки на категорирование ОТИ и/или ТС, целесообразно воспользоваться помощью специализированной организации, которую субъект транспортной инфраструктуры намеревается привлечь для проведения оценки уязвимости. С одной стороны, это обеспечит полноту и качество представления данных в Росморречфлот, в тоже время, это позволит заранее сделать вывод о состоятельности и компетенции привлекаемой специализированной организации.

Существующий порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (Федеральный закон «О транспортной безопасности» и приказ Минтранса России от 12.04.2010 г. № 87) предусматривает, что оказание услуг по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств могут осуществлять только специализированные организации, прошедшие аккредитацию в соответствующих Федеральных агентствах по видам транспорта на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым ФСТ России.

Специализированные организации проводят оценку степени защищенности объектов и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Результатом данной работы является:

- описание технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, а также организации их эксплуатации, определение границы зоны безопасности и перечня критических элементов объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства;

- описание системы принятых субъектом транспортной инфраструктуры мер по защите от актов незаконного вмешательства, а также оценка степени ее соответствия требованиям по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

- описание способов реализации потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства применительно к модели нарушителя;

- определение дополнительных мер, которые необходимо принять субъекту транспортной инфраструктуры на объекте транспортной инфраструктуры и/или транспортном средстве в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности.

Результаты проведенной оценки уязвимости оформляются в виде отчета и в установленном порядке представляются в Федеральное агентство морского и речного транспорта на утверждение.

Необходимо отметить, что оказание услуг по проведению оценок уязвимости ОТИ и ТС регулируется тарифами, установленными ФСТ России. Таким образом, стоимость оказания данной услуги должна быть одинаковой у любой из специализированных организаций, независимо от выбора. К критериям выбора той или иной специализированной организации можно отнести, пожалуй, только деловую репутацию, опыт и результативность ее работы в данной области. Также не маловажное значение имеет способность привлекаемой организации оказать весь необходимый комплекс работ и услуг, о чем будет сказано ниже.

Разработка и реализация планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС осуществляются субъектами транспортной инфраструктуры (приказ Минтранса России от 11.02.2010 № 34). В условиях, когда еще не сложились единые подходы и требования, предъявляемые к структуре, содержанию и оформлению данных документов, зачастую данная задача становится непосильной для субъекта транспортной инфраструктуры. Практическое внедрение планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС, предусматривает разработку субъектами целого ряда организационно распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и ТС, а также разработку проектов и их техническое оснащение инженерно-техническими системами (средствами) обеспечения транспортной безопасности.



Для решения вышеуказанных задач субъекты транспортной инфраструктуры вынуждены прибегать к услугам специализированных организаций, способных в установленные сроки гарантированно выполнить весь комплекс услуг и работ в сфере обеспечения транспортной безопасности, а также обеспечить сопровождение документов по обеспечению транспортной безопасности в ходе их рассмотрения в Федеральных агентствах по видам транспорта.

ООО «АМБ» (Москва), давно зарекомендовала себя на рынке консалтинговых услуг как надежная, динамично развивающаяся компания, уверенно занимающая лидирующее положение среди специализированных организаций в области обеспечения транспортной безопасности, а также среди уполномоченных организаций, занимающихся разработкой документов в соответствии с требованиями Международного кодекса по охране судов и портовых средств.

ООО «АМБ» имеет свои представительства в Северо-Западном, Южном и Дальневосточном федеральных округах, а также, в рамках созданного консорциума «АМБ», гарантирует заказчику своевременное выполнение полного комплекса работ и услуг, включая консалтинг, проектирование и техническое оснащение ОТИ и ТС инженерно-техническими системами (средствами) обеспечения транспортной безопасности.

В августе 2011 года в ООО «АМБ» было завершено формирование Департамента морского и речного транспорта, который на сегодняшний день включает в себя три экспертных подразделения. Два подразделения специализируются на проведении оценок уязвимости и разработке планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС морского и речного транспорта. Также в состав Департамента входит экспертное подразделение, которое осуществляет разработку документов для конвенционных судов и портовых средств, на которые одновременно распространяются как требования Международного кодекса по охране судов и портовых средств, так и требования Федерального закона «О транспортной безопасности».

Сотрудниками Департамента накоплен богатый опыт в проведении оценок уязвимости и разработке планов обеспечения транспортной безопасности. Всего выполнено более 150 отчетов о проведенных оценках уязвимости на ОТИ и судах различных классов, из которых в настоящее время 113 уже утверждены Росморречфлотом. Департаментом также разработаны 78 планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ и судов, из которых 62 утверждены Росморречфлотом.

В целом по отрасли на текущий момент данные результаты являются одними из лучших.

Не могу сказать, что все у нас получается «без сучка и задоринки», но мы имеем выверенную, сбалансированную, и в тоже время, гибкую концепцию, которая отражает наши взгляды и подходы в разработке планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ с учетом требований нормативно правовых документов. Она основана на многолетнем опыте разработки документов в соответствии с требованиями международного законодательства. Итоговые документы по транспортной безопасности, разработанные Департаментом в контексте данной концепции, получили одобрение со стороны Управления транспортной безопасности Россморречфлота.

В заключительной части данной статьи хочу коснуться отдельных проблемных вопросов, требующих, на наш взгляд, широкого общественного обсуждения и оперативного решения на правительственном уровне. Так, одним из основополагающих принципов обеспечения транспортной безопасности, указанных в статье 3 Федерального закона «О транспортной безопасности», является интеграция в международные системы безопасности.

Прежде всего, необходимо отметить, что на морском транспорте накоплен уникальный многолетний опыт разработки и практической реализации планов охраны портовых средств и судов (далее – Планов охраны) в соответствии с положениями Главы XI Международной Конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года и требованиями Международного Кодекса по охране судов и портовых средств.

Вместе с тем, к нашему глубокому разочарованию, данный опыт в недостаточной степени был использован как при формировании нормативной правовой базы в области обеспечения транспортной безопасности, так и в практических аспектах реализации требований и мер по обеспечению транспортной безопасности на ОТИ и ТС морского и речного транспорта. Из-за некоторых различий в структурах построения систем управления и понятийном аппарате, используемом при разработке планов обеспечения транспортной безопасности и планов охраны, на морском транспорте сложились две дублирующие друг друга системы безопасности. Они построены на схожих принципах, распространяются на одни и те же объекты морского транспорта, но, как оказалось, из-за несовершенства нормативной правовой базы не способны объединиться между собой.

Это обстоятельство создает множество проблем в реализации требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах водного транспорта, которые впоследствии могут привести к негативным последствиям. Вместе с тем, положения Международного кодекса по охране судов и портовых средств, предусматривают возможность применения национальных требований по обеспечению транспортной безопасности, если они не снижают международных требований. По нашему мнению, структура и содержание планов обеспечения транспортной безопасности всех ОТИ и ТС морского и речного транспорта, в том числе не попадающих под действие международного законодательства, должны в максимальной степени соответствовать уже проверенным на практике планам охраны судов и портовых средств.

Планы обеспечения транспортной безопасности и планы охраны должны быть, если не сведены в единый документ, то, по крайней мере, – унифицированы по своей структуре и содержанию. В содержании данных документов должны быть учтены и отражены в полном объеме все положения, предусмотренные пунктом 4 приказа Минтранса России от 11.02.2010 № 34, а также другие положения в соответствии с требованиями приказов Минтранса России от 08.02.2011 № 41, от 16.02.2011 № 56 и от 06.09.2010 № 194.

По нашему глубокому убеждению, эффективная и плодотворная работа специализированных организаций и субъектов транспортной инфраструктуры по внедрению и реализации на водном транспорте требований по обеспечению транспортной безопасности возможна только при дальнейшем совершенствовании существующей нормативной правой базы по пути ее интеграции в международные системы безопасности.

ООО «АМБ» (Москва)

Адрес: 109469, г. Москва, ул. Братиславская, 29 к.1

Тел./факс: +7 (495) 632-00-09, +7 (499) 418-00-37

E-mail: info@amb-expert.ru


Accelerated with Web Optimizer